Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Поморы. Сага о засоленной рыбе

Обзор № 867 от 30.03.2015, 2694 просмотра
На суровом Русском Севере, вдоль побережья Белого моря живут удивительные люди, чья жизнь неразрывно связана с ловлей рыбы. Подняв паруса над небольшими судёнышками, поморы в любую погоду готовы были выйти на промысел. Эти опытные мореплаватели ловили и засаливали треску, сельдь и сёмгу, вели охоту на морского зверя, организовывали промысловые экспедиции на Шпицберген и Новую Землю. В настоящее время почти все поморы проживают в Архангельской области. Сегодня на Розовом диване – рыболовительная настольная игра «Поморы».


Настольная игра «Поморы», разработанная Станиславом Серябряковым, выгодно выделяется на общем фоне своей тематикой. Автор оставил в стороне популярную в последнее время концепцию «глобального апокалипсиса» и обратил своё внимание на историю Севера. Оформление, материалы, использованные при изготовлении игры, тематика – всё создаёт ощущение чего-то своего, родного, «родом из детства». Кстати, компоненты и полиграфия «Поморов» дадут фору именитым издателям, придраться особо не к чему, разве что к коробке…


Упаковка выполнена из мягкого картона, поэтому с коробочкой необходимо обращаться достаточно аккуратно, падения со стола она может не пережить. Внутри нестандартной плоской ёмкости парят, подгоняемые северными ветрами, карты, деревянные фишки, кубик, игровое поле и навигационный журнал начинающего помора.


В комплект входит англоязычный набор карточек «известий» и буклет правил – оригинальное решение, способствующее выходу игры на мировой рынок. 


«Поморы» рассчитаны строго на двух игроков. Оппоненты получат одинаковые комплекты, состоящие из пяти карточек «соли» со значениями от четырёх до двенадцати с шагом два, а также пять карточек «лова рыбы». Эти наборы находятся на руке и держатся втайне от соперника.


Каждой карточке «лова рыбы» соответствует своя добыча ценностью один или два (всего 40 карт). Обратите внимание на надписи – они выполнены на двух языках.


Пока мореплаватели ведут промысел в Белом море, на берегу происходят различные события. 15 неповторяющихся известий повлияют на спрос соли, позволят арендовать дополнительные суда, лишат рыбаков части улова и так далее. По некоторым событиям даны пояснения в памятке.


В плавание по суровому морю отправятся изготовленные из дерева кочи (по 5 фишек каждого цвета), а достижения поморов фиксируются на треке небольшими маркерами соответствующего цвета. Стандартный шестигранный погодный кубик, практически проверенный и одобренный гидрометцентром, определит места возникновения штормов.


События игры развернутся на Белом море - суда будут перемещаться между портами, по дороге пополняя трюмы рыбой. Карту опоясывает трек победных очков (для выигрыша необходимо продвинуться на 70 и более делений).

Подняв парус и поймав ветер


Подготовка к плаванию не займёт много времени – в центре стола расположите игровое поле, рядом с «первой» отметкой трека очков поставьте маркеры игроков. Колода рыбных ресурсов перемешивается, с неё снимается и выкладывается в открытую четыре карты, оставшаяся стопка размещается неподалёку рубашкой вверх. События также перемешиваются и располагаются рядом с полем картинкой вниз.
 

Соперники получают одинаковые комплекты карт и фишек своего цвета. Игрок, последним поймавший живого тюленя, берёт погодный кубик и начинает промысел.


В свой ход помор делает до трёх перемещений кораблей по полю, затем аналогичные действия делает противник. В начале игры необходимо выставить свою фишку на ближайшую пустую отметку неподалёку от выбранного порта (конечные точки маршрутов, отмеченные кораблями).


Передвигаются суда до ближайшей свободной локации, это считается одним действием независимо от количества «перепрыгнутых» фишек.


При этом разрешается обгонять как свои, так и чужие суда. Важный момент: пока первый игрок не выполнил все желаемые перемещения, второй не может управлять своим флотом.

 
Разрешается блокировать суда соперника своими кораблями, располагая фишку поверх диска противника. При этом в стопке может быть только две фишки – блокировать блокирующий корабль запрещено (также запрещено блокировать собственные суда и последний свободный корабль противника).

Доступен ещё один вариант действия – снять свой корабль из локации и отправить его в ремонтный док (правая нижняя часть поля).


После того, как оба игрока выполнили перемещения, наступает время ставок – необходимо выбрать две карточки с руки и выложить их картинками вниз перед собой. Разрешается комбинировать карты соли и лова рыбы, но существуют определённые нюансы, обязательно прочтите о них в правилах.


Далее, по исконной русской традиции, определяется погода: бросается кубик. Числа 1 и 2 не влияют на обстановку, остальные вызывают шторм в порту (значение указано на игровом поле). 


Шторм предписывает убрать в ремонтный док по одной блокирующей фишке, расположенной в диапазоне пяти локаций в обе стороны от соответствующего порта. Если блокирующих дисков нет, снимаются обычные корабли.


После погодных катаклизмов наступает время лова и засолки рыбы. Соперники одновременно вскрывают карты и, начиная с первого игрока, выполняют необходимые действия. 

Если поставлена карта лова, то игрок получает соответствующие карточки добычи, лежащие открыто рядом с полем (их место немедленно занимают новые, снятые со стопки). 


Поймать рыбку можно не простую, а лишь совпадающую по цвету с кружком под вашим кораблём. Схема начисления очков незамысловата: количество занятых локаций умножается на число пойманных рыб. Например: серый игрок получает 6 очков за камбалу (3 локации * 2 камбалы).


Вторая карточка приносит серому игроку всего лишь одно очко. Итоговая сумма отмечается маркером на треке. Пойманная рыба складывается перед удачливым помором, она пригодится для получения бонусов за самый большой улов (начисляется за максимальную комбинацию одинаковых карт рыбы). 

Настало время взглянуть на карты красного помора...


Тюлень приносит всего лишь одно победное очко, но есть ещё соль. В данной комбинации очки приносит лишь одна карточка с максимальной эффективностью, поэтому взглянем на соль.

С ней ещё проще, чем с ловом: складываем результаты ловли рыбы в текущем раунде (восемь) и если полученный показатель больше или равен числу на карте соли, то игрок получает количество победных очков, соответствующее солевым запасам. Таким образом, красный игрок зарабатывает шесть победных очков (карточка лова не срабатывает). Также соль позволяет забрать из ремонтных доков корабли и постепенно ввести их в игру из личного резерва.


Существует третий вариант комбинации - две карты соли. В таком случае премия начисляется по вышеизложенным правилам, но прибыль приносит только одна карточка. Если условию удовлетворяют обе поставки соли, то выбирается максимальная, вторая не учитывается. Применительно к нашему примеру: игрок получит 8 очков (учитывается только правая карта).

Карточка соли, в отличие от лова, выкладывается перед игроком. Забрать её можно только после того, как с руки будут сыграны все аналогичные по типу карточки.

После подсчётов первый игрок меняется, и промысел продолжается…

 
В случае фатальной неудачи (и рыбы нет, и соль не востребована) игрок получает в качестве компенсации две карты известий, одну из которых он оставляет себе и может использовать начиная со следующего раунда. Она принесёт удачу в море…


Игра заканчивается, когда один из соперников наберёт 70 и больше очков либо иссякнет колода ресурсов. Победителю торжественно вручается пуд соли и билет на поезд до Архангельска.

Засолив бочку рыбы


Оригинальная игра с запутанными на первый взгляд правилами, которые необходимо показывать на примерах. Сам игровой процесс несложен: в зависимости от выложенных карт рыбы занимаем цветные локации и делаем ставки, даём погрешность на шторм и подсчитываем результаты. Но есть в «Поморах» оригинальная особенность – первый и второй игроки находятся в разных условиях, что влияет на их тактику.

Первый игрок может смело делать ставку на улов, так как существует возможность прогнозировать результат (все карты желаемой рыбы достанутся ему одному, соперник не в силах этому помешать). Второй игрок прогнозировать улов не сможет, так как ему достанутся лишь остатки от первого помора. А на одних надеждах, что со стопки будут сняты необходимые карты, далеко не уплыть… Поэтому просчёт предполагаемого результата противника и использование соответствующих карт соли, на мой взгляд, - лучшая стратегия. 

Оформление игры, выполненное в стиле картинок из детской книжки сказок народов мира 80-х годов, позволит использовать «Поморов» в качестве сувенирной продукции. Качество изготовления (кроме мягкой коробки) не вызывает абсолютно никаких нареканий – вырубка карт идеальна, деревянные жетоны отшлифованы, полиграфия на высоком уровне. Когда аналогичные компоненты будут во всех отечественных играх, производителям не придётся краснеть за некоторые локализации.

Отрадно, что очередная игра отечественного разработчика порадовала идеей, оформлением и качеством изготовления. «Поморы» подойдут для спокойного вечера, когда вы сможете за кружечкой горячего чая посостязаться с другом в искусстве лова. Хорошая игра, после которой остаются положительные эмоции. 

Желаю Стасу Серебрякову творческих успехов и благодарю за предоставленный для обзора экземпляр игры.
Полезные ссылки
От разработчика игры Стаса Серебрякова
Скачать pomory.pdf
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр