Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Rattus. Выживание кубиков в чумовых условиях

Обзор № 165 от 25.01.2012, 11768 просмотров
Эпидемия Чумы охватила континент, крысы заполонили страны и разносят заразу, которая не щадит никого. Горстка упрямых кубиков противостоит болезни, отважно борясь за свою жизнь. Запасайтесь мышеловками и положитесь на судьбу - сегодня на Розовом диване - крысочумная - Rattus.



«У вас еще нет крыс!? Тогда мы идём к вам!»

Маленькая и компактная коробочка с красочным оформлением. Полчища маленьких серых зверьков приближаются к городскому кварталу, неся с собой убийственную заразу -  незавидная участь ждёт население близлежащих домов.



Воздуха внутри не так уж и много - два пакетика с кубиками и жетонами, набор карточек, игровое поле и медицинские карты с указаниями  к действиям в период Чумы. Свободное место в коробке пригодится для размещения в ней карточек дополнения, о котором я расскажу в следующем обзоре.



Несметное полчище Крыс, которые будут приносить массу неприятностей на игровом поле. Два верхних ряда жетонов (с розовым ободком) предназначены для начальной расстановки, а остальные вступят в игру по мере необходимости. Всего 49 качественных жетонов принесут смерть ни в чём не повинным кубикам.



А вот и мирные жители крупных городов. Четыре игрока могут испытать счастья, борясь за выживание в некубических условиях. Из 80-ти качественных деревянных представителей населения каждому игроку достанется всего 20-ть. Очень немного, учитывая масштабы эпидемии, очаги которой провоцирует фигурка «Чёрной смерти» (страсть-то какая).



Шесть представителей городского сословия - очень качественные двусторонние тайлы. И каждый из них будет пытаться спасти себя и своих соплеменников от неминуемой смерти. Правда, для этого очень часто необходимо сделать неприятность соседям, но «это уже мелочи»…



Карта, на которой развернутся все события этой драмы. Светлым цветом выделены области, предназначенные для игры вдвоём. При игре втроём к ним добавляются светло - коричневые регионы, а вчетвером используется вся территория. Специальное покрытие игрового поля выдержит даже пролитый стакан воды.

Чума вас всех побери.



Вначале определимся с количеством участников эксперимента по выживанию. Каждый получит кубики своего цвета и… ничего более. Затем перемешиваем начальные жетоны крыс (с розовым ободком) и распределяем их по полю - одно серое существо в одну область. Далее, в один из регионов размещается фишка «Чёрной смерти».

После этого каждый игрок, по очереди, выкладывает в один из регионов в начале первые два своих кубика, а затем, против часовой стрелки, вторую пару в порядке очерёдности. Подле  поля размещаются карты «сословий», а оставшиеся жетоны крыс перемешиваются и формируют общий банк.

Всё готово к эпидемии.

Выбор у игрока невелик - по желанию можно взять карту «сословия», выставить на поле кубики, после этого передвинуть фишку «Чёрной смерти» в новый регион и произвести в нём действия, в соответствии с жетонами крыс.



Разместить свои кубики можно в любой регион поля, но при условии, что в нём есть маркеры крыс. Количество кубиков зависит от числа серых зверьков: одна крыса - один кубик, две крысы - два кубика, три крысы - три кубика, четыре… Нет, четырёх быть не может, так как максимальное число жетонов крыс в регионе равно трём.



Карты «сословий» позволяют обходить некоторые правила игры и спасать своих кубических граждан от неминуемой смерти. Взять их можно в начале своего хода, и, пока другой игрок не заберёт у вас эту карту, вы не сможете от неё избавиться.

С помощью Короля можно снять один кубик с поля и перенести его в Замок - в нём жители не умирают и останутся там до конца игры. Монах силой веры изгоняет одну крысу в соседний регион. Рыцарь позволит передвинуть фигурку «Чёрной смерти» на два региона, вместо одного. Так же он «превращает» чёрную фишку в два «виртуальных» кубика, что очень полезно при вскрытии жетонов в регионе, особенно - если вас меньшинство.



Крестьянин размещает в область на один кубик больше обычного - это позволит ему выложить одного своего соратника в регион, не содержащий жетонов крыс, что запрещено остальным участникам игры. Купец перемещает до трёх своих кубиков в соседний регион, а Ведьма, силой колдовства, может посмотреть два жетона на поле, а потом поменять их местами друг с другом.

Но за всё необходимо платить, поэтому все представители «сословия» более подвержены заболеваниям и вымирают существенно быстрее простых граждан. А отправляются в «мир иной» в этой игре очень часто, так как всем правит «Чёрная смерть».



Активный игрок передвигает чёрную фигурку в соседний регион, и вместе с этим на поле начинают происходить смертельные события.

Вначале в соседние регионы распространяются полчища крыс, равные количеству жетонов в регионе с «Чёрной смертью» (отмечу, что если в области три жетона, то выкладывается только два новых серых создания). В нашем случае один случайный жетон из общего запаса выкладывается активным игроком в соседнюю область.

А затем происходят чумовые (простите - чумные) события.



Вначале смотрим на верхнюю цифру - если в области меньшее число кубиков, чем указано на жетоне, то все могут вздохнуть спокойно - крыс благополучно перебили и всё население пляшет и веселится, а жетон отправляется в сброс без последствий для кубиков.

А вот если больше или равно, то Смерть достаёт свою косу и начинает размахивать ей во все стороны. Посмотрите на буквы  - если изображена «М», то игрок, у которого самая многочисленная кубическая популяция, снимает с поля одного своего жителя. При букве «А» все лишаются одного своего подопечного.
А затем мрёт «сословие». Все игроки, у которых символ на карте совпадает с символом на жетоне, лишаются одного своего кубика.

После повального кубического мора ход переходит следующему игроку.  
Прекращается это феерическое вымирание в случае, если один игрок выставил все свои кубики из запаса (здесь должен звучать смех и слова сочувствия разуму человека, который такое сказал), либо когда выйдут все жетоны  крыс. В таком случае наступает последний раунд игры.

Хотя с прекращением вымирания я несколько поторопился. Во время последнего хода кубики никто больше не выставляет (исключение - специальные карты), раунд играется против часовой стрелки (чтобы всех запутать), вскрываются все маркеры во всех регионах, «Черная смерть» больше никуда не передвигается и считается за два дополнительных нейтральных кубика (если карта Рыцаря находится на руках у одного из игроков). Повальное истребление  и вскрытие всех жетонов крыс возвестит о финале.

Выигрывает игрок, который после всего этого «Пира во время Чумы» сохранит на поле больше всех кубиков. Он нарекается «Чумовым везунчиком» - отныне он отвечает за поимку мышей и крыс на территории всего дачного посёлка.

Истребив горы очумевших кубиков.



Отличная семейная игра с очень лёгкими и понятными правилами. Логичные действия на поле позволят подключить к игре даже новичков, на картах «сословий» и на жетонах «крыс» очень информативные подсказки, поэтому после первой партии правила вам больше не понадобятся.

Единственное, что немного смущает - это тематика смерти от страшного заболевания. Вот если бы на поле лопались от безмерного любвеобилия к зелёному Колибри маленькие розовые Хомячки, то было бы веселее. Хотя моей дочке понравилась и тематика, и повальный мор кубиков оппонентов. Что сказать - отличная и несложная семейная игра про страшную и ужасную Чуму…

Перед покупкой обязательно попробуйте игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную консультацию в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (50)
Игра хороша. У меня сразу же возникает ассоциация с Пандемией - похожая механика, тема, только не кооператив. Ну и без дополнений быстро приедается :)
Vladimir   |   25.01.12
Зыбыл: и кубики! Ох, уж эти кубики, скоро уже можно будет открывать музей :)
Vladimir   |   25.01.12
Тоже обратил внимание на эту игру. Изучил правила, поставил в "вышлист" в серединку :) Думаю, надо сначала пробовать. Мне кажется, сходство с Пандемией не очень сильное - здесь отыгрыш карт сословий и конкуренция. Разница чувствуется.
_ГрАнд_   |   25.01.12
А я замку название придумал - Санаторий :)
Юшин   |   25.01.12
Тогда уж "лепрозорий" :) В игру нужно сыграть несколько раз - раза с третьего я понял её прелесть. Огромный "плюс" - лёгкие для восприятия новичками правила. И ребёнку легко и доступно всё объяснять...
Gravicapa   |   25.01.12
Да, и в Понедельник обзор дополнения Rattus: Pied Piper. Оно очень сильно на игру влияет...
Gravicapa   |   25.01.12
Хорошая играю Засела в моем топе.
sNOwBODY   |   25.01.12
Блин, а я все еще не попробовал, эх
Spotty   |   25.01.12
Когда был в Питере, заходил в один настольный магазин, так моя схватила коробку с Rattus и не хотела отпускать. Покупай говорит. Я сдуру полез на BGG, посмотрел на не очень высокий рейтинг и брать не стал. А сейчас почитал ваш обзор, понял что лишился интересной настолки. Ну, женщины иногда интуитивно бывают правы.
toolmano   |   26.01.12
Коробка очень красивая - моя жена тоже её сразу выделила среди других. А рейтинг невысокий - так и игра не сложная, НО очень хорошая и интересная. Иногда рейтинг отражает исключительно сложность, а не "интересность" игры, к сожалению...
Gravicapa   |   26.01.12
Хорошая статья, прям аж воспоминания одолели :) Играли пока одну партию, но ощущения весьма приятные. Пара неточностей: При размещении кубиков - вторую порцию игроки кладут против часовой стрелки. В конце игры Чума считается за 2 кубика только если кто-то взял себе Рыцаря.
Rolan   |   26.01.12
Спасибо за неточности и за отзыв. Оправдывает меня только то, что это обзорная статья, призванная привлечь внимание к игре, а не пунктуальный пересказ правил, который был бы весьма скучен :) А перед игрой сами правила обязательны к прочтению, даже после обзора ;)
Gravicapa   |   26.01.12
Насчет чтения правил согласен. Неточности указал только потому, что сам обзор может запомниться куда лучше правил :)
Rolan   |   26.01.12
Хорошо, учту на будущее :) В любом случае - спасибо за поправки и за то, что посещаете мой ресурс. Удачной игры!
Gravicapa   |   26.01.12
Спасибо. Удачных обзоров! Нёня рулит D)
Rolan   |   26.01.12
Еще один момент, что если на жетоне изображено две буквы М, А или два значка сословия, то убирается не 1 кубик, а два. :) Не знаю на сколько верно или нет, но мы так играли.
Vyazemskiy   |   26.01.12
Да, всё верно. Вначале отрабатывается буква "М" (игрок с большинством кубиков в регионе снимает один свой кубик), затем "А" (все снимают по одному). После этого владельцы карт сословий снимают по 1 кубику за каждый значок на жетоне, совпадающий с их картой. Поэтому Вы играли верно.
Gravicapa   |   26.01.12
Спасибо большое за Ваши обзоры игр, уже не одну игру приобрел после прочтения :) Правда обзора Rattus не дождался - раньше купил. Кстати, может быть сделать небольшую рубрику - "Анонс", где будут указываться игры, обзоры которых появятся в скором времени :) М? :)
Vyazemskiy   |   26.01.12
Насчёт "анонса" я подумаю - эта мысль мне приходила в голову, но Вы первый из посетителей, кто об этом заговорил, поэтому и не делал раньше. Если эта информация будет интересна ещё кому то, то сделаю. Спасибо за отзыв и заходите ещё :)
Gravicapa   |   26.01.12
Мы ЗА анонсы! ) Как минимум помогут не пороть горячку при выборе игр. ) Меньше необдуманных решений - меньше разочарований.
сыт и весел   |   27.01.12
Хорошо, постараюсь сделать. Ещё бы игр на эти анонсы набрать :)
Gravicapa   |   27.01.12
Нету игр? А вот интересно - "За бортом!", "Гномы-вредители" с дополнением (Sabouter 2), "Да, тёмный властелин!", "Остров страха", "Битва за галактику". Могу ещё накидать) Всегда в поиске чего-то простого и легкого для компании друзей - отыгрыш ролей - мафиоподобные + саботёр - самые частые игры. Присматриваю Бэнг! для ролевых например прикупить)
Mister_i   |   20.02.12
Появился вопрос по правилам - если в регионе с 3-мя жетонами крыс уже лежат 3 моих кубика, могу ли я в свой ход положить туда еще 3, или же количество кубиков одного цвета в регионе ограниченно?
timmyfoox   |   06.02.13
Количество кубиков в регионе не ограничено - ограничено только количество жетонов крыс (не более трёх).
Gravicapa   |   06.02.13
Здравствуйте! 1. Игра идёт на двоих? 2. От скольких лет по вашим ощущениям?
Ольга   |   16.10.13
Добрый день. Играть вдвоём можно, получается больше тактической составляющей. Но, скорее, не так интересно - втроём и более интересней (по личным ощущениям). Если ребёнок подготовлен, то в 8-9 лет можно спокойно гонять крыс. А так - от 10-11 лет...
Gravicapa   |   16.10.13
Спасибо! Мы всегда при выборе игр ориентируемся на ваши обзоры и комментарии!
Ольга   |   16.10.13
Спасибо за доверие :) Заходите, спрашивайте, вместе подберём игры для Вашей семьи.
Gravicapa   |   16.10.13
Играете ли вы сейчас в Раттуса? Насколька эта игра приедается? Стоит ли ее иметь у себя в коллекции?
Евгений   |   19.04.14
Иногда играем. Пока не приелась, так как множество дополнений :) Зачислять или нет в коллекцию - ответить не могу, сколько людей - столько мнений.
Gravicapa   |   19.04.14
Добрый вечер. Подскажите пожалуйста, как бороться с ситуацией, когда при игре базой первый игрок берёт короля и кладёт один кубик в замок, следующий игрок забирает короля и опять же кладёт свой кубик, и тд по кругу? Ведь в таком случае игра будет длиться условно 20 ходов для первого игрока. :)
krokodil   |   22.04.14
А зачем так делать? :) Честно говоря, даже в голову не приходило такое развитие событий, поэтому ничего не подскажу - нет практики...
Gravicapa   |   23.04.14
Понятно, что так делать не надо. Но сам факт. Что вообще можно противопоставить Королю? Неужели у вас была партия, когда игра закончилась раньше, чем на 20ом ходу? И ещё хотел спросить: одна из возможных концовок: в каждой локации по три крысы, верно? Причём в правилах написано, что редкая птица долета... то есть, редко когда игрок успевает выставить все кубики на поле, но вот у нас за несколько партий на троих именно так игра и заканчивалась. Именно тем, что игрок, который берёт короля и побеждает в конце.
krokodil   |   23.04.14
Ну... считайте, что сломали игру :) Честно говоря, так играть не интересно, поэтому даже мысли не возникало ;) Плодиться в локациях, пока игрок помещает один кубик в замок...
Gravicapa   |   23.04.14
krokodil, Вы, судя по всему, неправильно играете. С помощью короля можно переместить свой кубик в замок, но только в том случае, когда регион, из которого вы его перемещаете, свободен от крыс. У нас часто при игре возникала ситуация, когда я планировала переместить свой куб, но муж перед моим ходом подкидывал туда крысу и король становился бесполезен...
bim   |   23.04.14
bim, спасибо большое! Вы правы, мы не правильно играем! Однако ответьте мне на вопрос касательно кол-во крыс. Как часто игра заканчивается тем, что крыс на игровом поле максимальное число?
krokodil   |   23.04.14
Максимальное количество, имеется в виду что резерв пуст? Так практически всегда... А С Королём, тогда всё понятно. А то я сижу и голову ломаю, как вам так удаётся сделать - расчистить столько регионов от крыс, чтобы всегда иметь возможность перенести кубик. :)
Gravicapa   |   23.04.14
Gravicapa, если я отвлёк от написание нового обзора, то это беда страшная. Без иронии. И всё таки я хочу понять, почему у нас игра не заканчивается крысопандемией... Расскажите, пожалуйста, сколько должно быть использовано жетонов крыс для двух/трёх игроков (стартовых и обычных)?
krokodil   |   23.04.14
А Вы каким числом игроков играете? Там ещё от числа игроков зависит размер территорий (некоторые локации на карте не используются). Соответственно: 2 - 8 жетонов (остальные в коробку), 3 - 10, 4 - все 12. Это стартовые, они определяют количество локаций на карте (остальные локации считаются краем поля). Обычные маркеры также зависят от количества игроков. Вдвоём удаляете 12 в коробку, втроём - 6, вчетвером используются все.
Gravicapa   |   23.04.14
Правильно, на троих: 10 стартовых и 43 обычных, 10 локаций, значит игра должна окончиться, когда 30 жетонов крыс будут выставлены на поле. Но у нас не случалось такого! Возможно потому, что использовали неправильно короля и игра заканчивалась раньше, чем крысы заполоняли старушку Европу. Попробуем сегодня сыграть, используя короля правильно! В любом случае, я премного благодарен за помощь!
krokodil   |   23.04.14
Очень странно... К середине игры идёт цепная реакция - маркеров много, крысы плодятся очень быстро. Как раз в этом и смысл - "забить" доминирующего в регионе соперника маркерами крыс. На моей памяти, по-моему, только раз была Ваша ситуация. Потом отпишитесь, как у Вас дела :)
Gravicapa   |   23.04.14
Я не совсем поняла ваш вопрос... Бывают ситуации, когда в мой ход я не могу разместить крыс в соседние регионы, потому, что их там уже максимальное количество(3). Но чтобы игра заканчивалась, а в каждой локации было максимальное число крыс... возможно, если разместить все кубики всех игроков в одной части карты, а ходить "черной смертью" по другой части карты, где нет кубиков и, соответственно, не может возникнуть эпидемия... у нас так сын может играть, но ему 6 лет:). Но мы же должны стараться изничтожить кубическое население оппонентов, поэтому перемещаем черную смерть в локацию, где есть кубики противника, чтобы при эпидемии как можно больше их вернулось обратно в руку и игра не закончилась возможной победой противника, который успел разместить все свои кубы, а вы нет. Помогает в этом и карта рыцаря, которая позволяет переместить "чуму" не в соседний, а на два региона. Игра заканчивается не тогда, когда количество крыс на поле максимально, а в двух случаях: 1)если игрок смог поместить все свои кубики на поле к концу своего хода или 2)закончился запас крыс (располагается рядом с полем), которые вы выкладываете по ходу игры на поле .
bim   |   23.04.14
bim Вроде "запас крыс" больше максимально возможного кол-во крыс на поле?
krokodil   |   23.04.14
krokodil, да, конечно "запас крыс" больше максимально возможного количества крыс на поле. По ходу игры черный маркер "чумы" в соответствие с правилами необходимо перемещать - иногда вам выгодно переместить его в локацию, где есть крысы, но нет кубиков (эпидемия не начинается и крысы остаются нетронутыми), но чаще выгоднее переместить в локацию, где есть и крысы и кубики - тогда маркеры крыс переворачиваются и в соответствие со значками на них удаляется (или не удаляется) часть кубиков. После этого перевернутые жетоны крыс из этой локации удаляются и локация на время становится свободной от крыс, пока в следующие ходы ваши оппоненты или вы не положите туда новые жетоны крыс из запасов около поля.
bim   |   23.04.14
Только что закончили очередную партию. Странно, опять успели выставить все кубики. Может имеется ввиду, что игра заканчивается, когда жетоны крыс заканчиваются в пуле? То есть, когда жетон крысы вскрывается, то он выходит из игры, а не возвращается в пул. Тогда понятно - игра ограниченна кол-вом крыс в этом самом пуле. Но если нет, то я даже не знаю, как крысы могут заполонить карту полностью, если каждый раз, когда жетоны вскрываются, они возвращаются в пул. Это же может бесконечно длится.
krokodil   |   23.04.14
Естественно, после вскрытия жетона он убирается в коробку (выходит из игры). Вы не правильно играете. Вскрыли, убрали кубики, удалили жетон из игры. Игра заканчивается, когда в резерве не остаётся жетонов...
Gravicapa   |   23.04.14
krokodil, ну конечно, когда крысы из локации удаляются после чумы, они идут в сброс, а не возвращаются в "запас крыс"(т.е. постепенно запас крыс истощается). А так у вас почти вечный двигатель получился! Поэтому и надо следить не только за уменьшение количества кубиков у оппонентов, но и за уменьшением числа крыс из "запаса", так как в любой из моментов игра может закончится.
bim   |   23.04.14
Всё! Сыграли на четверых партию по правилам. С этим кол-вом игроков, игра конечно наиболее интересна. :) Не понятен пока персонаж Епископ. Когда игрок выбирает эту роль, он может двигать одну фишку епископа или две одновременно? И можно ли ставить епископа в локацию, где уже находятся крысы, если да, то остаются ли они там или перемещаются? Если остаются, то что происходит с этими жетонами крыс, когда игра заканчивается, а в локации, где стоит фишка епископа на конец партии так и лежат жетоны? Они вскрываются или нет?
krokodil   |   24.04.14
Переместить (или разместить на поле) можно только одну фишку в свой ход. Согласно правилам, в регионе с Епископом никогда не может находиться ни одного жетона крыс ни при каких условиях, поэтому размещать фишку необходимо также в полностью пустой регион.
Gravicapa   |   24.04.14
При игре вдвоем, если противник перемещает чуму в тот регион где есть к примеру 2 кубика соперника, но нет крыс, то получается ничего не просходит? (тоесть крыса в этот регион не добавляется, в соседние также?)
Olena   |   24.01.18
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр