Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Терра Мистика. Клондайк для магов

Обзор № 819 от 20.01.2015, 10801 просмотр
Неизведанные территории тысячелетиями манят к себе исследователей и поселенцев, мечтающих обосноваться на новых землях и зажить в довольстве и достатке. Каждая раса старается обустроить место своего обитания, создать города, наладить торговлю с соседями и укрепить границы владений при помощи крепостей. Через несколько лет лишь легенды будут напоминать коренным жителям о том, что их земли некогда были необитаемы… Сегодня на Розовом диване – землиразвивающая настольная игра «Терра Мистика».


«Терра Мистика» - скрытая за высокими горами земля, открытая три луны тому назад разведчиками Хаоса. Плодородные земли, бурные реки, густые леса… На таинственном клочке земли представлены все типы местности, пригодные для обитания любой из четырнадцати рас. Снарядив передовые отряды, волшебные народцы отправились навстречу приключениям в надежде обрести на земле «Терра Мистика» свой новый дом.


Увесистая коробка стандартного размера от издательства «Звезда» до краёв наполнена компонентами. Солидную массу «Терра Мистике» придают деревянные фишки, несколько планшетов, качественное игровое поле и россыпь картонных жетонов. В стильно оформленном буклете даны указания по разработке новых территорий и рассмотрены особенности всех 14-ти волшебных рас переселенцев.


Без денег отправляться в дальний путь нельзя, поэтому не забудьте захватить с собой около сотни монет различного номинала. Маркеры с «крестом» помогут отметить активированные действия на игровом поле. Обежав круг по треку победных очков, счастливчик получит специальный жетон.


Каждая раса может существовать только на своём типе местности. При разработке территорий используются круглые жетоны семи видов – достаточно расположить на поле такой кругляшок, и базовый тип местности меняется.


Во время путешествия соперники будут выполнять определённые цели (8 тайлов) и постараются облегчить себе жизнь при помощи девяти бонусных жетонов. Маркер окончания игры напомнит о скором завершении путешествия.


Правитель, вовремя позаботившийся о духовном мире своих подданных, получает один из 28-и жетонов благословения (12 различных типов), приносящих своему владельцу определённые бонусы.


Для укрепления могущества своей расы необходимо объединять разрозненные постройки в города. Как известно, у каждого города есть свой ключ от городских ворот, владелец которого имеет определённые привилегии. Десять жетонов городских ключей достанутся мудрым строителям, основавшим на своих территориях крупные города.


Каждая раса имеет в своём распоряжении комплект деревянных фишек своего цвета. В распоряжении игрока окажется 8 домов, 4 торговых поста, крепость, святилище, 3 храма, 7 жрецов, 3 моста и 7 маркеров. Итого: 34 позиции, более 200 фишек на всех - солидный запас топлива на «чёрный день». Также представителю каждой расы положена памятка по восьми доступным действиям в свой ход.


Первый игрок, для придания солидности, получит тотем внушительного размера ярко-оранжевого цвета. Для строительства «Волшебного будущего» соперникам потребуются рабочие (65 кубиков), а заставит их трудиться магическая сила (65 дисков), способная наставить на путь истинный даже несознательного тролля. 


Характеристики каждой расы представлены на семи двусторонних индивидуальных планшетах. Таким образом, можно выбрать одну из 14-ти народностей со своими свойствами, но при этом в игре одновременно могут принять участие до пяти игроков.


Без поклонения магическим силам в волшебном мире не видать успеха. Соперники постараются достигнуть вершин мастерства в каждом из четырёх культов, продвигая свой маркер вперёд к величественным храмам стихий.


Загадочные земли «Терра Мистики» пересекает бурная река, а территория разделена на гексы. Подробный план местности изображён на складном качественном поле, в нижней части которого указаны шесть магических действий, а слева располагается трек текущих целей.

Построив базовый лагерь.

Во время первой игры следуйте рекомендациям правил по выбору рас, бонусных жетонов и целей, но в последующих партиях данные советы можно опустить.


Перед началом освоения новой территории каждый игрок выбирает себе расу, получает солидную горсть деревянных компонентов и распределяет фишки своего цвета на игровом планшете. Фигурки жрецов, мостки и памятка располагаются неподалёку – они пока недоступны. Затем в первую и вторую чашу силы выкладываются фиолетовые диски (их количество указано в соответствующей локации). Далее, игрок получает стартовый капитал и первых рабочих (значения в правом верхнем углу планшета). 


Пока соперники изучают свойства своей расы (например, факиры могут удалённо трансформировать земли, привлекая к этому жрецов), самый ответственный игрок подготавливает игровое поле.


Рядом с территорией раскладываются бонусные жетоны, ключи городов и тайлы благословений. На поле в указанные локации распределяются маркеры действий и картонки целей картинкой вверх. Оппоненты, по очереди, располагают на территориях по два стартовых домика, снимая их с индивидуальных планшетов. Возвести постройку можно только на территории, соответствующей вашей расе.


Жетоны целей, по совместительству, являются счётчиками раундов. Как только текущий раунд подходит к концу, нижний активный жетон переворачивается - таким образом, игроки могут контролировать ход игры. Маркеры действий (гексы с крестом) размещаются в локациях таким образом, чтобы значки на вымпеле остались открытыми.


Деревянные цилиндры рас выставляются на начальные позиции треков культов, соперники продвигают свои фишки вверх в соответствии с показателями на планшете. 


Оппоненты начинают игру с 20 очками (стартовая позиция). Дело в том, что победные очки при определённых условиях обмениваются на фиолетовые диски силы (ниже нулевой отметки маркер не может опускаться). Но помните, что в конце игры вам необходимы именно победные очки!


Далее соперники берут по одному бонусному жетону, лежащему неподалёку от игрового поля, а на оставшиеся тайлы выкладываются монетки. В последующих раундах деньги достанутся игроку, выбравшему этот жетон.

На этом длительная подготовка закончена, можно приступать к освоению «Терра Мистики».


В начале каждого раунда (включая первый), оппоненты получают кубики рабочих, фишки жрецов, и деньги. Эти показатели зависят от открытых ячеек на индивидуальном планшете, а также наличия бонусных жетонов и тайлов благословения. По аналогичному принципу доступности некоторых показателей в чашах происходит перемещение фиолетовых дисков силы.


Маркеры передвигаются строго в направлении стрелок, от первой чаши к третьей. Чтобы выполнять некоторые специальные действия, необходимо иметь фишки в третьей чаше, из которой они после использования перемещаются в первую. Таким образом происходит круговорот силы в чашах. 

Получив доход и перелив силу из одного сосуда в другую, игроки поочерёдно выполняют по одному действию в ход (смотрите памятку). После того, как все спасуют, текущий раунд завершается.

 
Основные действия в игре потребуют затрат денег, рабочих и магов. Рядом с каждым действием на треке планшета приведена подсказка, поэтому запоминать ничего не нужно. Начнём со строительства, которое стоит одного рабочего и две монеты. Снимаем левый крайний домик с трека…


… а затем смотрим на тип территории, на котором мы захотим возвести свою постройку. Скорее всего, тип почвы не будет совпадать с присущей вашему народу местностью (указан на круге сверху). Поэтому вам потребуется привести территорию в надлежащий вид, разместив на ней круглый жетон. Для этого необходимы лопаты, которые стоят нескольких рабочих. 

Количество необходимого инструмента можно определить по кругу местности. Например: для преобразования равнины в пустыню расе факиров потребуется одна лопата, которая обойдётся в трёх рабочих. 


Строить домики можно либо на прилегающих к вашим постройкам территориях, либо на отдалении, если это позволяют свойства расы и навигация. Также имеется возможность перекинуть через речку мост. Например: факиры могут нанять ковёр-самолёт, посадить на него жреца и отправить свой домик на пару клеток вперёд.


Мост и другие бонусы можно получить, активировав одно из доступных действий. Для этого потребуются фиолетовые диски магической силы из третьей чаши. После активации, значок действия закрывается жетоном до следующего раунда.


Практически у всех народцев есть понятие «навигация», дающее возможность проплыть по реке и основать свой домик в пределах досягаемости. Изначально данный навык не развит, но заплатив четыре монеты и жреца, можно продвинуть маркер по треку, получив при этом победные очки. Схожим образом модернизируются и «лопаты» - с каждым продвижением маркера трудозатраты на расчистку территории уменьшаются.


Помимо строительства новых домиков, игрок может их модернизировать: домик перерастает в торговый пост, который, в свою очередь, превращается в крепость или храм (не забывайте оплачивать модернизации согласно памяткам на поле). Обратите внимание, на местности разрешается строить только домики первого уровня, и только потом - модернизировать. Ход доступных модернизаций можно проследить на планшете – путеводные стрелки не дадут ошибиться. Как видите, превращая обычную лачугу в храм, а затем в святилище, игрок получает жетон благословения.

Обратите внимание на правый столбик силы – при строительстве своих построек вы её не получите. Зато соперник, отстроивший своё здание по соседству с вами, даст возможность продвинуть к третьей чаше несколько дисков. К сожалению, при этом вы потеряете победные очки, поэтому можно отказаться от такого дара…


Но разрозненные строения – это половина успеха, необходимо выстроить город. Для этого нужно, чтобы четыре здания примыкали друг к другу, а их общая сила (указана на планшете в виде дисков) была больше или равна «семи». Построив город, игрок берёт жетон с ключом, подкладывает его под одну из фишек в группе и получает соответствующий бонус.


Не забывайте молиться богам и продвигать свои маркеры по ступеням к главному храму. Цилиндр при передвижении приносит своему владельцу фиолетовые диски силы, а в конце игры может добавить победных очков. Также старайтесь выполнить задание текущего раунда и получить за это бонусы.


Вот и все основные события в игре. Как только соперники спасуют (обменяв при этом свои бонусные тайлы на новые), текущая цель переворачивается картинкой вниз, маркеры действий снимаются со значков, происходит начисление бонусов культа, и начинается новый раунд игры.

По завершении игры начисляются призовые очки за продвижение по лестнице культов, и происходит подсчёт очков за земли (учитываются примыкающие друг к другу здания). Затем добавьте по одному очку за каждые три монеты. Итоговый результат определит самую прогрессивную расу, которая захватит «Терра Мистику» и сотрёт с лица земли всех конкурентов. Но это уже другая игра…

Захватив мистические земли.


Стратегическая игра на прокачку треков, захват территорий и развитие своей расы для опытных игроков. Никаких особых сложностей во время изучения правил не возникнет – всё логично и понятно, особенно если вы ранее сталкивались с настольными играми схожей механики. Цель игрока – балансировать между модернизацией зданий, захватом гексов местности и продвижением по лестнице культов. Не забывайте о чашах, сила которых позволит заполучить жизненно важных жрецов, мосты, рабочих и лопаты, уделите также внимание навигации. Одним словом, смотрите в оба глаза за всем происходящим.

Качество игры отличное от коробки до компонентов: вырубка жетонов, игровое поле, планшеты игроков, гора деревянных фишек, приятно утяжеляющая коробку… Всё это не вызывает никаких нареканий и изготовлено, судя по всему, за рубежом. Единственное, что я хотел бы отметить в качестве «недостатка» - вступительный текст, который напоминает вырванную страницу из книги. Причём нет ни начала сюжетной линии, ни её конца… Безусловно, это «заслуга» авторов «Терра Мистики» и к «Звезде», локализовавшей игру, никакого отношения не имеет. 

Сама игра заставляет задуматься – тут и развитие, и путешествие по карте, и строительство городов. Вы наглядно видите плоды своих трудов, развитие вашей цивилизации, следите за достижениями оппонентов. Сыграв несколько партий, я понял, за что игра получила столь высокие оценки и престижную награду – эта маленькая мистическая империя, которую вы постепенно развиваете, наблюдая за собой как бы со стороны. 

Подобные ощущения у меня были от «Eclipse». Но если для исследования космоса потребуется вся ночь и пара-тройка сверхопытных поклонников настольных игр, то освоить мир «Терра Мистики» можно и с «обычными» людьми за один вечер. Именно это и притягивает, нет ощущения некоторой усталости после игрового процесса… 

«Терра Мистика» достойна самого пристального внимания со стороны поклонников настольных игр. Мистическая цивилизация заставит основательно поработать ваши серые клеточки, но при этом не вызовет их «перегрева».

Игра предоставлена для обзора издательством "Звезда".
Комментарии (8)
Александр, к сожалению, никаким образом нельзя добавлять силу в процессе игры из резерва (можно только удалять силу до конца игры в резерв). За постройки по соседству силу получаем обычным образом, перегоняя имеющуюся силу между чашами.
dima   |   21.01.15
Да, Вы правы. Поправил обзор, большое спасибо.
Gravicapa   |   21.01.15
Александр, еще один момент, победные очки не могут переходить в отрицательные,а могут лишь спуститься до нуля.
Александр   |   23.01.15
Да, всё верно. Игра ли то правильно, а написал ерунду - видно трудный день на работе был :) Спасибо, поправил!
Gravicapa   |   23.01.15
Здравствуйте Александр! Скажите подойдет ли игра для игры вдвоем с ребенком 8 лет и какое время партии на двоих. Играем в колонизаторов, каркассон, сантьяго де куба, летопись.
Сергей   |   12.02.15
Добрый день. На мой взгляд, ребёнку будет сложновато, да и на двоих игра, скорее всего, будет не столь интересна (сам не играл, но судя по механике лучше играть втроём и более).
Gravicapa   |   13.02.15
А что за корабли на последнем фото?
Ник   |   11.09.16
Лодки из "Ниагары".
Gravicapa   |   11.09.16
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр