Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Летопись. История одной семьи, или от фермы до кладбища - один шаг

Обзор № 495 от 25.06.2013, 11941 просмотр
С самого рождения человек старается оставить свой след в истории. Одни отправляются в путешествия по свету и называют неизведанные земли своими именами. Другие создают различные "Чудеса Света" и нарекают их в свою честь. Третьи работают не покладая рук, набивая сундуки золотом. Всех их объединяет одна цель - быть вписанными в летопись человечества. Сегодня на Розовом диване - миплохоронительная настольная игра "Летопись".



Летописи во все времена отражали жизнь общества, рассказывали о значимых событиях в жизни семей. Благодаря этим манускриптам мы можем с точностью сказать, кто из предков построил "Родовое гнездо", а кто прокутил все сбережения, заложив имение. Сколько людей - столько жизненных путей, заканчивающихся для всех абсолютно одинаково...



Внутри стандартной коробки от компании "Звезда" находится пакетик с деревянными компонентами, горсть картонных жетонов, несколько индивидуальных планшетов, два мешочка, игровое поле и "Наставление отроку, желающему оставить след в истории".  Издатель добавил ко всему вышеперечисленному несколько полиэтиленовых пакетиков - похвальная забота о покупателе.



Четыре родовых имения игроков. Индивидуальные планшеты абсолютно идентичны и отличаются лишь цветом. Три вспомогательных тайла начала раунда помогут выполнить определённые подготовительные операции, а картонка "служба" проинформирует оппонентов о действиях в церкви.



Семьи, попавшие под вашу опеку, будут трудиться на полях, зарабатывая зерно (20 жетонов), пополнят сундуки монетами (15 жетонов), постараются произвести один из четырёх товаров (40 жетонов). Очерёдность вступления в игру определяется прямоугольным тайлом первого игрока, который передаётся в следующем раунде обладателю перстня.



Продавая товары, семья зарабатывает репутацию, которая влияет на результаты в конце игры. 24 жетона покупателей располагаются на рыночной площади и ждут открытия торгов.



На дне коробки я отыскал лист с наклейками. На странице приведён рисунок, согласно которому все ваши деревянные человечки должны быть пронумерованы путём наклеивания на обе стороны фигурки прозрачных квадратиков с цифрами. Каково же было моё изумление, когда дело дошло до чёрных человечков, на которые необходимо наклеить... абсолютно пустые маркеры. Переборов сомнения в здравомыслии разработчика, я предположил, что "человечки во время игры отправятся в мешок". И оказался, в последствие, прав.



Комплект каждого игрока состоит из 4 человечков под номером "один", 3 - под номером "два" и двух "троек" и "четвёрок". Также вашей семье полагается 8 дисков - маркеров. Всего в написании летописи может принять участие до четырёх человек, и каждый получит соответствующий комплект своего цвета.

Четыре монаха постараются спутать планы игроков во время церковной службы; 78 кубиков влияния четырёх цветов помогут оппонентам выполнить определённые действия на игровом поле; 6 чёрных шестигранников несут с собой Чуму.



Игровое пространство разделено на локации, обозначенные цветными кружками. В каждой можно выполнить определённые действия и приблизить свою семью к победе. Деревянные человечки будут трудиться, развлекаться, жениться и... умирать. Да, да, на игровом поле есть самое настоящее кладбище! Но, об этом позже.

Налетай, торопись, впиши мипла в летопись!



Жизнь вашей семьи начинается на скромной ферме, на которой живут четыре фигурки "первого поколения". Оставшиеся дети, внуки и правнуки располагаются неподалёку - они ещё не родились на свет. Один диск положите на отметку индивидуального поля справа от моста. Второй - на начало трека победных очков, опоясывающий игровое поле. Оставшиеся понадобятся нам для путешествий -  держите их под рукой. Начальный капитал каждого игрока не так велик - всего одна монета. Самый непонятливый игрок получает маркер первого игрока.



С фермы переместимся на игровое поле. Что тут у нас? Диск-маркер мы уже установили на первую позицию трека. Тайлы покупателей перемешиваются, размещаются картинкой вниз. Со стопки снимаются жетоны и размещаются на дорожке в локации рынка картинкой вверх.

Кубики влияния положите рядом с полем. Неподалёку разместите картонки с подсказками, жетоны товаров картинкой вверх, зелёный и чёрный мешочки. 


 
Четырём монахам самое время посетить церковь - отошлите их временно туда. Да, и пусть по пути  прихватят с собой чёрный мешок! Жетон перстня разместите в соответствующую локацию здания деревенского совета.

Пора браться за перо и записывать ратные подвиги членов вашей семьи.




Каждый раунд начинается с того, что в зелёный мешочек забрасываются деревянные кубики в количестве, указанном на памятке. Тут вам и Чума, и знания, и судьба... Количество зависит от числа оппонентов за столом и указано в правом верхнем углу тайла.

В недрах мешка всё перемешивается и случайным образом размещается в локации. Сколько шестигранников в какую область положить, тоже указано в памятке. Затем, начиная с первого игрока, оппоненты забирают из желаемой области один кубик и выполняют действия, предписанные данной локацией. Брать кубик каждый игрок обязан, а вот выполнять действие - нет.



Начнём с кубиков. Чума сокращает жизненный цикл ваших соплеменников на 2 месяца. Чёрный шестигранник отправляется в резерв, а диск - маркер, расположенный на ферме, передвигается по часовой стрелке на два деления.
Остальные цветные кубики откладываются в резерв игрока и могут быть потрачены для выполнения определённых действий на поле.



Из какой локации кубик забрали, то действие вы и можете выполнить. Начнём с зерна, которое необходимо в производственно-обменном цикле. Локация с повозкой позволяет получить два мешка при условии, что в вашем "Родовом гнезде" есть хотя бы один деревянный человечек.

Если у вас в запасе есть лошадь с плугом или бык с аналогичным сельскохозяйственным орудием труда - возьмите не 2, а 3 или 4 мешка. Мешки помещаются в выделенную локацию, их количество не может быть больше пяти.



Семья - дело хорошее, и очередь сочетаться браком в городе большая. Самое главное, что после бракосочетания к вам на ферму прилетает деревянный аист и приносит в клюве не менее деревянного человечка, взятого из запаса. Вот вам и дети. Из запаса необходимо брать наименьшие номера и далее по возрастающей: правнук раньше внука родиться не может.

Эта же локация позволяет вернуть на ферму одного любого мипла, путешествующего по игровому полю.



Мастерская позволяет получить навык производства определённого товара, который можно либо самому использовать, либо продать на рынке. Но всему необходимо учиться. Выставив одного человечка, вы обязаны заплатить двумя единицами времени, которые уходят на обучение вашего подопечного. Далее, можно либо обменять зерно на товар, либо потратить ещё два месяца жизни и создать товар самому. Подсказки указаны на крыше каждой из пяти построек.



Товар несите на рынок. Здесь игрок, выбравший локацию, ходит первым и меняет товар, указанный на жетоне покупателя, на победные очки. Тайл уходит в резерв игроку. Остальные оппоненты обязаны заплатить один зелёный кубик и единицу времени, и лишь потом смогут что-то продать.

Продавать можно только на лотках, перед которыми нарисованы синие квадраты. После торгов, тайлы из цепочки приходят на смену взятым, а на освободившееся клетки размещаются новые картонки.



Чем пахать землю и торговать - лучше отправиться в путешествие. Передвижение между городами стоит нескольких кубиков и повозки, пройти можно только в соседнюю локацию. Прибыв в город, игрок размещает там один свой диск и получает приз, указанный рядом с постройками. Повторно придя в то же поселение любой своей фигуркой, игрок ничего не получает.



Деревенский совет позволяет заработать некоторые бонусы. Чем выше вы поднимаетесь по ступеням власти, тем больше бонусов можете принести в свой дом (прямо, как в жизни). Есть шанс стать в следующем раунде первым игроком, получить пару кубиков, товар или купить 3 очка за монету. Продвижение по карьерной лестнице стоит либо два зелёных кубика, либо один свиток.

На поле есть также волшебный колодец, бросив в который три одинаковых кубика, можно выполнить одно действие в любой локации (даже, если в ней закончились кубики).



С одного входа в церковь миплов венчают, с другого - постригают в монахи. В качестве действия отправьте одного человечка с фермы в чёрный мешочек. Не забудьте добавить в этот же мешок четырёх монахов - пусть пока пообщаются друг с другом.

Как только во всех локациях на поле иссякнут кубики, текущий раунд завершается церковной службой (помните маленькую вспомогательную карточку - она вам сейчас понадобится).

Начиная с первого игрока и далее по часовой стрелке, можно вынуть из мешочка 4 фишки случайным образом. Вот тут-то и пригодятся наклейки - пустышки на чёрных монахах. Определить на ощупь, кто тут свой, а кто - чужой - невозможно. Игроки могут заплатить одну монету и вытащить именно своего соратника - единственный способ гарантированно извлечь то, что вам необходимо.
 


Как только на свет появятся четыре фигурки, поиск в дебрях мешка прекращается, извлечённые члены семей размещаются на крайний правый витраж, а монахи отправляются обратно в мешок. И в завершении: можно продвинуть одну свою фигурку на один витраж вперёд, заплатив зерном. В конце службы, игрок, имеющий большинство в церкви, получает 2 очка.

После этого начинается новый раунд игры.



Вдоволь попутешествовав, поработав и поторговав, деревянные человечки отправляются на покой. Помните трек фермы, по которому бежит диск? Как только диск пересечёт мост, в "мир иной" отправляется один ваш подопечный, снятый с любой локации поля (кроме мешка с монахами). Снятый член семьи занимает место в летописи и хоронится на церковном кладбище. Из определённой локации человечки попадают только в соответствующий раздел летописи, указанный цветным щитом.

Нет места? В таком случае отправляйтесь в безымянную могилу - в истории от данного мипла не останется и следа.

Как только все страницы летописи будут заняты достойными гражданами либо на безымянном кладбище не останется могил, игра заканчивается, и производится итоговый подсчёт очков. Необходимо учесть бонусы от посещённых городов, проданного товара, очки за членов совета и служителей церкви, монеты и страницы летописи. Всё подробно изложено в правилах. Игрок, набравший наибольшее количество победных очков, становится самым главным летописцем настольных посиделок.

Схоронив пяток миплов.



Пока ни в одной игре я не встречал ситуации, когда необходимо хоронить свои фишки. Причём, в буквальном смысле слова, помещая в одинокую могилку под зловещей цифрой "шесть". Разработчики проявили неординарное мышление и придумали нечто новое по духу, переделав обычные призовые области в кладбища. Вроде бы и старая идея, но как эффектно...

Компоненты локализации радуют "иноземным" качеством картона и полиграфии, деревянные фигурки, как на подбор, наклейки не отлипают. Скупую игровую слезу вызвал бесцветный мягкий органайзер из тонкого картона - цветная вставка смотрелась бы эффектнее. Например, с изображением кладбища... На самой коробке перевод местами вызывает улыбку "вольным" использованием окончаний, в правилах никаких существенных ошибок я не отыскал - всё информативно и доступно.

Сама игра средней сложности, и сложность эта заключается в том, что необходимо изучить связи между локациями и их функции. На это уйдёт первая партия… Для получения впечатлений обязательно сыграйте, минимум, дважды с одними и теми же людьми!

Миплы мрут, как древесные мухи, пополняя кладбища и принося победные очки в конце игры. Но не торопитесь никого хоронить! Перед тем, как отправите своего подопечного на кладбище, хорошенько его используйте в "этой" жизни. А потом уже и на покой, с чистой мипловой совестью и чувством выполненного долга.

Красивая и интересная игра, которая хорошо пойдёт как в семье (при некоторой начальной подготовке), так и с опытными игроками. Здесь есть над чем подумать и поломать голову. Семейство маленьких деревянных человечков ждёт своего шанса попасть в историю. От ваших действий зависит, сбудется ли их мечта…
Комментарии (18)
Отличный обзор. Звезда - молодцы. Думаю, Летопись станет 2-м их настольным хитом после Андора.
Michael   |   03.07.13
Спасибо :) Да, игра хорошая. И дело не столько в "захоронениях", сколько в планировании. Тут нет такой перегруженности, как в "De Vulgari Eloquentia", но при этом "Летопись" заставит поработать мозги с не меньшей силой. Михаил, тогда уж "третьим" 100% хитом, так как "Stone Age" - несомненный хит среди игр данного издательства. :)
Gravicapa   |   03.07.13
Про хиты Звезды...Вы еще забываете Плоский мир. =)
Mazz_O   |   04.07.13
Нет, не забываем. Он очень специфичен - половине нравится, половине - категорично "нет". Но согласен - "Плоский Мир" можно к хитам причислить :)
Gravicapa   |   04.07.13
За один ход в мастерскую, сколько можно выставить миплов, есть ограничение или нет? Заранее спасибо!
Beznal   |   25.07.13
Один кубик, одно действие, один мипл на действие. Так во всём. В мастерскую - одного за одно действие.
Gravicapa   |   25.07.13
А можно за один ход сделать несколько повозок или плугов? Или одно действие один товар? Заранее спасибо!
Beznal   |   27.07.13
Один мипл - одно действие - один товар. Во всяком случае, мы так играем. :)
Gravicapa   |   27.07.13
как для двоих?
Ренат   |   06.12.13
Мне не очень понравилось. Втроём лучше...
Gravicapa   |   06.12.13
Не подскажите игру для двоих, но не какую то абстрактную, что бы не было только для двоих. Часто играем в ТТР, Колонизаторы, Сезоны.. вот ищу еще что-то в этом плане... желательно евро=)
Ренат   |   08.12.13
Могу перечислить список, в которые мы играем (или играли) вдвоём и мне понравилось :) Посмотрите на "Финку", "Талуву", "Скайлайн 3000", "Маленький мир", "Снежные хвосты", "Темпус". В эти игры также можно играть и большим составом.
Gravicapa   |   08.12.13
Спасибо, пойду изучать:) В ММ мы так и играем вдвоем:)
Ренат   |   09.12.13
Пожалуйста, если что - спрашивайте.
Gravicapa   |   09.12.13
Правильно я понял, что человечка нельзя просто так снять кроме "Свадьбы" или как там называется место перед церковью кроме забрать зерно и рынок? Можно забирать кубики и не выполнять не каких действий? Как ходить если человек умер, а все остальные в ремеслах
Ренат   |   08.02.14
Подскажите, очень люблю играть в каменный век. Захотелось что-то новое, что выбрать Кайлюс или Летопись?
Наталья   |   07.05.14
:) Абсолютно разные игры, но попробую... Летопись будет ближе по духу к "Каменному веку". Кайлюс сложнее, Летопись более "семейный" вариант.
Gravicapa   |   07.05.14
По-моему, "Камисадо" и "Затерянные города" 1&2 тоже можно отнести к хитам Звезды :)
Александр   |   28.07.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр