Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Токайдо. Дорога впечатлений

Обзор № 621 от 03.02.2014, 7785 просмотров
Любое путешествие - это яркие эмоции и впечатления, особенно если преодолевать расстояние пешком, любуясь пейзажами и знакомясь с местными обычаями. Вечерами, наблюдая за закатом из окна придорожной гостиницы, можно послушать поучительные истории от почтенных старцев или выйти на свежий воздух и искупаться в горячем источнике, восстановив силы перед дальней дорогой. Сегодня на Розовом диване - "размеренномедитативная" настольная игра "Токайдо".


Несколько веков назад в Стране Восходящего Солнца лучшим маршрутом для обретения внутренней гармонии считалась дорога Токайдо, протянувшаяся между Эдо и Киото. По ней, менее чем за две недели, путешественники неспешно преодолевали около 500 км вдоль юго-восточного побережья острова Хансю. 

По всей длине тракта стояли чайные домики, а через каждые 8-10 км были построены сюкубо  - аналог постоялых дворов, где путешественники могли остановиться на ночлег и сменить носильщиков. Живописные пейзажи вдохновляли художников на создание гравюр, а поэты слагали хокку, растворяя стихи в вечернем саке. 

В современной Японии города Токио (Эдо) и Киото соединяет железная дорога, по которой за 2.5 часа поезд доставит вас в пункт назначения со скоростью 300 км/ч. Никакой романтики... 


Внутри стандартной белоснежной коробки расположилась стопка картонных тайлов, колода карт, горсть картонных монет, фишки путешественников, план дороги с её достопримечательностями, путеводитель по Токайдо и чистый горный воздух, которого хватит на 12 дней неспешного пути.


На игровом поле изображена знаменитая дорога, по бокам которой находятся гостиницы, деревни, храмы и горячие источники. Во время путешествия путники могут наслаждаться пейзажами и общаться с местными жителями. Так как Токайдо частично пролегала по горной местности, для создания изысканной атмосферы отечественный издатель придал лёгкий изгиб трём частям раскладывающегося поля.


В путь может отправиться до пяти игроков, которые возьмут на себя роль одного из 10 персонажей, изображённых на толстых картонных тайлах. Каждый персонаж имеет индивидуальное свойство и стартовый капитал. Отверстие в левом верхнем углу предназначено для опознавательного маркера игрока.


Маркер этот изготовлен из картона и совпадает по цвету с деревянной фигуркой путешественника. На практике данный аксессуар не столь важен, но придаёт игре особый шарм (как и всё в коробке). 50 картонных монет с прорубленными в центре отверстиями используются игроками для денежных операций.


В путь отправятся пять деревянных фигурок, а победные очки на треке, идущем вдоль дороги, отметят круглые диски соответствующего цвета.


Игрокам предстоит собрать по частям три вида пейзажей, используя 60 квадратных карточек, имеющих сквозную нумерацию. Типы карт отличаются рубашками и составляют единую картину в случае полного завершения сета.


Во время странствий соперники посетят горячие источники (12 карт), приобретут сувениры (24 карты), восстановят силы в гостинице (25 карт) и повстречаются с колоритными людьми (10 карт). Итоговые достижения отмечаются семью специальными картами.


Изысканные рисунки создают соответствующую умиротворённую атмосферу. Спокойные тона, колоритные иллюстрации, информативные значки (игра не зависит от языка) - всё продумано и реализовано с особой любовью.
 

Внизу карты указана её стоимость в монетах, количество победных очков, тип (только для сувениров) и бонусы. Картинки и названия способствуют погружению соперников в атмосферу древней Японии.

Мудр тот, кто путь свой неспешно пройдёт. Токайдо…


Расположите дорогу в центре стола, неподалёку сформируйте денежный банк и положите призовые карты. 


Не спеша разделите карты деревни, горячих источников, встреч и трапезы на четыре стопки, каждую перемешайте и разместите в верхней части поля картинкой вниз.


Карты пейзажей рассортируйте в порядке возрастания и также выложите на поле в соответствующие локации. 


Случайным образом выберите персонажа и комплект игрока одного из пяти цветов. Маркер установите в отверстие карточки, фигурку выставьте на игровое поле, а диск - на трек очков. Стартовый капитал указан в правом верхнем углу карты. Перед игрой изучите особое свойство героя - оно пригодится в пути.


Фигурки размещаются в стартовой гостинице города Киото друг за другом. От расположения будет зависеть очерёдность хода - отстающий всегда ходит первым.

В свой ход игрок должен переместить фишку вперёд по дороге в любую свободную локацию, но не дальше ближайшей гостиницы. Если локация занята фишкой оппонента, то останавливаться в ней запрещено. Исключение: при участии 4 или 5 игроков можно занимать ответвления - дополнительные участки пути. 

Всего существует восемь типов остановок и гостиницы. 


В деревне продаются сувениры, без которых любое путешествие - лишь потраченное время. Прибыв в локацию, путник снимает с колоды три верхних карты, покупает одну, а оставшиеся возвращает под низ общей стопки на поле. 

Обратите внимание на значок в правом нижнем углу, он определяет тип сувенира: одежда, предмет искусства, безделушка, еда. Для получения максимального количества очков необходимо собирать сеты, состоящие из разных типов карт.


Собрав полный набор, игрок получит 7 победных очков, за три карты - 5, за две - 3 и за одну - 1. При этом никто не запрещает составлять несколько сетов одновременно, но при подсчёте очков карты из одного набора не могут входить в состав другого. 


На восстановление храма можно пожертвовать от 1 до 3 монет. Жетоны размещаются на поле стопками в локациях, совпадающих по цвету с маркером игрока. 


Путешественник, пожертвовавший храму к концу игры больше всех монет, получит 10 очков, следующий за ним - 7, и так далее, в соответствии с подсказкой.


Остановившись в живописном месте, путник просто обязан увековечить прекрасный вид на гравюре! Возьмите одну карточку, совпадающую по цвету с местом привала. Составлять можно только по одной картине (сету) каждого типа и только в строгой очерёдности карточек. Вначале берёте первую, затем  - вторую и так далее. Завершив пейзаж, собрать его повторно нельзя.


Каждая карточка пейзажа немедленно приносит указанное на ней количество призовых очков (передвиньте маркер по треку).  Игрок, раньше других собравший пейзаж определённого типа, получает соответствующую призовую карточку, приносящую три победных очка. Последующие художники такой бонус не получают.


Местное население очень приветливо и всегда приглашает путников в чайные домики - снимите верхнюю карту с соответствующей колоды и посмотрите, какой подарок вам приготовила судьба. Это могут быть деньги, карта пейзажа или сувенир. Карту случайного знакомого сохраните, так как она пригодится при итоговом подсчёте.


В деревне можно совершенно безвозмездно получить у местного казначея три монеты, пополнив, тем самым, свой кошелёк. Количество финансов в резерве игрока не ограничено.


Хочу отметить, что при игре вчетвером или впятером можно занимать вторую позицию в локации. При этом фигурка, стоящая на отдалении от дороги, считается отстающей. Например: фиолетовый игрок, когда его обгонят жёлтый и синий путешественники, отправится в путь раньше зелёного.

На дороге странники могут восстановить силы приняв ванну в горячих источниках, а заодно получить карты с верхней части поля.


Игрокам повстречается четыре гостиницы, все их необходимо посетить. Первый путешественник, прибывший на постой, встаёт на ближайшую к дороге отметку и снимает с колоды трапез количество карт, на единицу превышающее число игроков. 


Единолично ознакомившись с меню, первый посетитель гостиницы покупает одно блюдо, а остальные карточки располагает рядом с полем картинкой вниз. Последующие путешественники просматривают оставшиеся карты, покупают одну и так далее. Последняя карточка уходит под низ общей колоды.

Каждая трапеза приносит 6 победных очков и остаётся у игрока до конца игры. Приобретать в личную коллекцию два одинаковых блюда запрещено.

Как только последний игрок прибудет в гостиницу, он продолжает путь первым, так как стоит в конце очереди.


Как вы помните, каждый персонаж обладает особым свойством. Например, Хиросигэ в каждой гостинице перед выбором трапезы получает одну карточку пейзажа по своему выбору.


А Кинко (интересно, что он может увидеть в таком головном уборе) в той же гостинице покупает блюдо, потратив на одну монету меньше. Например: при стоимости карты в одну монету она достаётся Кинко бесплатно!


Путешествие заканчивается в последней гостинице, и наступает подведение итогов продолжительного и насыщенного впечатлениями путешествия.


Начнём со знакомых, которых игроки повстречали на своём пути - наиболее общительный получает призовую карту. Собрали больше всех сувениров? Получите карту коллекционера и три победных очка. Потратили больше всех денег на еду? По праву признаётесь гурманом, о чём свидетельствует специальная карта. Аналогичным образом поступают с самым активным купальщиком - он также получает три победных очка.


К полученному результату добавьте призовые очки за пожертвования в храме. Итоговый результат выявит самого просвещённого и одухотворённого путешественника. Остальным, как это принято в Японии, необходимо сочинить хокку в честь победителя.

Полон рюкзак сувениров, всё тело омыто,
Гравюра написана мной, весь общения полон.
Но местные яства! Не уехать мне из Токайдо… 


Красивая и спокойная игра, которая подойдёт для семейных вечеров и игр с детьми. Соперники неспешно путешествуют по дороге, посещая по пути различные локации и составляя пасьянсы. "Токайдо" - игра для отдыха и получения положительных эмоций. Наслаждайтесь иллюстрациями, раздумывайте над каждым шагом, выпейте чашечку китайского чая… Это, пожалуй, первая игра, которая изначально настраивает соперников на спокойную конкуренцию, а проигрыш не воспринимается столь эмоционально даже ребёнком. 

Тем не менее, игра не сводится к простому передвижению фишек по дорожке. Необходимо следить за соперниками, стараться заблокировать им необходимые локации, успеть отстать от группы в начале пути, а затем среди первых прибыть в гостиницу. Одним словом, подумать есть над чем. При этом, как показала практика, отставание игроков друг от друга составляет 1-2 очка, что говорит о сбалансированности игрового процесса. 

Садиться за игровой стол, на мой взгляд, лучше вчетвером. В таком составе мы один раз прошли Токайдо без "ответвлений" (блокирование локаций). По общему мнению, игра от этого только выиграла и приобрела остроту. Хотя, и в "медитативном режиме" есть огромные плюсы, особенно новичкам, которые смогут играть наравне с профессионалами буквально после первой же гостиницы.

Красивая и несложная семейная игра для спокойных партий и получения медитативно-положительных эмоций.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Комментарии (10)
Спасибо за прекрасный обзор! Нам и вдвоём и вчетвером понравилось играть) Впечатления остались очень позитивные! Действительно наслаждаешься процессом и антуражем игры!) С новичками идёт отлично!
Ольга   |   03.02.14
Пожалуйста :) Вдвоём более спокойная и продуманная получается, вчетвером - немного конфликтная.
Gravicapa   |   04.02.14
Отличная игра и душевный обзор! Спасибо Саш. Надо бы поправить абзац: >Во время странствий соперники посетят горячие источники (12 карт), приобретать сувениры (24 карты), восстанавливать силы в гостинице (25 карт) и встречаться с колоритными людьми (10 карт).
Journeyman   |   04.02.14
Спасибо! Извиняюсь, немного "накосячил" с текстом - проверял вечером, устал после работы, был рассеян :) Всё поправил. Спасибо ещё раз.
Gravicapa   |   04.02.14
Здравствуйте, очень давно читаю Ваш блог, но пишу первый комментарий. На днях, вдохновившись Вашим обзором, наконец, купили игру Tokaido c двумя приложениями Crossroads и Matsuri. Наш экземпляр с правилами на испанском и португальском фирмы Devir. В правилах (в скачанных на русском в том числе) написано, что к посещению обязательны все 4 гостиницы на Пути. Подскажите, пожалуйста, непонятно следующее: чтобы получилось четыре, значит необходимо зайти или в первую в Киото, что странно, или в последнюю в Токио (Эдо) . Потому что на игровом поле между этими двумя пунктами расположены только три гостиницы. Как быть в этом случае? И давно хотим поблагодарить за рекомендацию TALO. Одна из любимых игр.
Qiren   |   12.05.17
Добрый день. Постоялый двор - место обязательной остановки, пропустить его невозможно. Вы обязаны остановиться в каждом постоялом дворе и дождаться остальных (страница 5 правил). Постоялых дворов даже пять - от первого вы начинаете свой путь (кружочек со столбиком) :)
Gravicapa   |   15.05.17
Спасибо. То есть прямо в первом постоялом дворе в начале пути мы все и начинаем отдыхать и веселиться? Не пропуская его.
Qiren   |   15.05.17
Конечно :)
Gravicapa   |   15.05.17
Cкорее не так. Путник ОБЯЗАН посетить все гостиницы на пути (4шт) и только в них использовать свойства. Из правил: Путник, который первым прибыл в гостиницу, берёт карты из колоды трапез по числу участников партии и одну добавочную (например, в партии на троих он берёт 4 карты).Он изучает карты, не показывая их соперникам
DOMiNiON   |   16.05.17
Хочу добавить. Многие ругали руссифицированную версию Токайдо за качество. У нас основная игра испанского издательства Devir, а дополнения Crossroads и Matsuri французские - FunForge. Такая же проблема как в локализованной в России игре: когда на карте путешественника освобождаешь круглое отверстие для того, чтобы туда вставить жетон, нужно это делать очень осторожно с помощью чего-нибудь острого - повреждается и отходит бумага по краям. И почему- то у приложения Matsuri фон этих карт путешественников не белый, а чуть розовый. Карты отличаются. Вообще качество печати игр упало везде. С играми из 80-х и 90-х не сравнить. У нас Elfenland и самая любимая игра Cafe International куплены первые выпуски. Там и краски и печать совершенно другие. Сейчас ждем юбилейный выпуск 7 Wonders, как-то мимо эта игра прошла, так ходят слухи, что он будет напечатан не очень и надо искать старую версию на ebay.
Qiren   |   19.05.17
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр