Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Nieuw Amsterdam. За гудзонскими шкурами

Обзор № 468 от 13.05.2013, 5043 просмотра
Предприниматели постоянно ищут новые богатые товарами и ресурсами земли. Для этого снаряжаются экспедиции, которые находят плодородные почвы и богатые зверем леса. На таких местах основывают колонии и начинают "нести культуру в массы аборигенов", не забывая при этом о прибыльной для себя торговле. Сегодня на Розовом диване - шкурыпокупательная настольная игра Nieuw Amsterdam (Новый Амстердам).



Опытные охотники готовы предложить чужеземцам шкуры. На земле появляются первые всходы зерновых, штабели брёвен лежат около причала. Пора грузить всё это богатство на корабли и отправлять к себе домой, пока местные не поняли свою ошибку. Маленькое поселение колонизаторов постепенно разрастается, превращаясь в город. Совсем скоро "их земля" станет "нашим исконным домом"...



Внутри стандартной коробки находится колода карт, комплект жетонов, внушительный мешок с деревянными компонентами, игровое поле и правила игры. Свободного места внутри не так уж много, как может показаться на первый взгляд. Его практически полностью заполняют деревянные компоненты.



Устье реки Гудзон, где нам предстоит вести торговлю. Перед нами зарождающийся Новый Амстердам, состоящий из шести районов; лавка торговцев шкурами; деревни индейцев на берегу реки; денежный ящик, позволяющий игрокам производить действия на игровом поле.

Отдельно отмечу, что на поле приведено множество памяток по действиям игроков, позволяющих после первой партии полностью отказаться от буклета правил.



50 тайлов шкур животных пяти видов, по десять картонок каждого типа. Шкуры - единственный товар, который можно погрузить на корабль, поэтому уделите этим тайлам особое внимание.

Круглые жетоны действий трёх типов дают возможность игрокам производить действия на игровом поле. Всего в игре задействовано 12 кругляшков по 4 каждого вида (торговля, земля, город). Вести торговые дела может от 2 до 5 человек, каждый из которых получит отличительный знак с соответствующим порядковым номером, необходимым при голосовании.

Особо успешные предприниматели смогут несколько раз достигнуть конца трека очков. Чтобы не забыть о столь высоких достижениях, используются двусторонние жетоны в виде "щита", ценностью 50/100 очков. Деньги необходимы в торговых операциях - 60 монет двух номиналов составят капиталы оппонентов и помогут в торгах.



24 карты земель (по 12 карт с синей и красной рубашкой) и аналогичное количество карт кораблей постепенно войдут в игру и помогут игрокам выращивать зерно, получать лес и отправлять шкуры на материк.

Товары необходимо хранить на складе, поэтому каждый игрок получит по одной карте складских помещений, на обороте которой приведена памятка по количеству ресурсов, составляющих начальный капитал каждого торговца, прибывшего в Новый Амстердам.



Для изготовления игры был вырублен не один столетний лес. Издатель не поскупился, и каждый игрок получит по 25 зданий солидного размера, одну факторию и по одному маркеру подсчёта очков своего цвета (всего 135 компонентов для пятерых).

30 бочонков зерна, 30 брусков дерева, 40 чёрных кубиков товаров будет использоваться для строительства и торговли. В 5 длинных домах живут индейцы-охотники. Таким образом, в чёрном мешочке находится 140 деревянных компонентов!

На берегу Гудзона.

Осваивать земли необходимо без спешки, и на подготовительный процесс уйдёт некоторое время...




Каждый оппонент получает комплект домиков, маркер подсчёта очков, факторию, карту склада, 8 монет, 3 дерева и 2 зерна. На карту склада, в крайнее левое положение, необходимо разместить 4 кубика товара и выставить 1 домик. Игрок, одетый в бобровую шубу, забирает жетон "порядка хода" с номером 1. Остальные игроки, по часовой стрелке, разбирают остальные маркеры в порядке возрастания.



Колоды карт раздельно перемешиваются, а затем формируются стопки земель и кораблей таким образом, чтобы сначала шли все синие карты, и лишь когда они иссякнут, начинались красные.

Жетоны действий выкладываются картинкой вниз в область ящика. Можете перемешать их, но пока не раскладывайте по ячейкам.



Жетоны шкур перемешиваются и случайным образом выкладываются картинкой вверх в лавку торговцев. Каждый игрок получает по 2 шкуры из резерва. Домики факторий установите на первую позицию реки, над ними разместите вытянутые домики индейцев-охотников, исходя из количества игроков (на поле есть пометки).



Маркеры подсчёта победных очков и специальные жетоны расположите в начале соответствующего трека. Игроки, по очереди, выставляют по одному, а затем по второму зданию в любой район города.

Примечание: рекомендую до начала игры изучить специальные свойства каждого района, соответствующая подсказка приведена на игровом поле.

На этом подготовка заканчивается, пора приступать к игре.



В начале каждого раунда необходимо сдать все жетоны действий в общий банк, перемешать и разместить их случайным образом в коробку, расположив в свободные ячейки. Затем сбросьте все неиспользованные карты кораблей и земель (в начале игры их нет) и выложите по 4 новых карты картинкой вверх рядом с полем. И последнее - пополните шкурами лавку торговца.

Подготовка стандартная для всех шести раундов игры.



Начнём с торгов, которые позволяют получить жетоны действий. Торги ведутся за каждую вертикальную колонку в отдельности, победитель получает комплект жетонов и бонусы в виде монет (если такие указаны внизу столбика).

Аукцион начинает игрок с минимальным значением на жетоне очерёдности хода, расположив его над желаемой колонкой. Ставку можно делать любыми ресурсами (шкурами, зерном и т.д.), при этом ценность всех ресурсов равна "1". Поэтому, сколько фактически поставили, такова и величина ставки...

Победитель сбрасывает ресурсы в общий банк, забирает все жетоны из столбика (включая жетон очерёдности хода) и отдаёт свой жетон очередности хода игроку, выбравшему в начале ставок данную колонку. Например: первый игрок выбирает первую колонку и располагает над ней жетон. Но удача отвернулась от него, и второй игрок сделал большую ставку. По окончании торгов второй игрок получает 3 жетона действий, 1 монету, жетон очерёдности хода первого игрока (при этом отдаёт ему свой жетон с номером "2") и далее в торгах не участвует.

Последний игрок получает любой из оставшихся столбиков совершенно бесплатно.



Тип жетона определяет действие, которое игрок может выполнить на игровом поле. Памятка указывает очерёдность действий (город-земля-торговля) и возможные события в каждой фазе. Обратите внимание: каждое действие подразделяется на два этапа, при этом выполнить можно только один.

Вначале все игроки, в порядке очерёдности, отправляются в город, затем работают на земле и лишь потом - торгуют.



В городе можно разместить до 3 зданий в любой район, заплатив за каждую постройку 1 дерево. Либо проведите выборы и получите по 3 победных очка за каждый район, в котором у вас большинство построек и по 2 очка, где это большинство вы делите с оппонентами. Помните, что выполнить можно только одно из двух действий: либо построить, либо получить победные очки.



Покончив с городом, отправляемся на землю. Возьмите одну карту земли и расположите её справа от склада (или справа от ранее размещённой карты земли). На новую карту размещается один брусочек дерева, взятый из резерва. Как только любым игроком взята карта земли, один домик индейцев (в верхней части поля) перемещается на одну позицию вправо. Если места для домика нет, он снимается с поля в коробку.

Сверху карты выделено место под домик игрока, выставить его можно, активировав специальное действие района. Специальные действия стоят 1 монету (в случае преимущества в данном районе действие выполняется бесплатно) и их можно активировать по 1 разу в каждую из 3 фаз (город-земля-торговля). 

"Гильдия столяров" позволяет за 1 дерево построить 1 дом, выставив его на карту земли слева направо.



Вместо приобретения земли можно вырубить на ней лес и посеять кукурузу. Очищать землю можно только при условии, что на карте все свободные места заполнены домиками. При вырубке леса игрок снимает с крайней левой карты брусок дерева, сбрасывает его в резерв и получает из резерва древесину в количестве, указанном на карте. Отныне земля будет приносить урожай в конце каждого раунда игры.

Помимо дерева, игрок получит призовые очки за крайнюю правую расчищенную карту (количество очков зависит от номера карты в ряду).



Во время торговли можно либо приобрести шкуры, либо погрузить их на корабли.
Шкуры покупаются у охотников за стоимость, указанную в локации. Для обмена используются только кубики товара, взятые с личного склада. Есть одна тонкость в данном виде торговли - как вы помните, при получении карты земли один домик индейцев сдвигается вправо. Чем дальше передвигаются дома, тем меньше для них свободного места, и лишние постройки уходят в сброс.

Перед покупкой необходимо посмотреть расположение своей фактории (маленький домик на берегу) и домов индейцев. Если все строения расположены в одной области (красный игрок), можете беспрепятственно покупать шкуры. Если же нет (синий и зелёный игроки), то за каждый сектор реки, отделяющий вас от охотников, необходимо заплатить перевозчику по 1 зерну (синий и зелёный игроки заплатят по 1 зерну). И только после этого можно торговать.

Фактории передвигаются по треку при помощи "Торговой компании".



Шкуры покупают капитаны кораблей, выплачивают за них указанные на карте монеты и дают победные очки, в зависимости от количества одинаковых шкур (3,2 или 1 победное очко). Загрузить в трюмы можно только указанное на карте количество шкур, при этом типы животных могут быть разными. Например: игрок получит 2х3 (шкуры норки) +2 (шкура выдры) +1 (шкура ондатры) = 9 победных очков за проданные шкуры.

Карта корабля размещается справа от склада и принесёт пользу.



В конце каждого раунда оппоненты получают зерно, указанное на картах расчищенных земель, и товары, указанные на картах всех кораблей. Товары можно хранить только на складе и только в тех ангарах, напротив которых выстроены домики игрока (излишки сбрасываются).

Домики в доки размещаются при помощи локации "Порт".

Затем каждый игрок сбрасывает по 1 зерну за каждый построенный дом, находящийся в районах Амстердама. В случае если платить нечем, "лишние" домики (по выбору игрока) снимаются и за каждую сброшенную постройку вычитается по 2 победных очка.

И в завершении, оппоненты получают по 1 монете за каждый занятый район (где есть домики игрока) и по 1 монете за район, где этих построек большинство. После этого начинается новый раунд.



После 6 раунда пора подсчитывать доходы. Начисляются победные очки за большинство в каждом районе Амстердама. Самая правая не расчищенная, но полностью заполненная домами карта земли приносит доход в зависимости от своего положения в ряду. Оставшиеся ресурсы любых типов (включая товары на складе, монеты и шкуры), приносят по 1 победному очку за каждые 3 ресурса.

Обладатель максимальной суммы объявляется победителем и становится мэром Нового Амстердама, со всех сторон осаждённого разъярёнными краснокожими...

Собрав ворох шкур.



Игра на развитие и расширение своего влияния в различных локациях. В игре много зависимостей одних показателей от других, поэтому изучить все нюансы получения победных очков вы сможете только к концу первой партии.

Начну с информационных вставок, позволяющих уже к середине первой партии не заглядывать в "первоисточник". В любой момент времени вы можете взглянуть на игровое поле и понять, что можно сделать, активировав тот или иной квартал в Амстердаме, или какие действия необходимо предпринять в начале каждого раунда. Лично мне столь продуманная справочная система очень понравилась.

Игра строится на строгом планировании своих действий, исходя из имеющихся ресурсов. Некоторую случайность вносят жетоны "действия", хаотично распределяющихся в столбиках "коробки". Иногда игроку не достаётся необходимых кругляшков, и приходится срочно менять все планы.

Торги не всегда выгодны - во время игры необходимы все ресурсы, и, сбросив резервы, игрок лишится возможности отстроиться или грузить шкуры на корабль. Зато победитель первых торгов получает жетон первого игрока и имеет возможность первым захватить землю и продать имеющиеся шкуры приглянувшемуся капитану. Главное, чтобы после торгов было, что продавать...

Правила несложные, а сам игровой процесс не так замысловат, как может показаться на первый взгляд. Игру можно рекомендовать для семейного времяпрепровождения - главное, чтобы за игровым столом находился хотя бы один опытный игрок, который сможет объяснить правила во время первого раунда. Моя дочка поняла "что к чему" уже в середине партии, и ориентировалась на информационные вставки игрового поля.

Единственное, чего игре не хватает, на мой взгляд, более яркого оформления. Слишком всё "серо-коричневое". Но это на любителя...

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (2)
На двоих как?
Ренат   |   17.01.14
Не могу сказать - не пробовали. Но мне так кажется, что минимум втроём надо играть, а лучше - вчетвером.
Gravicapa   |   17.01.14
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр