Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Мистериум. Собрание медиумов

Обзор № 782 от 10.11.2014, 6032 просмотра
Старинные особняки всегда пользуются популярностью на рынке недвижимости. И дело не в выцветших пыльных гобеленах, осыпающейся лепнине, полуразрушенной лестнице со львами и заброшенном саде. Ценность постройки определяется наличием в ней фамильного призрака, который ночью путешествует по коридорам, гремя цепями. Ещё больший интерес вызывают особняки, в которых некогда было совершено страшное убийство, оставшееся нераскрытым… Сегодня на Розовом диване – медиумная настольная игра «Мистериум».


Дух жертвы взывает к мщению, бесцеремонно напоминая нынешним жильцам о необходимости повторного расследования преступления. Хозяева поместья, измученные постоянным недосыпанием, зовут на помощь медиумов всех мастей, дабы вразумить невоспитанное привидение. Специалисты по связям с потусторонним миром с удовольствием оказывают посильное содействие и за нескромные гонорары призывают призрака к порядку. Порой им это удаётся, но зачастую призрак одерживает верх, и для его успокоения требуются всё новые и новые спиритические сеансы…


Набор медиума находится в коробке стандартного размера. Под крышкой, в удобном пластиковом органайзере расположились спиритические карты, магические жетоны, календарь с маркером и знаменитые «хрустальные» шары, незаменимые при общении с духами. 


Ни одно общение с потусторонним миром не обходится без эффектного хрустального шара, который медиум гордо водружает в центр стола. Безусловно, у каждого проводника в мир духов должен быть свой шар, поэтому издатель предусмотрел шесть пластиковых сфер на подставке для каждого участника спиритического сеанса.


Призраки – субстанция капризная и непостоянная, поэтому для уверенности в собственных силах каждый медиум должен иметь при себе амулет. Два комплекта картонных жетонов, совпадающих по цвету с пластиковыми сферами, достанутся каждому, кто примет участие в поиске преступника. На вычисление виновного отводится неделя - чёрный деревянный цилиндр побежит по треку раундов и отмерит необходимое количество раундов игры.


Истинный медиум никогда не скажет вам, что конкретно он наблюдал в своих видениях. Дело в том, что призраки никогда не указывают на определённые события или предметы. 84 карточки сновидений обеспечат передачу информации между двумя мирами. С их помощью призрак постарается рассказать медиумам о своей тяжёлой судьбе.


Тем не менее, подсказки у игроков будут. Начнём с того, что каждое убийство совершается каким-то предметом. В распоряжении сыщиков находится 18 небольших карточек с изображением различных орудий убийств. Существует два идентичных набора – для медиумов и для призрака - отличаются они только рубашками.


Аналогичные отличия рубашек позволяют разделить большие карточки мест преступлений (слева) и портреты самих преступников (справа).


В поместье существует 18 мест, где, предположительно, могло совершиться преступление: заброшенный пляж, библиотека, кухня… Немудрено, что следствие зашло в тупик.


Вдобавок ко всему, совершить злодейство могли 18 персонажей, некогда попавших под следствие. Тем не менее, все они смогли снять с себя обвинения, и наказание за убийство понёс сам владелец особняка, который спокойно спал в своём кабинете. Там его и настиг карающий меч правосудия.

Итак, медиумам в течение семи раундов необходимо вычислить преступника, место преступления и орудие преступления. В случае успеха призрак восстановит своё честное имя и упокоится с миром. Если медиумы ошибутся, то… лучше об этом не думать.

С наступлением темноты.


«Мистериум» - оригинальная полукооперативная игра с ведущим, который выступает в роли призрака, старающегося передать медиумам необходимую информацию при помощи карт сновидений. Перед началом партии в центр стола картинкой вверх выкладывается равное количество карт подозреваемых, мест убийства и орудий преступления из комплекта медиумов (указано в правилах и зависит от числа игроков). Чёрный цилиндр занимает начальную позицию на треке раундов. Неиспользуемые карточки убираются в коробку.


Каждый медиум получает «хрустальный» шар и амулет своего цвета. Картонный диск располагается перед медиумом для его идентификации, а при помощи шара игрок будет делать свои предположения.


Призрак берёт вторую колоду, отделяет парные карты (остальные убираются в коробку), затем случайным образом формирует комплекты, состоящие из места преступления, подозреваемого, орудия преступления. Комплекты располагаются перед призраком под жетонами игроков картинкой вниз. Неиспользованные парные карточки уходят в коробку.

Задача игроков – открыть карты своего комплекта до финального раунда. Примечание: во время игры только призрак имеет право просматривать закрытые карты в комплектах.


Призрак берёт в руку семь карт сновидений и старается намекнуть каждому медиуму в отдельности на личность преступника. Для этого можно использовать несколько карт сновидений. Примечание: рука пополняется до семи карт каждый раз, когда призрак даёт задание очередному медиуму. Например: используя пушку, туман войны и рыцаря, призрак отчаянно намекает медиуму на офицера…


После того, как все медиумы получают свои комплекты, наступает время голосования. Цель игрока – расположить шар на необходимом персонаже, портрет которого находится в закрытом комплекте.


В случае верного предположения, соответствующая карточка комплекта переворачивается, а верно угаданная – убирается с центра поля, чтобы не мешать остальным. Ошибочное предположение оставляет всё на своих местах. После голосования начинается новый раунд расследования…

Цель медиума, как я упомянул ранее, - открыть все три карты своего комплекта. Если до конца седьмого дня все игроки смогут угадать свои карточки, то наступает финальный раунд определения преступника. В противном случае игра проиграна.


Как только все комплекты медиумов будут открыты, наступает следующий этап – изобличение преступника. Оказывается, перед нами лишь подозреваемые, среди которых нужно вычислить убийцу. Вновь призрак выкладывает карты сновидений, но теперь они касаются только одного открытого комплекта (по выбору ведущего). Медиумам сообща необходимо вычислить преступника и единогласно проголосовать за него. 


Полковник в отставке, я так и думал – вид у него был подозрительный…

Если предположения верны, то призрак отправляется на покой, а медиумы за гонорарами. В противном случае либо наступает новый раунд игры (если маркер ещё не достиг конечной отметки), либо… но об этом лучше не думать, призраки крайне раздражительны.

Заплутав во снах.


Как вы уже догадались, в «Мистериуме» используется механика знаменитого «Диксита», дополненная некоторыми интересными нововведениями. Поэтому в своих выводах я невольно буду сравнивать эти две игры. Но вначале - о качестве изготовления, на котором я хотел бы отдельно остановиться. Оно прекрасно и практически не вызывает нареканий.

Карты дорогие (фактура «лён»), жетоны идеально вырублены из листа толстого картона, полиграфия насыщенная, краски не «расплываются». Одним словом, качество на уровне мировых стандартов (ничем не хуже, например, Zoch или Days of Wonder, которых я считаю эталоном качества). Порадовали маркеры в виде «хрустальных» шаров – приятный бонус, который издатель вполне мог заменить на картонные жетоны, но не сделал этого. Теперь эти оригинальные фигурки придают игровому процессу соответствующую атмосферу.  Единственное, что вызывает ощущение «нашего», так это органайзер (мягкий бело-серый пластик). Он вызывает тоску на фоне всего остального великолепия.

Так как перед нами мистическая игра про убийство, духов и заброшенный особняк, то рисунки на картах слегка мрачноваты. Если сравнивать с первым и вторым «Дикситом», то в «Диксите» иллюстрации яркие и немножечко детские, а в «Мистериуме» - мрачные, таинственные и взрослые. Собственно, так и должно быть по сюжету игры. Тут кому что нравится – нельзя сказать что лучше, а что хуже. Одно можно утверждать наверняка - художники поработали на славу, вложив душу и своё настроение в оформление этих двух игр. Дальнейший выбор за вами…

Идея преобразить «Диксит», введя в него ведущего, а также придать фантазиям игроков сюжетную линию, на мой взгляд, удалась. Во всяком случае, «Мистериум» получился самобытным, а то, что игра вышла на мировой уровень и продаётся в Европе, говорит о многом. В «Мистериуме» одинаково интересно как находиться в команде медиумов, разгадывающей загадки сновидений, так и быть призраком, подталкивающим игроков к верной цели. 

Красивая и эффектная игра на ассоциации для всех возрастов.

Игра предоставлена для обзора студией настольных игр Геменот.
Комментарии (12)
Играл тут недавно в Мистериум. Всё таки Диксит он не переплюнул, нудная игрушка ИМХО
Варлорд1   |   11.11.14
Отличная игра. Если "оверлорд" не тормоз - точно получите удовольствие. Т.е. сильно зависит от компании. Если в ней нет тормозов с параличем анализа или просто зануд - играется супер. В нашей первой игре были дети до 10 лет - играли с такой скоростью, что аж свистело :) Кстати один из ребят почти выиграл, хотя мы не поддавались. .
nastollkus   |   11.11.14
Добавлю - в отличии от диксита не так быстро приедается. Т.е. к дикситу просто "надо" покупать расширения - в мистериум пока играем и нет потребности докупать что-то. А вот в диксит уже после второй игры начинают запоминаться и карты и ассоциации. Хотя, конечно, для совсем новичков диксит имеет большой плюс - элементарные правила. И ещё факт - нравится всем. Пока не встречал людей кто после первой игры сказал бы "не нравится". С Мистериумом чуть сложнее, зато и удовольствия от игры получаешь на порядок больше (у меня в компании, конечно)
nastollkus   |   11.11.14
Спасибо за отзывы :) Все подобные игры зависят от компании и настроя. В "Мистериуме" дополнительно появляется ведущий, на котором держится вся игра. Так что "скучными" будут поиски преступника или увлекательными во многом зависит от призрака. Единственное, мне кажется, что с "тёмными" тонами слегка переборщили - таинственность должна быть, но не столь мрачная...
Gravicapa   |   11.11.14
Ещё пара слов - качество органайзера, всё-таки немного преувеличено - забудьте про любые протекторы. С другой стороны карты "лён", продержатся достаточно долго чтобы окупить затраты. - немного раздражает, что чёрный и серый "хрустальные шары" очень похожи, особенно когда делаешь чуть приглушённым свет, для создания атмосферы. - обязательно садить в оверлорды самого ... человека который быстро соображает и обладает воображением. Тормоз оверлорд - зевота, скука и зря потерянное время - отдельно хочу отметить дружелюбность и готовность пойти навстречу ребят из компании. Получил удовольствие от общения с ними. Молодцы. И игру у них купил и вспомнить приятно.
nastollkus   |   11.11.14
Очень люблю эту игру, в компании у нас особенно у девушек заходит хорошо. Мне нравится куда больше Диксита, потому что я люблю детективы и мрачные истории :) Действительно, интересно быть и призраком, и медиумом, а если призрак не на волне с остальными и слишком задумчив, выиграть почти невозможно.
Suzume   |   12.11.14
Необычайно и дикопризракозависима. Он будет за всё в ответе, если что)
MisteriG   |   15.11.14
nastollkus: "Кстати один из ребят почти выиграл, хотя мы не поддавались. " Не поняла эту фразу - Мистериум же кооперативная игра?
Анна   |   16.11.14
Анна, на самом деле она "полукооперативная" :)
nastolkus   |   16.11.14
Классная игра. Первая в нашей коллекции, играем вдвоем с женой и уже немного поднадоела, но обязательно попробуем в компании друзей в скором времени. Шикарный арт и оформление.
krugli   |   25.01.15
Александр,мама вместе с первоклашкой смогут играть?
наталья   |   15.11.15
Вдвоём? Подобные игры рассчитаны минимум на 4-5 игроков (один же ведущий). Вдвоём сомневаюсь, что что-то дельное получится...
Gravicapa   |   15.11.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
Обзоры настольных игр: 
Квест в коробке, Руки вверх!, Умный дом, Ассоциации, WAR Thunder (Осада), Caverna, Квадригами, Карма мини,  Kuhno, Секреты планеты, Зоопарк, Бумажки, Хозяин драконов, Codenames картинки.
© 2011 Горшечников Александр