Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Stone Age. Давным-давно, в одной дикой местности, жило племя миплов

Обзор № 62 от 01.08.2011, 19954 просмотра
В этой игре мы возглавим племя полуголодных, но работящих ребят с феерической причёской на голове. Они будут работать на каменоломнях, добывать глину, рубить лес и намывать золото, повинуясь вашему приказу. А вы, сидя в шезлонге и наслаждаясь чистым воздухом, будете распределять еду. Сегодня на Розовом диване мы вернёмся на 100000 лет до нашей эры и посмотрим, можно ли там выжить или нет.

 

Коробка среднего размера с отличной полиграфией. На крышке изображена пара местных жителей, которым надоела эта скучная жизнь и они решили убраться куда подальше из деревушки. Мужчина как бы говорит своей спутнице: «Ничего – он ещё пожалеет, что не кормил нас, когда ему понадобятся миплы в локации. Быстрее, моя скво, прочь из этого места в земли Каркассона!».

 

Внутри коробки удобный органайзер с прочными стенками, который позволит удобно разместить компоненты, которых немало.

 

Начнём с местности, в которую нас занесло – очень красивое игровое поле изображает деревню и окружающие её локации, в которые мы будем распределять своих подопечных. Качественная полиграфия и красивые рисунки привлекут как взрослых, так и детей.

 

Четыре индивидуальных поля (по числу игроков) также радуют качеством исполнения. Вся необходимая информация гармонично распределена по картонке и  будет очень полезна начинающему игроку. Стаканчик из кожи – предмет гордости любого настольщика, а деревянные кубики придадут особый шарм броскам.

Квадратное катим,
круглое носим.

 


В любой игре есть жетоны, в Каменном веке без них тоже никуда – круглые символизируют еду, а квадратные - орудия труда. С топорами всё просто – чем он мощнее, тем больше на нём цифра. Да и жетоны еды также сделаны очень информативно – ягоды на единицах, грибы на двойках, рыба на пятёрках и … ну, судя по всему, это вкусно и полезно, коли на «это» нанесли 10. А, как известно, всё непонятное всегда очень полезно, как бы оно ни выглядело.

 

Куча дерева. Я в прямом, а не в переносном смысле. Четыре племени странного вида «хома сапиенсов» (хомяков разумных)  с причёсками, далеко опередившими своё время, будут работать под вашим чутким руководством, используя все свои 4 руки. Добывать они будут тоже не какой – то там картон, а сходную им по духу древесину, которая заменит камни, глину, золото и … поленья. Ещё есть по два кубика – маркера для каждого игрока, но они ничем не примечательны…

 

Жилплощадь всем нужна, поэтому тайлы хижин в избытке составят рынок недвижимости, который только начинает формироваться в те «далёкие времена». Толстый картон и отличные картинки – тогда умели строить «на века», а система налогообложения только набирала обороты. Поэтому квартир (то есть хижин) можете иметь много – это только на пользу вашему племени. Карты Цивилизаций – о, что это за карты! Они не требуют протекторов, они почти пластиковые, они такие… практичные.  А что это за тунеядец в кресле, дремлющий на солнце? Ой, простите – это маркер первого игрока. Тогда необходима другая характеристика – раздумывающий о благе общества мудрец, без напутствия которого никто ничего не может сделать.

После знакомства с содержимым приступим к самой игре.

 

Открываем игровое поле и рассыпаем в роли сеятеля полезные нам ресурсы по карте. Размещаем, согласно правилам, карты Цивилизаций и стопки хижин в отведённых им местах, строим башенки из жетонов провизии, а так же размещаем кубики на треки очков питания. Рядом с полем располагаем стакан (нет – это не для Мартини, а для лежащих неподалёку кубиков).

 

Пора взять племя под свой контроль! Поэтому распределим 5 фигурок вокруг костра, а рядом положим 12 жетонов провианта (пусть думают, что это для них – как они ошибаются).

Всё готово, пора за работу!

Вначале нужно наметить  «фронт работ». Для этого размещаем своих миплов в локации на отведённые им места. Учтите, что доставлять соратников в локацию, в которой уже работают их соплеменники, нельзя. Поэтому планируйте заранее «наряды на работы».

 

На охоту можно отправить хоть всех – пусть гоняют Мамонтов и ищут грибы да ягоды. В лес, каменоломни, карьер и на реку можно поставить до семи работяг, правда, если эти места до вас не займёт ваш более расторопный оппонент.


 
Есть и специальные строения:

 

Мастерская по производству отбойного инструмента «StoneBosh». Только одну фигурку можно послать на склад и получить новенький, сверкающий топорик.

 

Пашня не популярна в народе, поэтому всего один крестьянин трудится на благо всего племени.

«Плодитесь и размножайтесь…»

 


Хижина. Здесь все размножаются, а так как для этого процесса нужны, как минимум, двое, а третий лишний, то только две фигурки можно послать развлекаться пока другие, обливаясь деревянным потом, работают на благо общества.

 

Ученье – свет, и способ увильнуть от тяжёлой работы. Особо хилых и немощных отправьте обучаться – может от них в науке будет толк, да и карточки Цивилизаций пригодятся  в конце игры.

 


Строительство жилья для племени ответственная работа, поэтому «рукастых и молоткастых»  можно послать на строительство недвижимости, которая принесёт кучу позитива вернувшимся с работы соплеменников и такую же кучу очков на победном треке.

Всё, фронт работ ясен, можно пойти отдохнуть (вернее размыслить о благе всего общества), а наши миплы приступают к работе. Каждый игрок использует всех своих подопечных в одной локации, затем передаёт эту возможность следующему игроку и т.д., пока все фигурки не вернутся обратно к костру на ваше индивидуальное поле.

Что же мы можем сделать и какой нам с этого толк?

Начнём с самого простого – размножения. Получаем 1 вполне работоспособного человека, размещаем его к костру для будущего распределения.
Крестьянин на пашне принесёт нам одно очко провизии, которое отметится на специальном треке. Теперь она всегда у нас есть и заменяет указанное количество жетонов еды.
Инструмент – 1 новое орудие мы получим в течение хода. Номера на топорах говорят о мощности и указывают число очков, которое можно прибавить к броскам кубиков. Принцип улучшения и использования этого полезного инструмента подробно описан в правилах.

«А где же кубики – или ими только печку топить да попивать Эль из стакана?»

Спокойствие, только спокойствие – кубики нужны и важны, о них мы сейчас и поговорим.

Добыча ресурсов осуществляется при помощи деревянных шестигранников – их количество равно числу ваших миплов в локации. А далее мы суммируем выпавшие значения и делим на стоимость ресурса, которая для каждого разная.

 

Самая дешёвая здесь еда – 2 единицы

 

Древесина стоит три, глина - четыре, камень - пять, а самое дорогое золото – шесть.

 

Затем, округлив к целому числу в сторону уменьшения, берём себе плоды трудов. После броска не забывайте об орудиях труда, которые могут вам пригодиться, добавив так необходимые очки к результату броска.

Ресурсы мы используем для строительства хижин и приобретения карт Цивилизаций.



Хижины принесут победные очки незамедлительно, а карты Цивилизаций порадуют нас только в конце игры.

В конце раунда, когда всё племя сядет у костра на вашем поле, необходимо их покормить. Каждый ваш работник съест одну порцию, и покормить требуется всех, иначе возникнет непонимание со стороны коллектива. Поэтому - либо все, либо никто – но если кто-то из работников всё таки останется голодным, то моральный дух падает и мы лишимся десяти победных очков.

После кормёжки выкладываем на поле новые карты Цивилизаций, подготавливаем новые хижины и продолжаем, пока не закончатся карты Цивилизаций (будет невозможно дополнить карты на поле до четырёх) или закончатся хижины в любой стопке.



В конце игры подсчитываются победные очки согласно памяткам и правилам, а победитель танцует победный танец «в чём мать родила»,  следуя моде Каменного века.

Побывав в каменном веке.

Очень красивая семейная настольная игра, занимающая по праву высокое место в мировом рейтинге. Великолепное оформление и множество компонентов привлечёт ребёнка к процессу, а взрослые получат удовольствие от несложной, но очень интересной партии. Правила логичны, хорошо проиллюстрированы и не содержат никаких нюансов, поэтому новички почувствуют себя «своими» в настольном мире Stone Age. Розовый диван рекомендует к покупке, и в первую очередь для семейных вечеров с детьми.

К игре существует дополнение Stone Age: Роскошь каменного века, обзор которого представлен на сайте.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.

Полезные ссылки
Комментарии (26)
Хорошая игра и отличный обзор. Отдельно отмечу фото компонентов игры - таких и на БГГ не всегда встретишь ;). Вопрос к Саше: Что в игре локализовали? Книгу правил? Вроде ничего текстового больше и нет :)
smilek   |   01.08.11
Спасибо за тёплые слова. Ты, как всегда, прав - кроме коробки и правил текста больше нет. Компоненты абсолютно идентичны Немецкому изданию.
Gravicapa   |   01.08.11
Как всегда тщательная подготовка к оформлению статьи. И очень удачное для меня время обзора. :) Как раз себе прикупил, но только немецкую версию. И хотя нашел русские правила и почитал всякие статьи, все равно есть вопросы по хижинам и картам цивилизации. Можно объяснить (и это может быть полезно нет только мне): 1) ...Хижины принесут победные очки незамедлительно, а карты Цивилизаций порадуют нас только в конце игры... Зачем на карточке игрока 5 мест под хижины, если мы должны, купив хижину, сразу посчитать очки, т.е просто положить ее в стопку и более к ней не возвращаться. 2). Как определяются победные очки на самой правой и самой левой карточках хижин, приобщенных к обзору. 3). При получении карты цивилизации (там вроде все понятно - от 1 до 4-х любый ресурсов в зависимости от того, где карта лежит) от нее идет мгновенный эффект - верхняя часть и эффект при подсчете очков - нижняя часть. По верхнему эффекту с кубиками - как он точно действует (и вроде можно отложить карту и использовать "верхний" эффект позднее) и как точно считаются нижние эффекты, если есть повторяющиеся карты культуры? 5). Как учитывать очки на карточке цивилизации из обзора, где двое несут бревно?
Andrew_Kai   |   01.08.11
Хороший обзор. Русские правила от Звезды, кстати, испорчены. Andrew_Kai: 1) На картах есть строители, число которых умножается на количество построенных хижин для получения победных очков. 2) Берется количество ресурсов, указанных в левом нижнем углу карты стольки типов, сколько указано в правом нижнем углу. Очки начисляются за сумму всех ресурсов соответственно (3 за дерево, 4 за кирпич, 5 за камень, 6 за золото). 3) Бросается столько кубиков, сколько игроков, а потом по-очереди, начиная с бросашего, каждый берёт себе кубик и получает соответствующий бонус с карты. 4) Отложить можно только одноразовые инструменты и карту с двумя любыми ресурсами. Все повторяющиеся карты культуры - лишние. 5) Это как раз (строители) * (количество построенных хижин игроком) = победные очки.
zuzubun   |   01.08.11
А почему ничего не сказано про пахнущий стаканчик? или в локализации он не пахнет? :) Кубики в игре тоже, как по мне, сделаны без краски, а в естественныъх цветах, чтобы больше подчеркнуть атмосферу и ествественность материала.
Spotty   |   01.08.11
to zuzubun: Спасибо за разъяснения. Т.е. все-таки получается, что 5 позиций под хижины на карточке игрока скорее дизайнерский изыск, т.к. хижин может быть больше? По подсчету очков за культуру. В немецком издании вложен вкладыш к правилам и там по картинкам понятно, что дополнительная повторяющаяся карта культуры приносит одно очко, а на форуме "игроведа" пишут, что все повторяющиеся карты также возводятся в квадрат: http://www.igroved.ru/forum/index.php?showtopic=25&st=20 Кому верить??? И вопрос по инструментам. Предположим у меня есть 3 жетона - теоретически я могу 3 раза (по одному за каждый жетон) улучшать бросок кубиков за ход? Или все 3 жетона работают совместно и приплюсовываются к одной конкретной отрасли.
Andrew_Kai   |   01.08.11
2 Andrew_Kai: все правильно на форуме игроведа пишут. У меня тоже немецкое издание, обратите внимание на тот вкладыш: там в примере с зелеными картами повторяющиеся карты тоже возводятся в квадрат, просто она там одна только повторяется. 25 Punkte(5*5)...+1 Punkt(1*1)=26. Инструменты: действительно, одним инструментом Вы можете улучшить добычу дерева, другим - камня, и т.д.
Yasia   |   01.08.11
Спасибо Yasia. Туман в правилах практически рассеялся :) А все три жетона инструментов можно бросить на одну отрасль? Или например на две? Два на лес и один на золото?
Andrew_Kai   |   01.08.11
Andrew_Kai каждую фишку/жетон инструментов можно использовать индивидуально.
Spotty   |   01.08.11
Хороший обзор, спасибо прочел с удовольствием. =)) Одна из самых любимых наших игр. Кстати, не десятках если приглядеться шкура мамонта нарисована. =))
dima3103   |   02.08.11
Еще один нюанс. Как осуществляется выкуп хижин и карт цивилизации? Могу я (по логике да) использовать ресурсы, которые получил в текущем ходу? Т.е. сначала все получить, а потом выкупать карты и хижины за которые могу расплатиться?
Andrew_Kai   |   03.08.11
К вопросу о вкусном это на 10ке - это вырезка мамонта :)
Metaller   |   05.08.11
Только приехал с природы, где тоже рубил, таскал и строил :)/ По вопросам - спасибо всем, кто ответил! Я был без связи и не имел возможности ответить./Пахнущий стаканчик уже не пах, когда игра попала ко мне :)
Gravicapa   |   05.08.11
Не пах, эх! А все обсуждают запах свежей кожи мамонта :)
Spotty   |   08.08.11
Да, я пропустил это, самое важное в атмосфере игры (в прямом смысле слова) :)
Gravicapa   |   08.08.11
Спасибо за отчет. Получился такой упрощенный вариант "Агриколы".
Maurizio   |   19.10.11
В описании процесса потребления пищи вкралась ошибка: "Если все останутся голодными, то моральный дух падает и мы лишимся десяти победных очков". На самом деле вождь племени лишается 10 победных очков, если хотя бы один его соплеменник вынужден лечь спать на пустой желудок. Возможность потребления кажущихся несъедобными ресурсов (древесина, глина, камни, золото) подробно описан в правилах.
Solo   |   12.03.12
Спасибо, поправил. "Тонкости" поглощения глины лучше читать в правилах - обзор носит, скорее, ознакомительный характер и всех тонкостей правил отразить не может...
Gravicapa   |   12.03.12
Здравствуйте,Gravicapa. Не подскажите где есть правила на русском языке к дополнению к этой игре?
GUL   |   05.04.12
Спасибо,уже нашла правила на русском на tesera.ru
GUL   |   05.04.12
Замечательный обзор - обхохотался, пока читал :) Кстати, в русских правилах от "Звезды" есть неточности перевода. Мелочь, но можно запутаться. Например сказано, что за карточки Цивилизации надо заплатить то количество ресурсов, что указано НА ней. Правильно: "НАД ней". Мне английские правила очень помоги, сложно было разобраться... Особенно с изменениями для 2-3 игроков... никак не мог понять этого принципа "запирания" ресурса. Но в английском всё понятно стало.
Алексей   |   02.06.12
Спасибо за отзыв и за информацию :) К сожалению, переводы очень часто "хромают" - лишний повод подучить язык ;)
Gravicapa   |   02.06.12
Саша,читаю правила,еще не играла.Мне не понятно-покупка карт цивилизаций за ресурсы над ними.т.е.,если указано 3 ресурса,я могу купить ее 1)за 1 глину,1 дерево,1 камень. или 2) 2 дерева,1 глину. или 3)за три одинаковых ресурса-3 дерева или 3 камня,или 3 глины.То есть без разницы,будут ли это одинаковые ресурсы или разные? Спасибо.
Анастасия   |   10.12.13
При покупке можно использовать любые ресурсы в любой комбинации по выбору игрока (кроме, естественно, еды). Это чётко прописано в правилах на странице "6", последний абзац (правила от "Звезды"). :)
Gravicapa   |   10.12.13
благодарю! у меня правила не от Звезды,там не поняла.теперь внесли ясность!
Анастасия   |   11.12.13
Приятной игры! :)
Gravicapa   |   11.12.13
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
Обзоры настольных игр: 
Чудовище Джио-Джанги, Продано!, Звезда Африки, Львиная стрижка, Моана, Соображарий 2, WAR Thunder (Осада), Джентльменская сделка, Эврика, Caverna, Квадригами, Карма мини,  Kuhno, T.I.M.E. Stories.
Обзоры на настольные игры под iOS:
Puerto Rico, Le Havre, Lords of Waterdeep.
© 2011 Горшечников Александр