Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Mondo Sapiens. Заселяем сотворённые земли

Обзор № 511 от 25.07.2013, 3131 просмотр
Человечество век за веком снаряжает экспедиции с целью поиска новых земель. Изведав все уголки Земного шара, учёные создают огромные ракеты, втискивают между топливными и кислородными баками космонавтов, вручают им тюбик еды и отправляют исследователей в космос, навстречу новым неприятностям. Увы, создавать искусственные материки и планеты мы пока не научились. Но, кто знает, что нас ждёт в будущем… Сегодня на Розовом диване - созидательнорасселительная настольная игра Mondo Sapiens.



Зато в мире Мондо каждый может выступить в роли Создателя и сотворить себе индивидуальное "место под Солнцем", величиной с полушарие. И не только сотворить, но ещё и расселить на нём разумных существ, отправить в плавание корабли, а самое главное - заставить всех работать.

А вы будете наблюдать за всем этим с высоты и зачислять в актив победные очки.  Правда, оппоненты тоже жаждут создать свой мир и вполне могут умыкнуть из-под носа пару полезных кусочков суши. Поэтому, не мешкайте и за работу!



Коробочка средних размеров приютила игровые поля, блокнот, россыпь тайлов, правила игры на непонятном мне языке и пластиковый шар, позвякивающий и тикающий. Для любой местности необходим свежий воздух. Издатель предусмотрительно поместил его в коробку в количестве, которого хватит на всех игроков и ещё останется на случай, если он вдруг будет потерян.



Пластиковый позвякивающий шар оказался таймером на 11 минут. Для установки временного интервала необходимо повернуть верхнее полушарие против часовой стрелки до самого конца, затем выставить желаемое время партии (в среднем - 7 минут). Сработав, шар издаёт звук будильника, затем тикает ещё секунд 5-7 и останавливается.

Блокнот для записей сориентирует в подсчёте призовых очков. Страницы двусторонние, каждый игрок получает по одному  листку, позволяющему учесть результаты трёх раундов. Одна сторона используется при игре по базовым правилам, и обе - по усложнённым и продвинутым.



Игрок создаёт мир на одном из восьми двусторонних игровых полей. В игре может принять участие от 2 до 4 оппонентов, каждый их которых может выбрать любую из картинок различного уровня сложности.



Строительный материал для создания мира. 145 двусторонних тайлов с тремя типами территорий: луг, лес, вода. На одном квадратике может быть скомбинировано до трёх видов местности. Помимо этого, через одни тайлы проходит дорога, на других располагаются пашни, действующие и потухшие вулканы.

В мире "Мондо Сапиенс" живут лесорубы, рыбаки и пастухи, по дорогам спешат повозки, в море  подняли паруса корабли, а в лесной местности пасутся кабаны. Все эти персонажи при определённых условиях приносят победные очки своему Создателю.



Опытные игроки могут использовать четыре одинаковых комплекта специальных тайлов. Они обуславливают получение победных очков в конце раунда (я расскажу об этом подробно далее).



Так как создавать миры мы будем на время, то существует система поощрений оппонентов. Чем быстрее игрок соберёт свой участок суши, тем больше победных очков он получит, заработав один из четырёх круглых жетонов. Увы, самый шустрый получит в нагрузку жетон "вулкана", который доставит ему массу неприятностей.

Эксперты могут усложнить игровой процесс, добавив в игру 8 новых тайлов (по 2 квадратика каждого из 4 типов). Квадратный планшет для этих картонок никаких игровых функций он не несёт и предназначен лишь для красоты.

"Я уже это где-то видел!" -  воскликнет читатель, в сердцах ткнув пальцем в центр монитора. И будет абсолютно прав, так как ранее я рассказывал о настольной игре "Мондо", аналогичной по идее и схожей по комплектации. "Mondo Sapiens" - продвинутая версия популярной игры, в которую внесены некоторые изменения в принцип получения победных очков. Посмотрим, что же нового придумали разработчики…

Мы наш, мы Мондо мир построим…

В "Мондо Сапиенс" можно играть по трём вариантам правил: для новичков, продвинутых игроков и экспертов. Начнём с самого начала.



Оппоненты располагают планшеты перед собой (рекомендую выбрать самую лёгкую сторону под номером "1". Тайлы местности перемешиваются и располагаются в центре стола. Неподалёку положите круглые жетоны победных очков и тайл "вулкана". Вручите таймер самому тикающиему игроку, он выставляет время, и оппоненты одновременно начинают творить.

Одновременно игрок может взять только один тайл, посмотреть его и либо вернуть обратно, либо расположить на своём планшете. Квадратики на планшете размещаются таким образом, чтобы соприкасаться минимум одной стороной к ранее выложенным. Сбрасывать и поворачивать размещённые на планшете тайлы запрещено.

В любой момент времени можно выйти из игры, взяв круглый жетон с максимальным номиналом. После этого размещать тайлы на своём поле больше нельзя. По звонку таймера все прекращают свои действия и подсчитывают призовые очки.



Смотрим на подсказку, расположенную слева на планшете. Каждый человек (не животное) приносит одно призовое очко. Каждый тип правильно созданной местности приносит по два очка. На этом моменте остановимся подробно.
На сторону каждого тайла нанесён один из трёх типов территории. Лежащий рядом тайл должен соприкасаться стороной с аналогичным типом местности. Только в таком случае территория считается правильно собранной.



Например: луг (внизу), с трёх сторон окружённый лесом, собран правильно.  А участок леса (слева в середине)  не приносит очки, так как один из тайлов одной стороной граничит с водой, а другой - с лугом. Более подробно прочтите в обзоре настольной игры "Мондо".



Теперь смотрим дороги. Каждый сегмент дороги приносит 1 победное очко. Но, если дорога продолжается от тайла к тайлу, то за каждое её соединение вычитается одно очко. Например: дорога с повозкой (справа в середине) приносит 2 очка за сегменты дороги, из которых необходимо вычесть 1 очко за соединение дорог на двух тайлах. Странная логика разработчика…

К результату добавляем очки на круглом жетоне. На этом бонусы заканчиваются, и начинаются штрафные очки.

За каждый пустой квадратик - одно штрафное очко. За каждую сторону тайла, неверно присоединённую к соседней - "минус" одно очко. Далее, игрок с максимальным количеством активных вулканов вычитает по 1 очку за каждый активный вулкан.

Итоговый подсчёт заносится в листок, победитель получает жетон "вулкана" (отныне все его вулканы будут считаться активными) и начинается новый раунд игры. Итоговый результат после трёх раундов выявит победителя.



Если вы не ищете лёгких путей и без труда создаёте мир за 7 минут, то пора переходить на следующий уровень. Каждый игрок получает по три тайла деревень, которые располагает в любом порядке на планшете. Отныне вы просто так не заработаете призовых очков за местных жителей.



Лишь разместив на поле определённый тип деревни, вы получите очки за аналогичных обитателей страны Мондо. Не разместили дополнительный тайл - ничего не получили. Например: игрок получит по одному призовому очку за пастухов и рыбаков, и не получит ничего за лесорубов, так как их деревня отсутствует на планшете.



Более того, игрок, имеющий большинство в той или иной профессии, зарабатывает три призовых очка. Переверните листок записей и ознакомьтесь с первыми тремя строчками - они упростят подсчёт очков. Слева (ярко) изображён тип тайла, справа (блекло) - условие получения призовых очков.



Если вы думаете, что всё знаете о мире Мондо, то… вы ничего ещё не знаете. Продвинутый уровень заставит поработать ваши серые клеточки с максимальной эффективностью.

Перемешайте взакрытую 8 тайлов с серой рубашкой, выложите открыто количество квадратиков, равное числу игроков. Каждый игрок может взять только один из данных тайлов и то после того, как разместит на своём планшете не менее трёх тайлов местности. В конце каждого раунда игроки сдают специальные тайлы обратно, вновь перемешивают и выкладывают по приведённому выше принципу.

Самое интересное начинается при подсчёте очков…



Все корабли, находящиеся на одном участке местности вместе с маяком приносят по одному призовому очку. Обратите внимание: не все корабли на поле, а лишь те, что находятся в законченном участке территории с маяком! Неверно созданные территории (с ошибками) бонуса не дают.



Аналогичным способом можно получить очки за пашни, расположенные на одном законченном луге с мельницей.



Из охотничьего домика выходит лесничий и охотится на кабанов, каждый из которых принесёт по одному призовому очку. Помните, что лишь правильно высаженный лес позволит получить эти бонусы - из "неправильного" все кабаны сбегают…



Дилижансы, расположенные на одной дороге с вокзалом, приносят по одному победному очку. Перед игроком встаёт нелёгкий выбор, так как за каждое соединение он штрафуется одним очком.



Домик на сваях принесёт по одному очку за каждый остров, расположенный в одном и том же водном пространстве с домиком.

Также на планшетах встречаются ветряные мельницы и таверны. О них прочтите в правилах, так как обзор и так разросся до неимоверных размеров, а мне ещё выводы сделать надо.

Цивилизация или мир животных?



Меньшее  количество типов местности (по сравнению с "Мондо") даёт возможность создавать больше обособленных участков, зарабатывая призовые очки. Четвёртый тип территории заменён дорогами, которые не сильно усложняют игровой процесс, зато позволяют получать призовые очки. На мой взгляд, играть по базовым правилам в "Мондо Сапиенс" легче, чем в "Мондо".

Особый интерес представляет режим "эксперта", когда несложная, на первый взгляд, игра превращается в сложную головоломку, решить которую даже взрослому игроку будет достаточно тяжело. Учесть специальные постройки, деревни, соединить тайлы без ошибок, выставить на поле больше людей и лодок, следить за кабанами и повозками - голова идёт кругом. И всё это за семь минут под тиканье таймера…

Сыграв несколько раз в обе игры, я могу сказать, что "Мондо" - несложная семейная настольная игра для детей от 8 лет. "Мондо Сапиенс", в которой, на мой взгляд, необходимо создавать мир только по "экспертным" правилам, можно рекомендовать детям от 12 лет, а также взрослым игрокам. Отличная головоломка, превосходящая по уровню сложности "Космических Дальнобойщиков" и "Корпорацию Гоблинов" (в отношении создания своеобразной картины из пазлов).

Настольную игру "Mondo Sapiens" можно заказать в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Комментарии (3)
Уточните принцип получения очков за дороги, пожалуйста - если у меня 3 тайла с дорогой, я должна вычесть 2 очка за соединение тайлов - как вообще можно получить за них больше 1 очка?
Татьяна   |   24.01.15
Увы, эта часть правил и для меня осталась загадкой. В правилах ерунда какая-то написана (либо мои познания языка слишком скудны). Мы решили считать так: один тайл дороги - 0 очков. Каждый последующий "+1 очко". Таким образом дорога из 2 сегментов приносит 1 очко, из 3-х - два и т.д.
Gravicapa   |   24.01.15
Мы примерно так же сегодня играли. Спасибо за обзор, с полным отражением правил (мы с немецким вообще никак не дружим)
Татьяна   |   24.01.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр