Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

New York 1901. Город небоскрёбов

Обзор № 986 от 10.11.2015, 2636 просмотров
Строительство города – ответственное и сложное занятие, требующее от застройщиков предельной ясности мышления. Необходимо максимально эффективно использовать ограниченное пространство, возводя постройки, своими шпилями рассекающими облака. Со временем эти величественные здания становятся символами городов и предметом гордости их жителей. Нью-Йорк начала двадцатого века не стал исключением – созданный в те времена облик города до сих пор восхищает приезжих своей красотой и оригинальностью. Сегодня на Розовом диване – тетрисостроительная настольная игра New York 1901 (Нью-Йорк 1901).


История Нью-Йорка начинается 4 мая 1624 года, когда местные индейцы продали голландцам остров Манхеттен всего за 60 гульденов. Каменистая почва не давала возможности развивать сельское хозяйство и животноводство, поэтому решено было выстроить на этих землях город на зависть всем. Огромная естественная плита, занимающая южную часть острова, без труда выдерживала многоэтажные небоскрёбы, поэтому застройщики проектировали здания с немыслимым для той эпохи количеством этажей…


В последнее время редко можно встретить игру с продуманным внутренним убранством – в основном ёмкость пересекает картонная перегородка. «Нью-Йорк» припас множество приятных сюрпризов, один из которых – удобный пластиковый органайзер с множеством ячеек, в которых лежит россыпь тайлов, колода карточек и горсть пластиковых фигурок. Всё это прикрыто увесистым игровым полем и буклетами правил на различных языках…

 
… среди которых есть и русский! Честно говоря, я не поверил своим глазам – в коробку вложен как перевод основных правил, так и перевод упрощённого варианта для вводной игры. Учитывая, что остальные компоненты не содержат текста, все языковые барьеры полностью сняты. 


Компонентов в игре – великое множество. В ячейках разложено четыре одинаковых комплекта картонных тайлов и пластиковых миниатюр своего цвета. Начнём с невысоких зданий (6 тайлов) в две клетки и стартового офиса (его легко отличить по горизонтальной ориентации постройки). 

Количество занимаемых под строительство квадратиков поля указано соответствующими символами, число - количество победных очков, фон определяет поколение постройки: бронзовый, серебряный, золотой. Круг говорит о правильной форме постройки, а шестиугольник – о неправильной.


В комплект также входит три тройных здания, одно из которых расположилось углом;


Cемь построек, напоминающих фигуры из игры «Тетрис», занимают по пять участков;


И по одному зданию на шесть и восемь клеток. Всё это великолепие вам предстоит создать на просторах острова, если сумеете опередить конкурентов.


Строительство выполняют четыре бригады высотников, для отметки победных очков используется пластиковая фишка Эмпайр Стейт Билдинг. Легенда гласит, что монета, брошенная со шпиля этой высотки, около земли развивает скорость, способную убить человека. Хорошо, что это всего лишь легенда… Кубок отметит бонусную постройку.


Комплекты отличаются лишь цветом – количество и тип зданий во всех наборах абсолютно идентичны, поэтому игроки находятся в равных стартовых условиях.


Бонусные постройки будут доступны всем участникам соревнования – величественные здания достанутся самым расторопным и успешным застройщикам.


Пять карточек персонажей определят места расположения стартовых офисов игроков. Никаких дополнительных бонусов данные персонажи не дают. На обратной стороне толстых тайлов напечатаны краткие памятки по возможным действиям.


Бонусные карты соревнований и улиц принесут игрокам дополнительные победные очки при итоговом подсчёте и существенно разнообразят игровой процесс.


Каждый застройщик также получит набор из трёх одноразовых специальных действий. Комплекты отличаются только рубашками.


65 карточек участков позволят застолбить местность для возведения на ней зданий. Пять цветов указывают области на карте, а два типа рисунка определяют количество резервируемой площади (две либо три клетки).


На игровом поле изображена карта, на которой и развернутся события игры. Улицы разделяют местность на 13 кварталов, каждый из которых окрашен в определённый цвет и содержит несколько отдельных участков под застройку. На треке очков, опоясывающем поле, вы сможете отмечать свои достижения.


Кстати, с обратной стороны поля наклеена не просто чёрная «клеёнка», а красуется четыре цветных картинки – очередной «плюс» за оформление в копилку издателя.

Удлинительная застройка


Оппоненты получают комплекты тайлов и фишек, маркеры победных очков устанавливают на «нулевое» деление трека.


Случайным образом определяются стартовые позиции игроков, зависящие от цвета тайла персонажа. Положите на картонку карту двойного участка соответствующего цвета. Также возьмите набор из трёх карт специальных действий, маркер бонусного здания и четыре фишки рабочих.


Тайлы построек рассортируйте по поколениям: бронзовый-серебряный-золотой. Стартовый офис отложите в сторону…


… и расположите его на соответствующих участках поля (ориентируйтесь на символ в правом верхнем углу тайла персонажа).


Общие постройки и колода карточек участков доступны всем. Со стопки участков снимается четыре карточки, формируя открытый рынок. Три случайных улицы и одна карточка соревнований определяют условия, при выполнении которых можно получить дополнительные бонусы в конце игры.

Самый высокий игрок делает первый ход…


Начнём со строительства стандартными методами. Для начала застолбим территорию при помощи взятой с открытого рынка карточки участка. Карточка остаётся у игрока, а на поле выставляется рабочий. Помните, что фигурка может занять только свободную область соответствующего цвета и формы (указаны на карточке участка). Выбрать данное действие игрок обязан в случае, если у него в запасе есть фигурки рабочих.


Если фигурок в запасе нет либо в кварталах уже присутствуют застолблённые вами участки, можно снять необходимо количество рабочих с поля и построить небоскрёб. Форма здания не должна выходить за рамки участков, занятых вашими рабочими. При этом вы можете построиться сразу на нескольких участках, прилегающих друг к другу (если они застолблены вашими фишками).

Но не всё так просто: небоскрёб должен обязательно касаться либо парка, либо выходить окнами на улицу. Зато нет необходимости полностью застраивать застолблённые вами области – допустимо оставлять свободные клетки, которые можно использовать для последующей перестройки. Ах, да, если участок занят, то выставить свою фишку на данную территорию нельзя.


Рассмотрим весь этап строительства и модернизации на примере зелёного игрока. За несколько ходов выставляем необходимое количество фишек на поле.


Затем возводим небоскрёбы. Кстати, начинать необходимо с бронзовых, затем переходить к серебряным и только после этого – к золотым постройкам. За каждый построенный небоскрёб игрок получает соответствующее количество победных очков. В нашем случае каждое из двух знаний приносит по 2 победных очка. Но это только начало!


Можно снести полуразвалившиеся малоэтажные хибары и возвести на общем участке новое, более солидное здание из следующей эпохи. При этом полученные ранее очки не сгорают.

Если модернизированное здание не полностью покрывает территорию ранее снесённых построек, то необходимо выставить на поле фигурки рабочих - по одной в каждый полностью освободившийся земельный участок.


Постепенно кварталы заполняются небоскрёбами, и игрок получает возможность построить одно из бонусных зданий, лежащих неподалёку с игровым полем.


Так как здания общие, то для последующей идентификации их владелец отмечает свою собственность специальным жетоном. Передвигать и сносить золотые и особенные небоскрёбы запрещено – они останутся для потомков.


Специальные карты позволяют один раз за игру получить определённый бонус. Строительный бум даст возможность построить два небоскрёба за один ход.


Смена рынка обновляет все четыре открытые карточки участков.


Захват земли позволяет застолбить два двойных участка территории в один ход.

Итак, соперники выставляют на поле рабочих, столбят участки под строительство, затем возводят здания и модернизируют ранее созданные небоскрёбы, зарабатывая победные очки. Не забываем пополнять открытый рынок участков!

Как только иссякнет общая колода, а на открытом рынке будет выложено только три карты либо в запасе игрока останется четыре не построенных здания, игра подходит к концу. 


Самое время вспомнить о специальных картах, лежащих неподалёку. Обладатели максимального количества небоскрёбов, выходящих на указанные на картинках улицы, получают по 5 бонусных очков.


Специальная карточка заданий также даёт бонусные очки в зависимости от указанных на ней условий.

Итоговая сумма определяет победителя – самого успешного застройщика Нью-Йорка. Ему вручается ключ от города и копия статуи Свободы.

Я город здесь возвёл нерукотворный…


Оригинальная игра на развитие логического и пространственного мышления, а также на просчёт ходов. Отдельно хочу отметить исполнение, которое в век всеобщей экономии вызывает исключительно положительные эмоции: увесистое идеально прямое поле, качественный картон тайлов зданий, яркая полиграфия, удобный и эффектный органайзер, правила на русском языке, отпечатанные в типографии! Воистину, на рынок выходит серьёзный конкурент с сегменте семейных игр в лице Blue Orange. В начале «Боевые овцы» вызвали искреннее восхищение своими увесистыми пластиковыми жетонами, теперь – оригинальный во всех отношениях «Нью-Йорк»…

Сама игра отлично подойдёт для семейного времяпрепровождения и чем-то напомнила мне «SkyLine 3000», хотя ощущения от этих «настолок» абсолютно разные. Игроки используют карты с рынка, стараются захватить прилегающие территории для возведения «золотых» и специальных построек, а также выполняют текущие задания для получения бонусов. Всё наглядно и понятно (правила, кстати, очень подробные и информативные).

Партии протекают достаточно быстро – к своему ходу вы уже точно знаете, что будете делать (во всяком случае, что хотите сделать), и вам остаётся лишь внести коррективы к текущей ситуации. Кардинально помешать соперникам возможности нет, так как, мешая другим, вы лишаете себя возможности занять территории для последующей модернизации зданий.

«Нью-Йорк. 1901» хорошо подойдёт для игры с детьми – игровой процесс не «абстрактен», юные строители непосредственно видят плоды своих трудов, да и с точки зрения расширения кругозора (названия знаменитых построек) тоже очень полезно. Более опытные игроки могут усложнить себе задачу, играя по продвинутым правилам. 

Для широкого круга игроков. В очередной раз отмечу высочайшее качество компонентов и наличие правил на русском языке – отличный подарок всем поклонникам несложных, но поучительных «настолок».

Полезные ссылки
Комментарии (8)
Ну вот, теперь ее все будут сравнивать с Тетрисом. Или не дай бог с Катамино. А у них ничего общего кроме формы фигур. ИМХО, это еще более жестокое сравнение и "клеймо" =D Поправьте пожалуйста: "перевод вспомогательной памятки." - это не памятка, а упрощенные правила для вводной партии. Они в ряде мест сильно отличаются от базовой игры. "Количество занимаемых под строительство участков указано цифрой" - это совсем не так. Во-первых, участок занимает 2 или 3 клетки, а во-вторых, это даже не количество клеток. Взгляните на квадратные небоскребы: 4 клетки - 5 очков. Это просто победные очки за здание.
ThunderWolf   |   11.11.15
"Если модернизированное здание не полностью покрывает территорию ранее снесённых построек, то необходимо выставить на поле фигурки рабочих - по одной в каждый освободившийся квадрат." М это не так. Рабочий выставляеся обратно на поле, если при сносе и перестройке земельный участок освобождается целиком, а не частично. (стр. 4. - иллюстрация в правой колонке и абзац над ней)
ThunderWolf   |   11.11.15
Да, всё верно :) Всё поправил (про квадрат, участок и снос - запутался в терминах, стараюсь избегать повторений слов в тексте, иногда получается, что это ведёт к ошибочной трактовке терминов игры, поэтому спасибо за уточнения). По листку - на мой взгляд, он попадает под понятие "памятки", но спорить не буду.
Gravicapa   |   12.11.15
Хорошая игра, уже успели ее попробовать! Это не тетрис - это точно! Правила на русском и органайзер очень приятная "мелочь"
Рита   |   12.11.15
Почему уже, потому что живем в Курске)
Рита   |   12.11.15
Быстро она до вашего города добралась :)
Gravicapa   |   12.11.15
Александр! Мучаюсь в сомнениях, что приобрести Нью-Йорк или Замки короляЛюдвига. Какое ваше личное мнение на этот счёт?
Дмитрий   |   10.02.16
В "Замки" не играл - данная игра не попадала в поле моего зрения (у друзей нет, я тоже решил не покупать). Поэтому посоветовать сложно, так как только по чтению правил никогда советов по игре не даю, только после "личного знакомства".
Gravicapa   |   10.02.16
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр