Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Простоквашино - Азбука. Уроки от Простоквашино

Обзор № 232 от 23.04.2012, 8585 просмотров
Дядя Фёдор решил написать родителям письмо о том, как хорошо ему живётся в Простоквашино. Сели они с Матроскиным и Шариком за стол, достали перо и бумагу… а  букв-то никто и не знает! Сняли с полки Азбуку и стали они уму - разуму набираться. Сегодня на Розовом диване - словообучательная настольная игра Простоквашино - Азбука.



Как вы помните из замечательного мультфильма,  письмо Дядя Фёдор написал в соавторстве со своими друзьями. В результате чего вызвал нескрываемую радость мамы и бурный всплеск эмоций у папы.  Несмотря на некоторые неточности в изложении материала, цели своей Дядя Фёдор достиг, и история с бегством в Простоквашинские «пампасы» закончилась покупкой недвижимости в данной деревушке и основанием в ней семейного родового гнезда.



Деревни всегда славились свежим и чистым воздухом, за которым горожане приезжают в огромном количестве, пробиваясь сквозь сельские автобаны. В Простоквашино с данной достопримечательностью всё в порядке и воздуха хватит на всех. Помнится, Дядя Фёдор хотел приобрести домашнее животное в виде коровы - она сюда точно поместится.

Колода карт, фигурки главных персонажей мультфильма, Простоквашинский кубик, игровое поле и Азбука для начинающего игрока - всё это располагается в коробочке небольшого размера с яркой полиграфией.



Четыре фигурки побегут по игровому полю от локации к локации и послужат ориентирами для идентификации игроков. Фигурки качественные и детализированные, единственное замечание - так как игра предназначена детям, то цвет пластмассы я выбрал бы более ярким. Кубик D6 отмерит клетки перемещения, и каждый участник игры бросит его не один десяток раз.



Игровое поле, на котором развернутся все события, подразумевает несколько вариантов игры с одними и теми же компонентами. 8 локаций с изображением кадров из мультфильма, буквы Алфавита расположенные как по окружности, так и внутри квадрата. Божьи коровки служат ориентирами и стартовыми площадками  для игроков.



59 карт с изображением предмета с одной стороны и буквы с другой. Обратите внимание на подпись к изображениям - в соответствии с фонетическим разбором слова в нём цветом выделены определённые буквы, поиск которых на поле очень гармонично прописан в правилах.

Карточка - подсказка для ведущего содержит три варианта заданий, которые предстоит решить игрокам для получения различных бонусов.



На рубашках карт нарисованы буквы алфавита, выделенные различными цветами. Детям ещё предстоит изучать все тонкости Русского языка, а взрослым предлагаю ответить на простейший вопрос - почему карты на фотографиях в обзоре расположены именно в таком порядке?



Хочу отдельно отметить, что разработчики игры и компания «Звезда» работали в тесном взаимодействии с педагогами, поэтому все карты могут быть использованы, как учебное пособие. Все разборы слов сделаны грамотно, а выделение букв цветом соответствует общепринятым понятиям начальной школы.



Качество карт и полиграфии на высоком уровне, картинки детские, а персонажи мультфильмов вызывают улыбку. Посмотрим, насколько игра будет интересна и полезна ребёнку, как обещают нам разработчики.

Азбука по-Простоквашински.

Правила предусматривают три варианта игры, но вы можете сами изменять и дополнять их, в зависимости от уровня подготовки вашего ребёнка.

Первый вариант называется «Азбука».



Каждый игрок выбирает себе фишку и выставляет её в угол поля с изображением Божьей коровки. Отделите от общей колоды карту - памятку, остальные перемешайте и выложите рядом с полем картинкой вниз. После этого снимите две карты и положите неподалёку картинкой вверх.



Посмотрите на картинку любой из карт, найдите аналогичный предмет, изображённый в одной из локаций поля. Нам необходимо достигнуть выделенного квадрата, передвигая фишку в любом направлении, кроме «диагонали». Бросок кубика определяет количество клеток перемещения - вы можете использовать их все, а можете частично. В любом случае - остаток на следующий ход не переносится.

В нашем примере Кот Матроскин забирается к Дяде Фёдору на диван, изображённый на одной из двух карт. Но это лишь часть пути! Игрок, достигший необходимой локации, выбирает одну из букв, выделенных на карточке, находит её на поле и громко называет - теперь это его следующая цель.



Войти в прямоугольник с картинкой можно с любой клетки, но покинуть его можно только там, где нарисована Божья коровка. Кот Матроскин выбирает ближайшую букву «И», бросает кубик и постепенно движется к цели.



Как только фишка достигает цели, необходимо посмотреть на фон квадрата, на котором находится буква  и сопоставить его с одним из пунктов карточки - памятки. Каждый пункт предписывает выполнить определённое задание.

В нашем случае игрок должен угадать букву, которую ему частично закроют. Для этого либо ведущий, либо любой другой игрок тайно берёт одну из карт и закрывает заданием одну часть буквы.

Отгадали - забирайте себе карту, благодаря которой вы столько бегали по полю. Не угадали - отправляйте её в сброс.



Пользоваться специальными буквами можно и во время передвижения по полю. Если вы верно выполните задание, то получите право дополнительного хода, чем можете существенно ускорить своё передвижение к заветной цели.

Розовый фон предписывает назвать слово, начинающееся на букву, на которой в данный момент располагается фишка игрока. Шарик моментально называет слово «утюг» и продолжает ход. Обратите внимание - на локациях есть подсказки.



Попали на жёлтую клетку - назовите ближайшую букву такого же цвета. Либо придумайте слово, содержащее данную букву и посчитайте в нём буквы. Почтальон Печкин называет известное ему слово - «бумага», состоящее из шести букв. И это верный ответ!

Тот игрок, кто наберёт быстрее других 5 карточек, становится победителем и может помочь написать Дяде Фёдору письмо.

Второй вариант называется «Бегом за буквой».



В данном случае все игроки передвигаются вокруг поля при помощи того же кубика. Стартуют все с одной локации и могут передвигаться в любом направлении. Для игры используется «рубашка» карт с изображением букв - необходимо снять три карты и разместить рядом с полем. Как только фишка попадает на букву, совпадающую с одной из трёх выложенных, игрок забирает соответствующую карту с буквой себе, а на место взятой выкладывается новая карта.

Если  кто-то наберёт 10 карт, движение фишек прекращается, все игроки добирают в руку до 10 карт из общей стопки и стараются составить из имеющихся букв слова. Условия выигрыша определяются перед игрой - это может быть слово максимальной длины, большее количество слов и так далее.

Существует ещё третий вариант игры, называемый «Собери слово», в котором поле не используется, а игроки стараются собрать слова из карточек с изображением букв. Более подробно прочтите об этом в правилах.

Вернувшись с урока.



Начну с того, что игра предназначена для детей дошкольного возраста и призвана обучить их грамоте, чтению и развить кругозор. И с этой задачей игра справляется на «отлично».  Красивые картинки и несложные правила привлекут ребёнка к игровому процессу, в течение которого он получит знания, сопоставимые с информацией, полученной на уроке. При этом вы весело проведёте время в кругу семьи.

Игра развивает внимание - необходимо найти предмет, изображённый на картинке, выделив его из остальных. Также присутствуют азы тактики - если значения на кубике не хватает, чтобы достичь цели, вы можете попытать счастья в специальных локациях, решая задания и получая право на дополнительные ходы.
Из букв можно составлять слова и делать фонетический разбор - буквы уже выделены цветом, и ребёнок визуально сможет  отличать «глухие» от «звонких», «мягкие» от «твёрдых». Картинки и подписи под ними пригодятся при разборе слов и изучения их грамотного написания.

Я отнёс игру в школу и показал учителям начальных классов. С точки зрения педагогов -  это грамотно составленное пособие для обучения детей в игровой форме и может быть использовано на  дополнительных уроках в образовательных целях.

Игра получает от меня и моей жены, логопеда и педагога 14-го разряда,  высокие оценки, так как сочетает в себе как игровой, так и образовательный процесс - подобных игр очень мало. Рекомендую её каждой семье с маленьким ребёнком для изучения языка и подготовке к школе.

Комментарии (3)
Простоквашино: тина шина сотка оса сова сок коса ток кот кит тик вар ров вор сор роса кошка поток шок ник шик тон нота кон оскр рост кора рак ор сон нос квиток нитка сито сода окно картон рок сироп росток сток икона окно восток каток сорт рота стон квас стоп топ пот компот миска
ЛЕНА   |   04.11.13
ОГО :) Не, я так не смогу, сдаюсь сразу :)
Gravicapa   |   05.11.13
ЛЕНА предложила простой варант - больше слов, коротких и длинных. Я всегда предпочитал вариант, в котором длинные слова ценятся дороже или даже намного дороже (напимер, 1 слово из 7 букв = 15 слов из 3 букв). Тогда после некоторой тренировки будут получаться не ШАР или ВОРС, а КОРОВА, КОРОНА, ВОРОНА, СТОРОНА, ПРОТОКА, КОРОСТА и даже ТРОПИНКА. Но это уже для детей старшего школьного и младшего студенческого возраста...
Vking   |   05.11.13
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
Обзоры настольных игр: 
Квест в коробке, Руки вверх!, Умный дом, Ассоциации, WAR Thunder (Осада), Caverna, Квадригами, Карма мини,  Kuhno, Секреты планеты, Зоопарк, Бумажки, Хозяин драконов, Codenames картинки.
© 2011 Горшечников Александр