Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Power Grid. Энергетический кризис

Обзор № 331 от 28.09.2012, 4876 просмотров
Представить жизнь современного человека без электричества достаточно тяжело - телевизор не посмотришь, на компьютере не поиграешь, да и еду себе сготовить не получится. Поэтому где-то там, за городом, столбы дыма и выбросы радиации сопровождают вырабатываемую электростанциями живительную энергию. Сегодня на Розовом диване -  домикоресурсная настольная игра Power grid (Энергосеть).



Пропитанные насквозь вредными изотопами и вдыхающие выхлопные газы дизель-генераторов сотрудники электростанций днём и ночью несут свою вахту у распределительных щитов. Они нажимают кнопки на пультах управления и отправляют заряды электрической энергии в дальние уголки страны для того, чтобы там, за Полярным Кругом, в промёрзшем насквозь иглу, пришедший с работы оленевод смог воткнуть свой планшет в розетку и выйти в социальную сеть. Это и есть вершина нашего технического прогресса...



Внутри прямоугольной коробки нестандартного размера расположилось игровое поле, стопка денег, колода квадратных карт и множество деревянных компонентов. Всё остальное свободное пространство можно использовать под хранение дополнений, которые распространяются в виде отдельных игровых полей, продаваемых в полиэтилене.



В местности, куда мы с вами сегодня отправимся, принято расплачиваться валютой под названием "Электро". Так как все государственные ресурсы сжигаются в топках электростанций, то банкноты напечатаны на тончайшей бумаге самого низкого качества с использованием невзрачных красок. Мой вам совет - сразу смените эти ужасные бумажки на фишки от Покера или любой другой денежный эквивалент.



На фоне денег электростанции выглядят произведениями искусства: квадратные карты с изображением чадящих зданий, внутри которых создаётся волшебная электрическая энергия, выполнены на плотной бумаге с качественной полиграфией. Величественные строения извергают в атмосферу продукты сгорания, которые живописно застилают всё небо. Красота…Практически все карты имеет сквозную нумерацию от "3" до "40"...



... и лишь четыре стоят особняком, выбиваясь из общего числового ряда. Всего 42 электростанции различного типа будут доступны игрокам.



Четыре памятки помогут подсчитать доходы во время игры, а специальная метка "Step 3" ознаменует начало третьей фазы игрового процесса.



Домики местного населения, которые игроки будут возводить в городах и "запитывать"  их электричеством по мере сил и возможностей. Каждому домовладельцу достанется по 22 аккуратных деревянных строения одного из шести цветов.



Электростанции требуют ресурсов - их-то мы и будем сжигать, расщеплять и уничтожать каждый раунд по мере сил. В игре представлено четыре вида топлива: 24 коричневых кубика угля, 24 чёрных бочки с нефтью, 24 жёлтых контейнера с мусором и 12 урановых стержней.  Все компоненты выполнены из дерева и качественно покрашены.



Безбрежные равнины пусты и не заселены. Вот тут-то мы и развернём строительство и потянем провода. Карта двусторонняя, поэтому, когда освоитесь на просторах Германии, то можете перевернуть поле и осчастливить жителей США "лампочкой Рузвельта".

Помимо карты на игровом поле расположен трек ресурсов, трек очерёдности хода и трек, отмечающий количества построенных домиков.

В топку весь этот уран!



Подготовка к игре займёт достаточно времени. Вначале разложите ресурсы на треке в соответствии с таблицей (она для каждой карты своя). Как видите - кубиков, шестигранников и цилиндриков тут великое множество. Но, как известно, электрификация - дело серьёзное и спешки не любит.

Затем отделите от колоды карты электростанций с "3" по "10" номер и выложите их в два ряда по 4 карты в порядке возрастания. Неподалёку расположите сформированную особым способом стопку оставшихся электростанций картинкой вниз.



При формировании стопки отделите карты "Step 3" и электростанцию под счастливым номером "13", перемешайте квадратики, расположите отложенную электростанцию с ветряком поверх стопки, а карту "Step 3" - под низ колоды.



Сразу же хочу рассказать про карты электростанций. Большая цифра в левом верхнем углу - стоимость постройки в "Электро", маленькая цифра в "домике" справа внизу - количество построек, которое данная электростанция может обеспечить электричеством. Цветная полоска снизу и нарисованные на ней ресурсы указывают вид топлива и его необходимое количество, используемое для получения энергии.

Обратите внимание - есть "гибридные" электростанции, работающие на двух видах топлива: не завезли древесный уголь, тогда можете забросить в топку бочку с нефтью. Также есть "зелёные", экологически чистые источники электричества - они не требуют никаких ресурсов для работы.



Каждый игрок получает по 50 "Электро" и сгребает в кучу все домики выбранного им цвета. Но не все домики достанутся вам - два из них необходимо разместить на треках поля.



Один домик выставляется на трек очерёдности хода.  В начале первого раунда маркеры распределяются случайным образом, а в последствии владелец самого большого количества построек занимает первое место, второй по солидности домовладелец занимает второе и так далее. В случае равенства игроки смотрят на цену электростанций, которые находятся у них на руках - владелец более дорогого источника энергии имеет приоритет при распределении места при равном количестве домиков.



Трек, на котором игроки отмечают количество своих построек. В начале игры маркеры располагаются вне трека. Не забывайте передвигать свой домик при возведении нового здания на карте - это очень важный параметр игры!
В начале каждого нового раунда определяется очерёдность хода. Каким образом это происходит, я изложил ранее.



Затем, начиная с первого игрока, участники игры делают ставки и могут приобрести по одной электростанции из верхнего ряда (и только из верхнего). Торги проходят по обычным аукционным правилам - кто больше заплатил, тот и покупает себе источник электричества. Можно спасовать и сэкономить немного денег для следующего этапа игры. Помните, что у игрока не может находиться одновременно более трёх электростанций на руках - излишки необходимо сбросить.

Примечание: во время первого хода каждый обязан купить одну электростанцию, во время последующих ходов можно спасовать и ничего не покупать.



После приобретения игроком электростанции, с колоды немедленно снимается новая карта, а выложенные ранее источники энергии распределяются по возрастающей.



Получив очередную электростанцию, самое время прикупить ресурсов, которые мы будем использовать для выработки электричества. Этот этап начинается с самого последнего игрока - он может приобрести столько ресурсов, сколько поместится на его электростанции в двойном размере. Стоимость одной единицы ресурса указана на каждом участке трека.

В нашем примере игрок может купить себе четыре кубика угля либо два кубика угля и две бочки нефти. Чем дешевле, тем лучше! Поэтому покупаем три кубика по цене 1 "Электро" и один кубик по цене 2 "Электро". Остальным игрокам придётся довольствоваться более дорогими поставками.



Теперь наступает время обживать территории, и первым это начинает делать опять аутсайдер. В начале игры каждый игрок начинает в одной из областей, выделенной соответствующим его домику цветом. Расположите свою постройку в городе на отметке "10" и заплатите соответствующее число "Электро".  Это - начало вашей империи домов, и отныне её можно расширять, выставляя домики на соседние области, соединённые друг с другом линиями труб.



В начале игры (фаза 1) можно занимать только свободные города, но как только один из игроков возведёт 7 построек, наступает фаза 2, во время которой можно выставлять домики в уже занятые ранее города, но по стоимости 15 "Электро". Не забывайте, что необходимо оплачивать не только стоимость размещения постройки в городе, но ещё и стоимость участка, который игрок преодолевает (число в кружке). Безусловно, никто не запрещает вам выбирать наиболее дешёвые участки между городами для экономии средств.

Не забывайте передвигать свой маркер по треку построенных домиков - от его положения зависит смена фаз во время игры, а также её окончание!



Завершив строительство, игроки (начиная с первого) подключают тёмные лачуги к купленным и снабжённым ресурсами источникам энергии. Электростанции, не имеющие запасов сырья, не участвуют в этой фазе игры. С остальных удаляются указанные в нижней части карточки ресурсы, и после этого считается, что в домах загорелся свет, а с их жильцов необходимо получить причитающееся вознаграждение. Неподключённые постройки так и остаются в темноте, поэтому денег с этих граждан вам не видать.

Сумма заработанных средств указана в справочной карточке. В нашем примере синий игрок подключил 3 из 4 своих домов и заработал 44 "Электро". Все использованные ресурсы уходят в сброс.



И в самом конце раунда необходимо пополнить рынок указанным в таблице числом ресурсов, начиная с правой (более дорогой) стороны. Как вы уже поняли - стоимость сырья постепенно растёт. Это ещё не всё!

Возьмите самую дорогую электростанцию, которая есть на действующем рынке и поместите её под низ колоды. Затем снимите с колоды новую и перераспределите (если необходимо) выложенные ранее карты. Это сделано для того, чтобы под меткой  "Step 3" разместились достаточно дорогие электростанции. После этого начинается новый раунд игры.

Во время фазы 3 на рынке можно будет покупать все 6 электростанций, а в города доставлять третьи домики по цене 20 "Электро". Есть ещё некоторые тонкости во время этого игрового периода, но о них прочтите в правилах игры.



Как только один из игроков построит 17 и более домов, игра подходит к концу, и начинается самое интересное: выиграет тот игрок, который сможет обеспечить электричеством наибольшее количество своих построек! Не обязательно иметь больше всех строений, не обязательно иметь самые лучшие электростанции, главное - подать электричество в максимальное число домов!

Ухудшив втрое экологию.



Проверенная временем экономическо-математическая "головоломка", которая заставит вас вспомнить устный счёт и основательно подумать над своими действиями на поле. Вы можете построить больше всех домов, но проиграть, так как неверный расчёт не позволит вам запитать все ваши постройки. Особенно обидно, когда до вашей победы остаётся буквально один раунд, а ваш партнёр закрывает игру, лишая вас 100% выигрыша. А до победы оставалось заработать каких-то 2-3 "Электро"…

Очень оригинальная игра, дополнительную интригу которой придаёт очерёдность покупки ресурсов и электростанций. Разовьёте бурное строительство - займёте первое место на треке очерёдности хода и будете покупать самые дорогие ресурсы. Если же сэкономите на постройках, то существенно потратитесь на электростанции. Приходится постоянно балансировать между этими двумя величинами, что делает игру ещё интереснее.

Нередки случаи, когда свою ошибку в расчетах вы заметите только при подсчёте итоговой суммы подключённых домиков. Выражение: "Нет, не может быть, пересчитаю ещё раз", очень часто будет употребляться за игровым столом наравне со словами: "А у вас есть калькулятор в доме?". Но при всей математической сложности, правила достаточно просты, а игровой процесс нагляден и не содержит "подвохов". Это позволит разложить игру с начинающими игроками и детьми среднего школьного возраста.

"Энергосеть" одна из первых игр в моей коллекции, до сих пор мы достаём её с полки с огромным удовольствием, а партии доставляют нам массу положительных эмоций. Очень хорошая игра, в которой есть один единственный недостаток - деньги изготовлены просто ужасно и достойны ритуального сжигания в топке одной из электростанций. Хотя, энергии они дадут очень мало…

Данная игра есть в ассортименте интернет-магазина настольных игр  Настолеон, консультанты которого всегда находятся на связи и готовы оказать помощь в поиске интересующей Вас игры, а также ответят на все Ваши вопросы на сайте магазина.
Полезные ссылки
Комментарии (16)
опечатка видимо, в начале игры на стол выкладывают электростанции с 3 по 10 (а не по 20, как написано у вас) Вы не против будете, если я перепощу обзор, с указанием источника разумеется?
Ильдус (3.14)   |   28.09.12
Ошибку поправил, большое спасибо. По поводу перепостов авторских статей: я категорически против перепостов и сам этого никогда не делал и никогда не сделаю, так как уважаю труд других авторов и их ресурсы. И других настоятельно прошу перепостов с моего ресурса не делать во избежание недоразумений. Хотите дать ссылку на своём ресурсе - пожалуйста, но без копирования контента. У моей настоятельной просьбы есть логическое объяснение - если угодно, могу Вам обстоятельно изложить вред перепостов для ресурса - первоисточника в письме. Спасибо заранее за понимание. С уважением.
Gravicapa   |   28.09.12
Перепостеры не дремлют! :) По Power Grid-у: после одной единственной партии сложилось впечатление, что зачастую в игре всё решает последние пару ходов. В общем, разочаровался и боьше не пробовал.
Vladimir   |   28.09.12
Ну, человек спросил перед тем, как сделать - не вижу проблем, скорее наоборот - культурное и положительное веяние в случае удовлетворения моей просьбы. :) По игре: не, не - как же последние ходы :) Надо всю партию думать, последний ход важен, но не настолько. Надо тебе ещё разок сыграть... Игра, конечно, "суховата" и оформление у неё крайне сдержанное, да и математика одна, но интересная, под соответствующее настроение.
Gravicapa   |   28.09.12
Ага, хорошая игра. Не идеальная, но стопроцентно стоящая пристального внимания.
Ksedih   |   28.09.12
Одна из смых любимых. Чтобы прийти к последнему ходу в числе тех, кто может расчитывать на победу, в течение всей игры нужно избегать ошибок, что не так-то просто.В общем, напряжение от первой до последней секунды игры
Mezhdu_Prochim   |   28.09.12
Вполне понимаю подобное отношение. Ваше право! я указал в шапке комментария, был уверен, что если будет ответ на комментарий, то уведомление придет на почту. Мне кажется удобная функция была бы ;) А на счет оформления, насколько мне известно у фридмана, есть та же Энергосеть, но на тематику древних племен с соответствующим оформлением.
Ильдус (3.14)   |   02.10.12
Для комментариев есть RSS лента. К сожалению другого не будет - тут не от меня зависит... А оформление у Энергосети - ну тут дело вкуса, но в данной игре оно "в тему", поэтому мне пришлось смириться :) Да, и спасибо за понимание в вопросе ;)
Gravicapa   |   02.10.12
Хорошая игра и хороший обзор. У реальных пацанов не последние два хода решают игру, а два первых. А без шуток так - нужно быть готовым и вести партию так чтобы последние пару ходов не решали.
DJem   |   07.10.12
А про деньги - они нормальные, можно привыкнуть. Шуршат лучше настоящих.
DJem   |   07.10.12
Может у кого есть другой вариант изготовления денег? Поделитесь файлами, если есть и про бумагу расскажите, если не жалко, какуб брали, как шелестит, на ощупь, на зуб ;)
Рус   |   23.10.12
Советую Покерные фишки - универсальные и не маркие. Простые пластиковые стоят не дорого, зато во всех играх можно применять.
Gravicapa   |   23.10.12
Александр, здравствуйте! Я Ваш постоянный читатель) Подскажите пожалуйста, на двоих энергосеть как идет? Заранее спасибо!
Алексей   |   22.10.13
Добрый день. На двоих играть, конечно, можно, но нет той конкуренции, которая свойственна игре. Я бы не рекомендовал играть вдвоём. Наилучший состав - вчетвером.
Gravicapa   |   22.10.13
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какое, примерно, количество банкнот каждого номинала в игре? Ну или какое количество востребовано в расчете на игрока, исходя из Вашего опыта игр? Заранее признателен
Дмитрий   |   04.06.14
Добрый день. Я приобрёл набор для Покера и играю с ним во все игры, где требуются денежные знаки. Очень удобно. Поэтому ответить на вопрос не могу - фишек (с разменом) мне хватает на четверых слихвой...
Gravicapa   |   04.06.14
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр