Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Rattus Mercatus. Пополнение населения

Обзор № 602 от 03.01.2014, 2958 просмотров
Несмотря на то, что кубический мор скосил больше половины континента, а выжить в отдельных городах стало практически невозможно, путешественники из дальних стран мчатся в Европу, чтобы закружиться в чумовом вихре и заработать золотых монет. Многие из них не вернутся домой… Зато тот, кто переживёт очередное нашествие крыс, станет богачом! Сегодня на Розовом диване - "товароденежная" настольная игра Rattus Mercatus (Раттус Меркатус).



Во втором дополнении (Африканус) мы путешествовали на верблюдах и познакомились с яркими представителями ислама. Настало время вернуться на родину и посмотреть, что изменилось за время нашего отсутствия. А изменилось многое…



Внутри небольшой коробочки находится стопка карточек персонажей и горсть жетонов. Пусть вас не смущает высота упаковки - под компонентами находится второе дно, предназначенное, судя по всему, для контрабандного товара. И товара этого туда поместится предостаточно.



Отныне в игре появляются жетоны товаров четырёх типов: рыба, ткань, дерево и соль. Население, презрев опасности, пытается вести торговлю и заработать как можно больше картонных монет номиналом 5 и 1 рат (национальная денежная единица). Всего казначейство выпустило в оборот 52 кругляшка двух номиналов.

Так как Rattus Mercatus является дополнением к базовой игре Rattus и без него существовать не может, то перейдём непосредственно к игровому процессу и взглянем, что нового ждёт нас на базовой карте Европы. Подготовка к игре происходит по базовым правилам с некоторыми нововведениями.



Рядом с полем, стопками по четыре тайла располагаются жетоны товаров яркой стороной вниз. Снимите по одному жетону каждого типа и расположите их цветной картинкой вверх - это общий резерв. В качестве стартового капитала каждый игрок получает по 4 монеты.



Оставшиеся жетоны товаров случайным образом распределяются в регионы игрового поля, по одной картонке в локацию. В конечном итоге в каждом регионе будет находиться один маркер крыс и один тайл товара. Фишка Чумы размещается по общим правилам; участвующие в игре карты сословий выбираются игроками по своему желанию.

Необходимое пояснение: размещённые на поле жетоны товаров служат маркерами и с поля до конца партии не убираются. Их функция - назначить региону определённый тип товара (эти значки можно было бы нанести непосредственно на поле). Случайное размещение тайлов делает каждую партию индивидуальной.

Как вы помните, рядом с полем лежат четыре жетона цветной картинкой вверх (рынок товаров). В начале хода каждый игрок должен взять себе в запас один жетон с рынка по своему выбору. Если доступно менее четырёх товаров, то необходимо взять из резерва недостающий тайл и выложить его на рынок. Со временем резерв одного типа товара иссякнет, и тогда немедленно  наступает фаза торговли.



Все игроки обязаны продать (вернуть в общий запас) все жетоны закончившегося товара из личного резерва. Получить деньги за товар можно только в том случае, если в соответствующем регионе на поле вы имеете преимущество в кубиках. Важное примечание: можно иметь преимущество в нескольких регионах с данным типом товара, но продать можно только один тайл в один регион.

Например: закончилась соль. Красный игрок имеет в запасе два тайла соли и преимущество в регионе, отмеченным маркером данного товара. У жёлтого игрока два жетона соли, но нет преимущества ни в одном необходимом регионе. Оба игрока сбрасывают в резерв все свои тайлы соли, но лишь красный получает три монеты в качестве компенсации.



Деньги понадобятся в конце игры - каждые пять монет приравниваются к одному спасённому кубику. Помимо этого, некоторые карты сословий могут использовать деньги для получения выгоды.

Всего в дополнении находится двенадцать новых персонажей, по две карты каждого из сословий.



Дворяне, как и в реальной жизни, ближе всего к деньгам. Казначей получает в начале своего хода две монеты из общего банка. Наместник, пользуясь служебным положением, может разместить в один любой регион от одного (одна монета) до трёх (шесть монет) своих кубиков. Согласитесь - существенное преимущество, особенно если заканчивается определённый тип товара.
 


Духовенство, по традиции, спасает души. Безусловно, делает это не бескорыстно. Папа за две монеты может переместить один кубик из запаса (обратите внимание - не с поля) сразу же в замок. "Всего два жалких сольди, и ты, сын мой, в полной безопасности до конца игры"…



Дьякон позволит получить защиту от жетонов крыс, вскрытых в регионе. Первый вскрытый жетон обойдётся в одну монету, последующий  - в три, третий - в шесть. Очень полезный персонаж, дающий иммунитет…



Рыцарство, как всегда, занято благородным делом -  убийствами и разграблением могил.  Мародёр передвигает фишку Чумы на два региона, спасая, тем самым, своих кубических подопечных, и в награду получает с рынка один жетон товара, соответствующий чумному региону. Отличный шанс получить внеплановый жетон товара.

Ассасин изгоняет чуму аналогичным образом, но при этом получает по одной монете за каждый скончавшийся кубик оппонента в регионе со вспышкой заболевания. Благородный поступок, позволяющий нажиться на чужих смертях.



Буржуазия занята торговлей. Мошенник может взять из запаса один жетон крыс и выложить его в любой регион, где имеется хотя бы один кубик игрока - владельца данного персонажа. Более того, за столь праведный поступок игрок берёт с рынка один жетон товара, маркером которого отмечен "осчастливленный" регион.

Купец, чтобы воспользоваться своим свойством, должен для начала разместить на карточке жетон товара по своему выбору. Отныне товар не принадлежит никому из игроков (служит маркером карты), но может быть (при желании владельца) поменян на другой тип. Данный персонаж позволяет "телепортировать" до пяти своих кубиков из одного региона в другой. При этом регионы должны быть отмечены маркером товара, совпадающим по типу с тайлом на карте купца.



Волшебники также не стоят в стороне и всячески стараются поживиться. Шаман обретает силу только после размещения на нём жетона определённого товара (по аналогии с купцом) и может в свой ход наводнить крысами все регионы, имеющие маркер товара, совпадающий с тайлом на карте данного вредного персонажа.

Расхитители могил яростно орудуют лопатами и получают один жетон товара с рынка в случае, если эпидемия "убивает" хотя бы один кубик любого оппонента. Никогда бы не подумал, что снятая с умерших одежда приносит столько прибыли…



И заключение обзора - крестьяне, которые умудряются выживать в столь чумовых условиях, да ещё и обогащаться. Землевладелец активируется по принципу шамана или купца и позволяет поместить два кубика в регион, совпадающий по типу с тайлом на карте персонажа.

Пивовар (подобные напитки популярны во время катаклизмов) может взять дополнительно один жетон с рынка. То есть, в свой ход игрок получает не один, а два разных товара.

Кому чума, а кому мать родна…



У меня создаётся ощущение, что персонажей в дополнениях уже в два раза больше, чем в базовой игре. И это только начало, так как простор для творчества, поистине, велик… Удивительно, но все нововведения уместны и только улучшают игру, что, согласитесь, большая редкость для игрового мира.

Товары, деньги и новые персонажи из дополнения "Mercatus" делают "Rattus" более конфликтным и азартным. Значимость каждой карты возросла: отныне можно "атаковать" противника, зарабатывать победные очки, планировать не только свою популяцию в локациях, но и запас товаров в резерве. Копить деньги под конец игры не так выгодно - пять монет стоят всего один кубик. Зато представители духовенства позволят выгодно вложить финансы в защиту кубиков, а дворяне помогут достичь превосходства в регионе и выгодно продать товары.

В целом, впечатления от дополнения самые положительные. Потребовалось несколько партий, чтобы понять прелесть всех персонажей, и могу с уверенностью сказать, что "лишних" карточек здесь нет. Всё здесь к месту…

Единственный недостаток - для совместного использования базовой игры "Раттус", дополнений "Африканус" и "Меркатус" необходимо некое связующее звено, так как жетонов товаров на всё расширенное поле не хватает. Издатель учёл этот "недостаток", и в следующем обзоре я расскажу о небольшой коробочке под таинственным названием "Арабские купцы", которая устраняет данное недоразумение…

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (2)
Хотелось бы поинтересоваться каким образом вы выбираете карты сословий на партию ? Какие ваши любимые наборы, и как вам приятнее играть - когда в игре учавствуют все сословия или когда можно создать что-то узконаправленное, например задейвствовать сразу три карты рыцарства? Лично для меня уже при наличии Крысолова стоит трудность выбора. А тут еще 12) Тем более сложилось впечатление, что чтобы полностью вкусить новую механику товаров, персонажей нужно брать исключительно из коробки нового дополнения.
timmyfoox   |   13.01.14
Любимых наборов нет, так как в игру играем не столь профессионально :) Мы всегда используем по одной карте сословий каждого типа. При появлении дополнения включаем в игру всех новых персонажей из набора для пробы, потом сортируем все карточки по типу, составляем стопки и случайным образом достаём из каждой 1 персонажа для партии. Доп. карту из Африканы достаём редко, так как столько народа не набирается...
Gravicapa   |   13.01.14
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр