Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Steam Torpedo. Подводная дуэль

Обзор № 468 от 14.05.2013, 4562 просмотра
Глубоко под водой ведут бой две субмарины, вооружённые по последнему слову техники. Команда смельчаков под командованием опытного капитана всеми силами пытается нанести урон вражеской подводной лодке. Запасы кислорода на исходе, многие отсеки полностью затоплены водой, связь с материком потеряна, но подводная лодка "Тинкан 66" ещё себя покажет. Сегодня на Розовом диване отсекиуничтожительная настольная игра Steam Torpedo (Поднять перископ).



Подлодка "Расти бакет 7", спроектированная для уничтожения надводных целей и имеющая сверхновое вооружение, из последних сил сдерживает натиск противника и старается сберечь и без того скудные запасы кислорода. Её капитан напряжённо смотрит на экран эхолота и старается предугадать маневры оппонента.
Обе лодки мчатся в тёмных глубинах навстречу судьбе...



Внутри небольшой коробочки разместились тайлы отсеков, фигурки подводных лодок, жетоны команды, маркеры кислорода и повреждений, а также судовой журнал с пометками командира. Следуя традиции, предписывающей экономить внутреннее пространство субмарин, упаковка содержит минимальные запасы кислорода, грамотно спроектирована и удобна в эксплуатации.



Картонные фигурки субмарин на подставках встретятся бортом к борту в ожесточённом бою. Так как подлодки спроектированы в первую очередь для водных баталий, на суше субмарины несколько неустойчивы.

Оппоненты возьмут под командование по одному капитану, в подчинении которых находятся по четыре матроса. Экипажи подлодок одинаковые - по пять членов команды. С одной стороны сверхкомпактных двусторонних маркеров изображён символ кислорода, с противоположной - взрыв, наносящий субмарине повреждение.



Каждая субмарина состоит из 10 отсеков, один из которых является командным пунктом с вымпелом фракции, интересы которой она отстаивает в бою. Этот же символ указан в правом нижнем углу отсека - во время первых баталий рекомендуется составлять лодки, используя отсеки, отмеченные одним и тем же значком.



Отсеки бывают четырёх типов: чёрные - ходовые, отвечающие за передвижение лодки; зелёные - бронированные, обеспечивающие защиту субмарины от вражеской атаки; голубые - испытательные, оснащённые оригинальным секретным оружием; коричневые - стандартные. Помимо специальных свойств, отсек может использоваться для атаки неприятеля или восстановительных работ на собственной подлодке.



Все свойства отсека указаны в тексте памятки, расположенной на видном месте у входа в помещение. Помимо этого, на стены отсека прикручены таблички с символами, разъясняющими, на каком расстоянии и какие неприятельские сектора может поразить член команды, активировавший данный отсек.

Прочность отсека и количество кислорода приведено в левом верхнем углу картинки, поражающая способность оружия при атаке - внизу по центру, а условия активации в виде значка "кругляшок со стрелочкой или без неё".

Убрать перископ, погружение!

Рано погружаться, необходимо ещё получить лодку, которую вот-вот спустят со стапелей. Каждый капитан получает команду, предписание атаковать противника и отправляется в сборочный цех. Там им вручают по 10 тайлов отсеков своей фракции, которые необходимо перемешать и разместить полученные квадраты в два ряда по пять отсеков в каждом.



Разбиваем о борт бутылку шампанского и переворачиваем тайлы картинкой вверх. Капитанский мостик переносим в центр лодки на борт, расположенный ближе к игроку. После этого можно поменять местами ещё два отсека для улучшения боевых свойств субмарины.



Пополним запасы кислорода: во все отсеки, содержащие символ "О2" располагаем маркеры соответствующей стороной вверх. Команда   размещается в рубке и ждёт ваших приказаний.

Обе субмарины выходят в море, располагаются параллельно друг другу и вступают в бой.



Перед тем, как начать боевые действия, необходимо разобраться в терминологии. Учитывая конструктивную особенность, подлодки не могут разворачиваться и перемещаются строго параллельно друг другу. Поэтому, четыре тайла спереди лодки - носовые отсеки, задние четыре - кормовые, горизонтальные ряды - правый и левый борт соответственно.

Лодка перемещается по 5 секторам (по количеству отсеков) и не может  выйти за эти границы. Достигнув  крайнего сектора, субмарина может передвигаться только в обратном направлении. Также запрещено "подныривать" под неприятеля - обойти лодку можно только при помощи маневра: вперёд - назад (или назад - вперёд), затратив на это два действия.

Капитаны ходят по очереди, выполняя ряд действий (некоторые отсеки позволяют походить в ход противника).



В начале каждого хода команда делает глубокий вдох, все "уставшие" члены команды переворачиваются портретом вверх... и с любого отсека удаляется в коробку один маркер кислорода. Лишившись запасов воздуха, команда отправится "в мир иной" вместе с лодкой, поэтому количество ваших ходов ограничено этими синими кругляшками. Примечательно, что запасы кислорода на субмаринах разные: 13 против 18. Это компенсируется боевыми характеристиками лодок и количеством защитных отсеков.

Например: при меньшем запасе кислорода лодка имеет больший запас хода и превосходящую противника огневую мощь. Зато, набив отсеки баллонами с кислородом, лодка теряет в ходовых качествах, обрастает бронёй и рассчитывает лишь на умелое использование специальных способностей некоторых отсеков.



После этого начнём движение (вы можете начать с активации отсеков, и лишь потом произвести маневр). Количество очков перемещения субмарин (а передвигать можно как свою лодку, так и лодку противника) равно количеству чёрных отсеков вашей субмарины, в которых на данный момент находятся члены команды в любом состоянии.

Помните, что во время движения разворачивать лодки запрещено, субмарины передвигаются строго горизонтально в ограниченном пространстве из пяти секторов.



До или после передвижения подлодок игрок может задействовать свой экипаж, либо отправив команду в отсеки для последующей активации в следующем ходу, либо активировав отсеки с полным сил экипажем для нанесения удара или ремонта лодки.

Экипаж вам достался немощный, поэтому передвигаются матросы строго на один отсек в любом направлении (кроме капитана, который может пройти два). Мало того, дойдя до отсека, член команды (включая капитана) падает, как подкошенный на пол, переворачивает свой жетон стороной "не беспокоить до следующего глотка воздуха" и более ни на что не способен.



Как вы помните, в начале хода экипаж открывает очередной баллон кислорода (приближая свою лодку к кончине) и восстанавливает силы, перевернув жетон стороной "готов к действию" вверх. Если в отсеке у вас есть член команды, готовый к действию, то есть шанс активировать отсек и нанести противнику урон.

Для этого необходимо передвинуть члена экипажа из отсека, который вы желаете активировать, в сторону капитанского мостика. При этом, по традиции, ваш подопечный падает без сил на пол в новом отсеке и размещает на нём табличку "не беспокоить".

Зато вы можете активировать отсек, из которого только что ретировался ваш член экипажа. Вначале читаем текст, смотрим на символы лодок и отсеков, отмеченных чёрными клетками, оцениваем расположение субмарин друг относительно друга. Например: глубоководные мины поражают нос лодки противника в непосредственной близости субмарин (в соседних секторах).

Примечание: обратите внимание на красные символы. Некоторые отсеки можно активировать лишь раз в ход, а некоторые усиливают своё действие в случае присутствия в нём двух членов экипажа.



Расположение субмарин позволяет атаковать неприятеля. Оцениваем поражающую силу оружия, указанную внизу карточки и изложенную в тексте отсека (в нашем примере - три). Обратим взор на неприятеля: в случае, если в атакуемом секторе присутствует зелёный отсек с членом экипажа, то данный тайл отражает одно попадание. В нашем примере таких отсеков в носовой части лодки неприятеля нет. Это означает, что атака прошла успешно.

Атакуемый игрок выбирает один (любой) отсек в успешно атакованном секторе, а затем размещает на нём соответствующее количество маркеров повреждений. При этом можно удалять маркеры кислорода.

Капитан атакуемой лодки может перенаправить удар в капитанскую рубку. В таком случае, независимо от количества повреждений, атакуемый игрок размещает один маркер повреждения на свой капитанский мостик. Примечание: капитанский мостик не может быть атакован оппонентом ни при каких условиях - повреждения этому отсеку наносит только сам хозяин лодки.

Кстати, при полном затоплении капитанского мостика субмарина досрочно идёт ко дну...



Уничтоженный отсек переворачивается обратной стороной вверх и становится недоступным для активации и передвижения. В случае если в отсеке на момент взрыва находился экипаж, то он "сыграет в коробку" и больше в игре участия не принимает.

Некоторые отсеки позволяют выполнять действия в ход противника, отправлять на лодку оппонента шпионов (отсек с вашим членом экипажа блокирован для активации), уничтожать отсеки ценой собственных и так далее.

Цель игроков - за отведённое "кислородом" время уничтожить либо всех членов экипажа противника, либо затопить командный отсек. Победитель, обогнув земной шар (разворачиваться подлодка не может), возвращается на базу.

Затопив последний отсек.




Начну с качества, которое в очередной раз оказалось на высоте - компактная коробка, качественные компоненты, яркая полиграфия, идеальная вырубка. Душа радуется за отечественного издателя, вот бы все так делали поля и тайлы...

Есть, конечно, и несколько минусов - углубления, позволяющие извлечь отсеки из органайзера, слишком маленькие и не позволяют "подцепить" низ стопки - приходится переворачивать коробку, чтобы извлечь тайлы. Подводные лодки неустойчивы из-за излишне высокой картонной ножки, маленькой подставки и объёмной фигурки лодки на вершине всей конструкции. Лично я поищу две миниатюрных модели подлодок из пластика и заменю ими, впоследствии, картонные фишки так как...

… игра мне понравилась, и половину эмоций превносит в игровой процесс атмосфера, созданная оформлением игры и действиями, производимыми капитанами подлодок. Если вы смотрели замечательную и поучительную комедию "Down Periscope" (Убрать перископ!), то вам в игре достанется именно такая подлодка, с ненормальным экипажем, подверженным "падучей" и безумным оружием, обладающим абсурдными свойствами.

Чего стоит "Выдвижная труба", позволяющая отправить члена экипажа на вражескую субмарину. А "Радиоуправляемая акула"? Интересно, каким образом команда заталкивает зубастую рыбину в торпедный аппарат... Одним словом, "весёленькая" вам достанется подлодка.

Тактика, тактика... Думать необходимо на несколько ходов вперёд "с запасом", так как планировать выйти на выгодную позицию для удара можно, но... противник в свой ход сведёт на "нет" все ваши планы и "разведёт" субмарины в противоположные сектора поля. Именно так и ведут себя противники во время первых партий, пока не понимают, что кислород закончился. Так как одна подлодка имеет существенно меньший запас воздуха, её капитан первым бросается в бой и именно это ограничение делает последующие партии динамичными и насыщенными боевыми действиями.

Лодки кардинально разные, и, обмениваясь субмаринами, можно существенно разнообразить впечатления. Освоившись под водой, можно перемешивать тайлы в общую кучу и составлять субмарины произвольной конфигурации, что позволит игре находиться на вашем игровом столе длительное время.

Из отрицательных моментов отмечу тот факт, что значки и надписи в отсеках ориентированы строго на игрока и мало различимы оппоненту. А это важно, так как при маневрах необходимо учитывать как свои отсеки, так и отсеки противника. В связи с этим необходимо располагать тайлы субмарин в непосредственной близости, что позволяет проследить за "размышлениями" оппонента. Рекомендую очки или кепку, скрывающую глаза. В противном случае быстро отправитесь на дно...
Комментарии (15)
Спасибо за обзор. Можно ли сравнить ощущения от игры со Space Alert?
Grey Swan   |   14.05.13
Пожалуйста. К сожалению сравнить не могу, так как не играл в Space Alert :) Но мне кажется (судя по правилам), что игры абсолютно разные...
Gravicapa   |   14.05.13
Отличный обзор. Вопросы по правилам: какова цель маневрирования - лодка по левому борту переходит на правый борт (расположение орудий на правом и левом борту влияет на осуществление залпа или стрельба осуществляется в обе стороны)? Каким образом активируется свойство центрального отсека? Как можно досрочно уничтожить центральный отсек? Возможно ли сделать действия частью команды, потом передвинуть лодку, и снова "доиграть" командой? В каких случаях можно передвинуть корабль противника в свой ход? Стрельба ведется по очереди из каждого возможного отсека с расчетом или возможна кумуляция силы повреждения разных отсеков?
Edward   |   13.06.13
Цель маневрирования - нанести повреждения отсекам. Каждый отсек вашей лодки может атаковать только ту часть вражеских отсеков, которая указана на картинке. Центральный отсек активируется также, как и остальные, досрочно его уничтожить нельзя. Команда передвигается либо до, либо после движения лодки (в обзоре отдельно отмечено). Складывать силу атаки отсеков нельзя. Лодка передвигается в ход игрока.
Gravicapa   |   13.06.13
по поводу стрельбы: если у меня на левом борту Гатлинг, означает ли это, что для проведения атаки мне необходимо быть в том же секторе, что и враг, но только обращённым к врагу левым бортом или стрельба возможна в обе стороны? И по ответному действию: весь экипаж возвращается из отсека со специальной отметкой (для его спасения от уничтожения) или все возможные комбинации с этой пиктограммой? Остальной экипаж, без такой пиктограммы не может быть возвращён в Центральный отсек?
Edward   |   13.06.13
И, какой смысл в развороте жетона кислорода при распределении повреждений? Пример: защита 2 и 1 жетон кислорода - одно повреждение просто будет присутствовать в отсеке при его нанесении. Зачем мне для этого использовать жетон кислорода, осознанно сокращая его количество на борту, чтобы оставить свободным один символ защиты без кислорода?
Edward   |   13.06.13
На картинке к Гатлингу указано положение Вашей лодки (чёрным) и положение лодки противника (белым). Положение самого отсека не имеет значения, активировав его, Вы поражаете соответствующие сектора (выделены чёрными квадратами) в зависимости от положения лодок друг относительно друга (для этого маневр и нужен). По экипажу - я не понимаю, про какую "отметку" и расширенное её использование Вы говорите? И что такое: "разворот жетона кислорода"? По повреждениям: в случае повреждения отсека капитан лодки либо размещает маркер повреждения на отсеке, либо заменяет маркер кислорода маркером повреждения (на свой выбор). Выгодно это или нет - решать капитану. Правила лишь обозначают, что данное действие совершить, теоретически, можно.
Gravicapa   |   13.06.13
По стрельбе-спасибо. Разобрался. "Когда защищающийся распределяет повреждения, он выбирает, куда положить маркер повреждения: на символ очков прочности или запаса кислорода. Если на этом месте уже лежит маркер запаса кислорода, он заменяется маркером повреждения". К чему это? Если есть возможность выбора, не выгодно осознанно убирать кислород. Лучше его не трогать, а просто положить жетон повреждения на очко прочности, а в начале следующего хода использовать этот кислород. По экипажу: символ с 2-мя стрелками - если атака или маневр противника может угрожать экипажу в таком отсеке, то его можно ответным действием вернуть на Центральный пост. Так и вопрос: могу я со всех тайлов вернуть экипаж, или только с таким символом, или только с одного тайла с таким символом?
Edward   |   13.06.13
Правила описывают ВСЕ возможные действия, которые разрешено выполнить с лодкой. Поэтому и указано, что символ кислорода можно удалять. Вы можете спасти другой отсек, "затопив" соседний, исчерпавший запас прочности и имеющий лишь запас кислорода. Вы лишаетесь одного кислорода, зато спасаете необходимый отсек. Ситуаций может быть множество. Главное - это МОЖНО сделать, а будете ли Вы это делать - вопрос несущественный. Никто же не обязывает Вас так делать, Вы МОЖЕТЕ так сделать. :) По возврату члена экипажа: вернуть именно с тайла с таким символом того члена экипажа, который его "активировал", переместив жетон в рубку в состоянии "обессилен" (даже капитана). Во всяком случае, мы так играем...
Gravicapa   |   13.06.13
Т.е. запас кислорода и запас прочности являются эквивалентами жизнеспособности отсека: в отсеке есть 2 прочности и 1 кислород. При его повреждении я хочу использовать кислород-переворачиваю его на оборотную сторону и теперь на этом отсеке есть одно повреждение (за счёт кислорода) и 2 полных маркера прочности? Или всё же этот маркер перевернутого кислорода ложится на один из двух маркеров прочности, оставляя всего один в запасе?
Edward   |   13.06.13
Да, всё верно. В Вашем примере - запас прочности отсека равен 3 единицы (2 - прочность и 1 кислород). Отсек будет уничтожен только тогда, когда все три метки будут заполнены маркерами повреждений. Можете снять кислород и затем два повреждения, можете вначале заполнить два повреждения, и последним "добить" кислород. Тут решайте сами...
Gravicapa   |   13.06.13
Вот тут-то и загвоздка: пиктограмма кислорода "встроена" в прочность по дизайну. Если я принимаю решение пожертвовать кислородом, я должен его перевернуть, и тогда сложно определить: кислород потрачен по правилам или принесен в жертву или это повреждение отсека.
Edward   |   13.06.13
Прочтите внимательно пункт правил "6" (применить повреждения) на странице "23" и посмотрите картинку на странице "6". Значок кислорода изначально обозначен на тайле для начальной расстановки, более НИКАКИХ функций данный значок с "пузырьками" не несёт. С началом игры - это обычное очко прочности отсека (считайте, что это "шестерёнка", на которой лежит маркер кислорода). Когда кислород "тратится", он СНИМАЕТСЯ с тайла (страница "9" "запасы кислорода"). Каким образом можно перепутать снятый жетон с жетоном повреждения, размещённом на данный отсек? Когда кислород "приносится в жертву", он НЕ снимается с тайла а переворачивается на сторону повреждения, накрывая собой очко прочности. Если кислород потрачен (снят с тайла), на его место размещается маркер повреждения по обычным правилам.
Gravicapa   |   13.06.13
Никогда прежде я так не запутывался в 3-х абзацах правил:)Рассмотрим на конкретном примере: Пулемёт Гатлинга. Очки прочности-2. Запас кислорода-2. Если я правильно понял, маркеры кислорода размещаем на этих 2-х шестерёнках. В свой ход в фазу восстановления я удаляю 1 маркер кислорода. Противник атаковал и нанес 2 повреждения. Я выбираю этот отсек. По написанным правилам, я накрываю повреждением свободную шестерёнку (кислородом из которой я уже воспользовался). Остаётся 1 Очко прочности с находящимся на нём кислородом. У меня нет выбора, я переворачиваю жетон кислорода на оборотную сторону и...накрываю повреждением последнюю шестерёнку. Вуа-ля, отсек уничтожен!? Второй вариант. На тайле рядом с открытыми шестерёнками лежат 2 кислорода. При атаке этого отсека 2 попаданиями, я беру новые жетоны и накрываю 2 свободные шестерёнки. Рядом лежат 2 кислорода. Отсек по прежнему считается не уничтоженным пока есть хоть один не перевернутый жетон кислорода? Какой вариант правильный: первый или второй?
Edward   |   13.06.13
Страница 9 (цитирую): "Перед началом игры игроки размещают по 1 маркеру кислорода НА каждом таком СИМВОЛЕ в отсеках подводной лодки". Откуда у Вас появились два маркера кислорода, лежащие РЯДОМ с символами прочности? Маркеры кислорода размещаются НА шестерёнки с "пузырьками" а не рядом с ними (цитата из правил выше). Верный и единственно возможный - первый вариант. Второй вариант невозможен, так как противоречит правилам размещения маркеров кислорода.
Gravicapa   |   13.06.13
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр