Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Непобедимая армада. Часть 2. Правила игры и загадки истории

Обзор № 957 от 09.09.2015, 11130 просмотров
К концу 16 века Испания стала могущественной державой под управлением короля Филиппа II. К тому моменту население «страны, в которой никогда не заходит солнце» составляло более восьми миллионов человек, а армия и флот считались лучшими в мире. Торговля процветала: из Индии шли караваны с пряностями, Перу и Мексика поставляли золото. Столь преуспевающие земли не могли долго существовать во времена жёсткой конкуренции между странами, стремившимися захватить господство над миром…


Королеве Англии, Елизавете I, в 1558 году досталась практически разорённая страна с многочисленными долгами и опустевшей казной. Беспринципная правительница приняла дерзкое решение – с 1577 года негласно разрешила грабить испанские караваны и земли в Вест-Индии. Английские подданные восприняли эту весть с воодушевлением: под покровительством королевы по всей стране открывались акционерные общества, снаряжавшие суда с командами корсаров. Столь кардинальный подход позволял ежегодно пополнять казну на сумму около 2 миллионов дукатов! 

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Филиппа II, стало возведение в рыцарское звание пирата Фрэнсиса Дрейка, ограбившего испанские порты в Перу, а также поддержка Елизаветой I восстания Нидерландов против испанского владычества. 29 мая 1588 из Лиссабона под звон колоколов вышло около 130 судов, вооружённых 2500 орудиями и 20 тысячами солдат. Непобедимая армада должна была выполнить конкретную задачу: высадить десант, который воссоединился бы с армией герцога Пармского для похода на Лондон. Над Англией нависла смертельная угроза…

Примечание: вы читаете вторую часть обзора на настольную игру от издательства «Звезда» и Константина Кривенко с использованием системы отдачи приказов «Art of Tactic». В этой статье мы познакомимся с правилами игры и узнаем некоторые интересные факты о знаменитой «Непобедимой армаде». 

Первую часть обзора можно прочесть, перейдя по ссылке:



Перед началом первой партии рекомендую пролистать основной буклет правил, в котором подробным образом изложены все команды, отдаваемые кораблям. Забегая вперёд, отмечу, что в отличие от серии «Второй Мировой» с аналогичной системой отдачи приказов по системе «Art of Tactic», управлять кораблями гораздо легче, нежели боевыми подразделениями. Подняться на капитанский мостик не составит труда даже десятилетнему адмиралу, но при условии, что вы будете играть по упрощённым (базовым) правилам, изложенным в отдельной книге, которую мы сейчас раскроем.


«Курс молодого капитана» позволит освоиться с управлением корабля и принять на себя командование гренадерами и пехотой. 


Для обучения вам также понадобится книга сценариев, а конкретно – второй сценарий (а не первый, как это указано в буклете для молодого капитана). И позаботьтесь о большом столе, так как игровое поле займёт изрядное количество места.

Итак, 1588 год, ночь с 31 июля на 1 августа. В море сошлись флагманский корабль Френсиса Дрейка «Ревендж» и испанский парусник «Нуэстра Сеньора дель Розарио».


Перед тем, как поднять паруса, каждый игрок получает комплект, состоящий из: планшета корабля, карточек пушек правого и левого борта, командного планшета, карточек трюма. В зависимости от количества мачт, капитан берёт себе жетоны движения. В нашем примере «San Marin» получает три пластиковых кругляшка.


В отличие от испанского корабля, на «HMS Revenge» установлено четыре мачты, что даёт ему преимущество в один жетон движения.


Согласно сценарию, испанский корабль изначально имеет повреждения – отметим их на планшете при помощи маркера. В данном случае зачёркиваются единицы прочности мачты, а также уменьшается численность матросов.


Карточки пушек позволяют заряжать орудия правого и левого борта тремя видами зарядов. Сила и радиус поражения каждого боеприпаса указаны в нижней таблице на планшете корабля. Помните, что не снаряжённое вовремя орудие не сможет произвести выстрел! В нашем примере используем для залпа ядра.


Карточка заряда пушек говорит о готовности к произведению выстрела. Обратите внимание, что в «Непобедимой армаде» разделение бортов на «правый» и «левый» имеет важное стратегическое значение.


С пушечных палуб спустимся в просторный трюм. Максимальное количество солдат, боеприпасов и сокровищ, которое может вместить корабль, указано в правом верхнем углу планшета. Соответственно, суммарное количество груза, указанного на специальных карточках, не должно превышать данный параметр. 

На этом подготовка к походу закончена, время отправляться в опасное путешествие!


Так как суда управляются ветром, то перед началом сражения необходимо определить направление этой переменчивой силы природы. В любой части поля вокруг одного гекса разложите кубики со значениями от «3» до «18» с шагом «три». Бросок ещё одного генератора хаоса определит направление ветра, отмечаемого дымом (или облаками – по обстоятельствам).


В нашем сценарии ветер задан, поэтому размещаем указатель в левом верхнем углу, а также располагаем корабли согласно диспозиции. Поле также собирается по схеме - текущая битва развернётся на безбрежных морских просторах.


Передвижение корабля задаётся двумя приказами «боевые» и «полные» паруса. Командир получает соответствующее количество жетонов передвижения (числа через дробь подле мачты), которые используются для маневрирования судна. Убранные паруса лишают корабль мобильности, но повышают его меткость во время залпа.


Стоимость манёвра зависит от ветра: попутный потребует только один жетон, боковой – два, встречный - три. Отметки делаются в планшете, там же указаны правила маневрирования корабля.


Схемы поворотов и разворотов в правом нижнем углу уберегут капитанов от ошибок и снимут все спорные вопросы, возникающие во время игры.


Каждый корабль, согласно сценарию, имеет свою цель. Безусловно, преследование и маневрирование не могут продолжаться вечно, поэтому на поединок отпущено определённое количество раундов. Боевые столкновения неизбежны...

Для выполнения залпа из орудий необходимо рассчитать расстояние между противниками. Оно определяется по кратчайшей линии гексов игрового поля. В нашем случае корабли разделяет три восьмигранника (на фотографии, для наглядности, они отмечены жетонами). Капитан вскрывает карту пушек соответствующего борта и производит выстрел, сверяясь с таблицей на  планшете.


Для опытных адмиралов существует возможность задавать расстояние, при достижении которого корабль произведёт залп. Данный показатель не должен противоречить значениям базовой таблицы.


Каждое орудие «стреляет» одним кубиком, нанося повреждение согласно таблице огневой мощи корабля. В нашем примере выстрел оказался весьма удачным: на расстоянии трёх гексов ядра поражают на все значения, меньше или равные «девяти». В нашем примере – шесть попаданий и два промаха!


Попадания отмечаются на планшете атакованного корабля. Обратите внимание: справа и слева от орудия располагается по два прямоугольника. Когда все они будут зачёркнуты, пушка выходит из строя и игрок лишается при атаке одного кубика. Таким образом, шесть попаданий выводят из строя две пушки с соответствующего борта.


Сражения на воде знамениты абордажами – в игре также есть возможность перейти в рукопашную и атаковать неприятеля силами пехоты при определённом маневре. При этом корабли должны находиться рядом друг с другом, а на планшете отдан соответствующий приказ.


Солдаты атакуют и наносят повреждения экипажу противника по аналогии со стрельбой – бросаются кубики, сравниваются значения, вносятся отметки в планшеты.


Помимо перечисленных выше приказов существует возможность пристать к берегу и высадить команду на сушу, бросить якорь, произвести выстрел из мушкетов с палубы. Корабли неприятеля можно поджигать, таранить, выталкивать на мели. Одним словом, огромный простор для творчества.


Отдельный подраздел правил и особая таблица на планшете будут интересны опытным игрокам, желающим максимально приблизить игровое сражение к реальной битве. Члены команды будут заменять погибших товарищей, корабли - проходить тесты на стойкость и наносить друг другу критические повреждения. 

Причалив к родным берегам

Интересная игра для поклонников тактики и стратегии на водной глади. Разработчики сделали правила более доступными для обычных игроков, оставив практически без изменений механику отдачи приказов. Только теперь можно либо сражаться по правилам облегчённой версии (для этого достаточно изучить «Курс молодого капитана»), либо вступить в схватку по всем канонам морского сражения.

На примере сценариев интересно будет изучить историю тех далёких лет, вызывающую множество споров. В предыдущем обзоре я отдал должное англичанам, в этой статье рассмотрел события с испанского адмиральского мостика. Какой из этих экскурсов более объективен – сказать трудно. Историкам свойственно превозносить незначительные события, создавая легенды, почитаемые поколениями. А спустя сотни лет легенды плавно превращаются в факты. Что же, тем интересней жить. Поэтому, ради справедливости, в конце своего обзора я расскажу вам о том, что же на самом деле случилось с «Непобедимой армадой».


... Построившись боевым порядком, англичане открыли огонь из орудий. Так как адмирал испанской эскадры имел чёткие предписания лишь высадить десант, а не атаковать английский флот, Медина-Сидония уклонился от боя и предпочёл отступить, потеряв в течение девяти часов всего лишь два корабля. Четыре испанских судна также получили повреждения, сели на мель и были покинуты командой, став лёгкой добычей для англичан и голландцев. Несмотря на победу, один из офицеров королевского флота произнёс: «Столько пороха потратили, и все впустую». Действительно, количество истраченного боекомплекта было несопоставимо с нанесёнными неприятелю повреждениями.

Англичане поначалу преследовали эскадру, но сильный ветер гнал Непобедимую армаду от берега всё дальше и дальше в море. Так как от герцога Пармского известий не поступало, то адмирал Медина-Сидония поднял все паруса и направил корабли на север, стремясь обогнуть Шотландию. Ирония судьбы состоит в том, что как только последний испанский галеон исчез за горизонтом, на берег вышла армия герцога Пармского… Будь он порасторопней, ход истории был бы не столь плачевен для Испании.

Спустя некоторое время англичане прекратили погоню, так и не нанеся противнику никакого ущерба. А израненные испанские корабли с командой, которой не хватало воды и продовольствия, без штурманских карт попали в сильнейший шторм у северо-западных берегов Ирландии. В результате этого шторма, а не за счёт атак неприятеля, в Испанию вернулась лишь половина кораблей и экипажа. Остальные суда поглотила стихия. 

Но это не конец истории… К 1589 году англичане собрали свою Непобедимую армаду из 150 кораблей, и были полностью разгромлены испанцами, которые к тому времени учли ошибки прошлой кампании. Владычицей морей Англия стала лишь спустя 150 лет, когда все действующие лица, имевшие отношение к Непобедимой армаде, ушли из жизни.
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр