Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Myrmes. На муравьиных тропах

Обзор № 412 от 12.02.2013, 5643 просмотра
Жизнь муравейника непостижима и загадочна. Для меня всегда останется тайной, каким образом может такое огромное количество обитателей столь скоординировано выполнять определённые задачи по благоустройству и защите своей цитадели.  Настоящее локальное государство со своей королевой, армией, сельским хозяйством... Только что флота нет. Сегодня на Розовом диване - колониальносезонная настольная игра Myrmes (Муравьи).



Среди грибных лесов бредут под прикрытием солдат колонны рабочих муравьёв. Осень в этом году принесла процветание колонии, но за ней придёт холодная зима, пережить которую будет нелегко. Необходимо заготовить достаточно провизии, прорыть новые туннели и расширить границы влияния, пометив территорию феромонами. Давайте взглянем на удивительный мир муравьёв изнутри.



Внутри небольшой коробки разместился настоящий муравейник - планшеты игроков, игровое поле, комплекты компонентов для игроков, мешочек с деревянными кубиками, цветные пластиковые шестигранники и правила игры. Остальное немногочисленное свободное место отдано под запасы провизии для колонии на тяжёлую зиму.  



На игровом поле изображена лесная поляна, разделённая на шестигранники. Сверху и снизу расположены специальные локации времён года и мастерской, две справочные картинки помогут игрокам при подсчёте очков и получении еды.



Каждый игрок управляет своей колонией муравьёв, живущей на индивидуальном планшете. Множество локаций и подсказок позволяют держать игровой процесс под контролем и выполнять различные действия, о которых я расскажу далее.



Оппоненты получат одинаковые комплекты, состоящие из 17-ти тайлов феромонов, 5-ти деревянных кубиков, 8-ми пластиковых муравьёв, 4-х жетонов туннелей для выхода на поверхность, 1-го маркера для трека победных очков, 8-ми деревянных фишек кормилиц, 1-го деревянного диска для обозначения уровня колонии.



В игре может принять участие от 2 до 4 игроков, и каждый будет управлять колонией своего цвета. Рекомендую рассортировать комплекты по отдельным мешочкам - это существенно ускорит время подготовки к очередной партии.



Жетон первого игрока (слева) определит очерёдность вступления оппонентов в игру. На поверхности муравьи встретят три вида насекомых. Всего 18 жетонов добычи позволят колониям получить пропитание и победные очки.



Белая фишка обозначит текущий год (всего игра длится 3 раунда). По 15 коричневые кубиков земли и серых шестигранников камня, 30 зелёных кубиков еды и столько же белых шестигранников личинок - всё это игрокам предстоит заработать в ходе партии.

Каждый год длится четыре сезона - три пластиковых кубика отвечают за лето (жёлтый), весну (зелёный) и осень (красный).



Под землёй не так много места, поэтому необходимо переносить часть производственных мощностей на поверхность. Для этого послужат 8 двусторонних тайлов: с одной стороны расположены фермы тли, с другой - уборка мусора. Дополнительные 8 суб-колоний (крайний правый тайл) позволят получить победные очки.



20 тайлов заданий для каждого сезона - выполняя поставленные задачи, игроки смогут получить дополнительные победные очки. Все тайлы различные, но некоторые позиции схожи по своей сути и отличаются лишь количеством необходимых ресурсов для выполнения задания.

Замысловатый мир муравьёв.

Игра длится три года, каждый год состоит из четырёх сезонов - первые три сезона каждого года игроки подготавливаются к зиме, в зимний период никаких действий колонии не производят, а лишь тратят заработанные ресурсы в зависимости от суровости зимы.



Тайлы заданий перемешиваются, затем по 2 карточки размещаются случайным образом в соответствующих ячейках поля. Оставшиеся задания убираются в коробку до конца игры - они больше не понадобятся. Внимательно изучите тайлы на поле - выполнение заданий приносит достаточно очков, чтобы претендовать на победу в игре.



Каждый игрок располагает на специальных отметках (чёрные и красные точки, равные количеству участников игры) по 1 своему выходу на поверхность. После этого перемешайте жетоны добычи и случайным образом распределите их по полю в локации, помеченные символом "паука".



Маркеры игроков размещаются на отметке "10" трека победных очков (стартовая позиция выделена цветом). Оригинальное начальное расположение обусловлено тем, что во время игры соперники могут терять победные очки в конце раундов.



Каждый игрок получает комплект своего цвета (состав комплекта я подробно изложил в описании компонентов). В начале игры необходимо подготовить свою колонию к развитию: двух пластиковых муравьёв выставьте в помещение для рабочих, диск установите на верхнюю отметку трека уровня развития колонии, в инкубатор поместите трёх кормилиц, в помещение для личинок разместите один белый кубик.

Красный кубик - маркер располагается на треке событий в соответствии с числом на грани кубика текущего сезона (подробнее далее).

Игрок, последний сидевший на муравейнике, получает белый маркер первого игрока и начинает игру.



Перед началом каждого года необходимо бросить кубики сезонов и выставить их на соответствующие локации поля. Белая фишка располагается на отметке текущего раунда и определяет количество кубиков еды, которое необходимо игрокам для того, чтобы без потерь перейти в следующий временной интервал.



Каждый кубик сезона определяет положение маркера на треке событий каждого игрока. Отметки на треке указывают на дополнительные преимущества, получаемые игроком в текущем сезоне. При помощи белых кубиков можно передвинуть маркер в желаемую сторону на одну или несколько позиций (один белый кубик, одна позиция).

Например: кубик сезона предписывает выставить маркер на отметку "5" (получение дополнительного солдата в случае размножения).  Красный игрок тратит один кубки и сдвигает маркер на отметку "6" (использование феромонов на один уровень выше допустимого).

В конце каждого сезона белый кубик сбрасывается, а маркер устанавливается на новую позицию, предписанную шестигранником сезона. Передвигать маркер по треку можно на любое количество делений, ограничений нет (главное, чтобы хватило белых кубиков).



Начнём с размножения. Для этого служат фишки кормилиц, которые игрок располагает в соответствующие локации своего планшета. Разместив на ферме личинок одну кормилицу, игрок получает 1 белый кубик, за каждую последующую кормилицу - по два кубика. В каждой локации планшета даны подсказки, позволяющие ориентироваться в получаемых ресурсах.



Значения на треке событий позволяют увеличивать количество получаемых ресурсов. Например: синий игрок получает два дополнительных кубика на ферме тли.



Схожий принцип применяется в локации боевых и рабочих муравьёв. Как вы уже заметили - количество фишек кормилиц играет немаловажную роль в игровом процессе.

Кормилиц можно выставить также в локацию мастерская, о которой я расскажу далее.

После размножения игроки могут применить своих рабочих и солдат для захвата территорий и получения ресурсов.



Пластиковые фигурки рабочих, взятые из соответствующей локации (не путайте их с воинами) можно выставить на трек колонии. Разместить муравья можно на уровень колонии, отмеченный диском - маркером (либо на меньший уровень). Рабочие приносят ресурсы, указанные в клетках локации, а затем возвращаются обратно на планшет к игроку в конце сезона.

Отметка на треке событий позволяет выставить рабочего на один уровень выше, чем положение маркера.

Например: чёрный игрок может выставить своего рабочего только на "нулевой" уровень колонии. Но он передвинул свой маркер в начале сезона по треку событий на необходимую позицию, и поэтому может разместить рабочего на "первый" уровень, приносящий 1 зелёный кубик еды.



Рабочий, отправленный на поверхность, выходит через подземный ход и может выполнить три действия. После этого фигурка снимается с поля и уходит в сброс (в отличие от работников колонии, муравьи с поверхности не возвращаются обратно игроку).
 
На поверхности рабочий может переместиться на 1 гекс по местности или продвинуться на весь отрезок территории, помеченный феромоном (одно действие). Можно пересекать вражеские территории, помеченные феромоном, но для этого придётся потратить одного своего воина.



Если рабочий остановился на пустом гексе, он может разместить на поле тайл дорожки феромонов (одно действие). Тип тайла зависит от уровня колонии и приносит победные очки. Более того - на выложенную картонку размещаются кубики ресурсов (земля, еда или камни). Грибы на поляне ядовитые - они никакой пользы не приносят, на воду или занятые чем-либо гексы дорожку размещать запрещено.

Тайлы феромонов можно снимать  с поля при условии, что на них нет кубиков (каким образом получать кубики, я расскажу далее). При этом полученные очки не вычитаются. Более того - если вы сняли дорожку противника, то получаете количество очков, указанное на дорожке (соперник при этом ничего не теряет).
По аналогичному признаку размещаются специальные тайлы ферм и суб-колоний. Так как эти специальные модули "универсальные", то пометить территорию можно при помощи кубика своего цвета.

Насекомых можно атаковать и захватывать в плен, получая дополнительные очки или кубики питания (в зависимости от типа насекомого).  Для этого необходимо зайти рабочим на гекс с добычей и сбросить необходимое количество фишек солдат. Жетон при этом снимается с поля.

Закончив перемещения, оппоненты собирают урожай: необходимо снять один кубик с каждой дорожки феромонов, а также получить доход со специальных тайлов. Это обязательное действие, отказываться от него запрещено.



Осталось использовать маркеры кормилиц, размещённые в мастерскую. Игроки, по очереди, выставляют по одной кормилице в специальную область поля, состоящую из 4 участков. Поставить больше одной своей фишки на каждый участок нельзя (запрещается больше одного раза выполнять одно и тоже действие).

Можно выкопать новое место выхода муравьёв, выложив жетон в соседний гекс со своими феромонами или личными отметками на поле. Дополнительно игрок получает кубик земли (чёрный игрок). За два кубика личинок и столько же еды можно вырастить одну кормилицу (красный игрок). Можно повысить уровень колонии на один пункт, потратив кубики камня или земли согласно правилам (жёлтый игрок).



Выполнение заданий приносит большое количество победных очков, но отнимает фишку кормилицы. Задачи выполняются последовательно от сезона к сезону (можно выполнить 1 задание из двух), дважды активировать один и тот же тайл нельзя.

За выполнение заданий первого уровня вы получаете 6 очков, второго - 9, а третьего - 12. Но и это не всё! Все игроки, выполнившие задания раньше вас в предыдущие сезоны, получат дополнительные очки, если вы выполните тоже самое задание.



В конце каждого сезона цветной кубик текущего сезона сбрасывается и активируется следующий (необходимо выставить маркер на планшете в соответствии с числом на грани).

Затем уходят в сброс излишки на складе (начиная со второго уровня колонии, можно оставить 6 кубиков, до этого - только 4), рабочие возвращаются с работы обратно в свою локацию (муравьи на поверхности к этому времени все ушли в сброс).

Жетон первого игрока передаётся по кругу, и начинается новый сезон.



С наступлением зимы каждая колония сбрасывает необходимое число кубиков еды. Каждый воин, оставшийся в колонии, сокращает это количество на единицу. За каждый недостающий кубик теряете три победных очка.

По прошествии трёх лет подводятся итоги: игрок, набравший больше всех победных очков, назначается главой муравейника.

Пережив зиму.



В меру сложная и интересная семейная игра. Оформление индивидуального планшета, выполнение действий на игровом поле и пластмассовые фигурки муравьёв создают атмосферу настоящего муравейника. В игре множество переменных, каждая из которых существенно влияет на ход жизни вашей колонии. Необходимо развивать "всё и вся", иначе победы вам не видать: вы ничего не сможете противопоставить грамотно "прокачанному" муравейнику оппонента на третьем году жизни. Поэтому беритесь за дело незамедлительно - времени не так много, и права на ошибку у вас нет.

Во время игры особое внимание уделите треку событий - на нём много полезного, но получить максимальный эффект от бонусов можно только при грамотном планировании. Увеличивайте количество кормилиц и тратьте их на выполнение заданий. Да, это лишит вас фишек, так необходимых для обозначения действий. Но, тем не менее, старайтесь раньше других выставить свою кормилицу в эту область, так как все последующие игроки принесут вам дополнительные очки. А придут они в эту локацию однозначно - только здесь можно получить столь большое количество победных очков, без которых нельзя претендовать на победу.

Дорожки феромонов приносят, в основном, ресурсы. Лишь выйдя на 3 уровень, можно получить существенное количество очков. Зато они позволяют увеличивать подконтрольную территорию и временно блокировать противника при условии, что у него нет солдат. Но помните, что если вы не снимите свой тайл, противник может получить победные очки, сняв его за вас.

В целом - комплексная игра на развитие, не перегруженная излишними "треками", доброжелательная к игрокам (очень много подсказок, как на поле, так и на планшете),  с логичными правилами и умеренным временем партии. "Муравьи" гораздо сложнее "100000 лет до нашей эры", но легче и нагляднее "De Vulgari Eloquentia". Отмечу, что у игроков должен быть определённый уровень подготовки - совсем начинающим рекомендовать игру я бы не стал. Но если вы не испытываете дискомфорта в "каменном веке", то управлять колонией муравьёв сможете буквально через 30 минут изучения правил.

Кстати, о правилах. Мне всё понравилось, кроме изложения начальной расстановки жетонов добычи и нор игроков на поле - необходимо выстраивать логические цепочки, так как картинок нет. Тоже относится и к индивидуальному планшету - приходится сверяться с названиями локаций и выставлять маркеры и фишки в соответствующие места.

Игра по праву занимает почётное место в моей коллекции - отличная игра для вдумчивого вечера, когда абсолютно нет времени на "Эклипс", но хочется чего-то большего, чем "Каменный век".

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Перевод от магазина Игровед
Скачать myrmes.pdf
Комментарии (19)
не суховата-ли?
nastolkus   |   13.02.13
Вполне нормальная :)
Gravicapa   |   13.02.13
Не-не, Виктор, для еврика отличная игрушка, атмосферная. В меру сложная, но очень сильно зависит от того, с кем играешь. С семьёй она, может, и семейная, а вот с гиками.. У меня даже башка разболелась :) Сама хотела по ней обзор написать.
Njuse4ka   |   13.02.13
>Отметки на реке указывают на дополнительные преимущества --- не сразу понял, что это опечатка и имелся в виду трек, а не река) >Разместив на ферме тли одну кормилицу, игрок получает 1 белый кубик, за каждую последующую кормилицу - по два кубика. --- это не ферма тли, это "личиночная". и белые кубики - личинки. ферма тли - это один из специальных тайлов >Более того - на выложенную картонку размещаются кубики ресурсов (земля или камни). --- земля, камни и еда >За два кубика тли и столько же еды --- личинок) >если вы тоже выставите свою фишку в данную локацию. - выполните этот же квест --- точнее - если вы выполните тот же квест (видимо, вы подразумевали именно это, но формулировка, имхо, неудачная >6 очков, второго - 9, а третьего - 13. --- не 13, 12 зы да, а еще тайлы игры содержат незначительную опечатку - спецтайлы "ферма тли" должны приносить только еду (на тайле должен быть зеленый кубик), а Scavenging - только землю или камень. в итоге же имеем несколько коричневых ферм тли и несколько зеленых карьеровмусоросборщиков))
Игорь   |   22.02.13
конечно, не очень удобно, что в комментариях режутся слеши и знаки перевода строки(
Игорь   |   22.02.13
Большое спасибо за поправки - про личинок "забраковала" жена, её тонкие "чуйства" такого слова не воспринимают :) Но согласен, надо в тексте указывать всё, как "есть" своими определениями :) Всё, вроде, поправил. По поводу комментариев (слеш и перевод строки) - это требование моего друга. Он категорически против этих "изысков". А так как он мне всё тут делает, то... что есть, то есть...
Gravicapa   |   22.02.13
в принципе, можно вместо "личинок" использовать термин "муравьиные яйца" - в контексте игры это почти синонимы) а тля все таки внутри муравейника бывает только в редких случаях (некоторые виды муравьев "загоняют" ее туда на зиму). и уж точно муравьи ею не питаются в голодные годы. в отличие от личинок-яиц)
Игорь   |   22.02.13
Так я и не спорю :) Но... в моей ситуации проще кормить муравьёв тлёй :)) Спасибо ещё раз! :)
Gravicapa   |   22.02.13
Есть несколько вопросов. Муравьи могут одним ходом проходить через все феромоны, или тратить ход на каждый тайл? После фазы зимы феромон убирается с поля? Почему на тайлах фермы тли нарисованы кубики земли и камня, а на тайлах уборки мусора еда?
Павел   |   05.03.13
1.за одно очко движения муравей может пройти один феромон полностью (один феромон считается за одну клетку) 2.феромоны остаются на поле, пока их не уберут рабочие. 3. это тайлы с опечатками. так что решайте, либо у вас будут коричневые фермы, либо тля будет давать камень)) а если серьезно, то в данном случае правильнее будет ориентироваться на изображение кубиков, а не на цвет спец. тайлов. ну или можно скачать с бгг изображения правильных тайлов и распечатать их на самоклейке.
Игорь   |   05.03.13
Спасибо! Так и думал, что опечатка.
Павел   |   05.03.13
Спасибо за ответы - только до дома добрался :)
Gravicapa   |   05.03.13
А можно ли снимаьб тайлы фермы и субколонии?
Павел   |   21.03.13
>А можно ли снимаьб тайлы фермы и субколонии? снимать можно только пустые феромоны
Игорь   |   21.03.13
Нормально ли идёт на двоих?
Алексей   |   05.07.13
Как показала практика - лучше втроём, вдвоём не так интересно.
Gravicapa   |   05.07.13
подскажите на 4-ой фотки цифра 6 и круг, это что обозначает?
Рент   |   12.09.13
Фаза 6, окончание раунда. Игроки сбрасывают избыточные кубики из кладовой.
Игорь   |   12.09.13
Да, всё верно ;) Игорь, спасибо за ответ!
Gravicapa   |   12.09.13
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр