Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Крафтеры. Город тридцати ремёсел

Обзор № 272 от 25.06.2012, 8663 просмотра
Крафтландией правил король, отличающийся жадностью и сумасбродным характером, и для удовлетворения его капризов на огромной равнине решено было возвести город Крафтенбург. Из дальних уголков страны потянулись к месту строительства различные ремесленники и торговцы - так начиналась летопись славного города. Сегодня на Розовом диване - золоточертёжная настольная игра Крафтеры.



Кипит работа в кузнице - король заказал несколько мечей, которые он собирается погнуть силой своей мысли. А ещё армию вооружать, да рессоры к карете изготовить надо - правитель требователен и капризен, но и платит неплохо. Придётся поработать сегодня допоздна…



Внутри коробки, размером 300х300 миллиметров, от компании "Сквирл" находятся два мешочка компонентов, колода карт, стопка квадратных тайлов, горсть круглых жетонов и фишка первого игрока. Остальное место отдано под застройку великого и могущественного города. Сверху располагается игровое поле, правила игры и рекламный буклет со списком выпускаемых компанией игр.



"И здесь стоять будет славный град Крафтенбург,
и трудиться в нём будут люди на благо Отчизны!
То есть - на моё благо".
Летопись сотворения города, том первый.

Игровое пространство поделено на локации, соединённые дорожками. Серым отмечены места возможных построек, а четыре квадрата "активны" изначально - это области добычи ресурсов. В нижней части расположен трек для карт событий, над ним - чертежи зданий. Хочу отметить отличное качество изготовления игрового поля:  полиграфия,  качество покрытия и места сгибов выполнены на самом высоком уровне.



Четыре градостроителя будут соревноваться за право встать во главе городской структуры. Каждому полагается комплект из 12 домиков и 7 работников своего цвета - всего 76 деревянных компонентов  четырёх цветов поступят в распоряжение игроков.



В городе принято расплачиваться золотом либо драгоценными камнями - здесь нет места для обыденных монет! 50 кристаллов составят общий банк Крафтенбурга, переливаясь в лучах восходящего солнца. Красный рубин равен по стоимости десяти слиткам золота, а синий сапфир - только пяти. Два кубика принесут своему хозяину в случае удачного броска необходимые ресурсы, а пластиковая подставка удержит вертикально картонный символ величия и могущества.



А вот и сам символ, в виде королевской особы, восседающей на троне. Обладатель данного жетона будет управлять событиями в городе и получит два призовых очка в конце игры. Победные очки приносят ещё и специальные жетоны, которые выдаются игрокам в случае выполнения определённых условий. Призовой фонд не так уж и велик - всего 6 кругляшков, поэтому постарайтесь заработать их быстрее соперников.

Два квадрата с кратким справочником по действиям с одной стороны, и стоимостью построек различного уровня - с другой. Жаль, что данных подсказок всего две, они пригодились бы каждому игроку.



26 карточек чертежей. Все постройки различны, и каждая нуждается в предыдущей: Каретный завод не построить без плотника и столяра, которые, в свою очередь, зависят от Лесопилки, получающей дерево с Лесоповала. Таких "цепочек" множество и все они логичны, а тайлы предельно информативны:  внизу слева указан ресурс, необходимый для строительства, по центру - сырьё, получаемое в результате возведения постройки, справа - стоимость в случае продажи данного сырья (или ресурса).



25 карт событий, влияющих на стоимость продаж товаров и вносящих в игру приоритеты по строительству и развитию той или иной отрасли. Выполнив условие с карты, вы забираете её себе, и вместе с ней получаете указанное на картинке количество победных очков.



То король требует себе экипаж, то горожанам нужны стулья для растопки каминов.  Из картинок ясно, что игрок, смастеривший три стула, получит 35 золотых, один ресурс по выбору и одно победное очко в конце игры. А вот выполнив прихоть короля,  доставив ему карету, украшенную деревянными вензелями, вы заработаете три победных очка, но не получите денег - короли, ведь, не платят…

На строительной площадке Крафтенбурга.



Каждый игрок получает 12 домиков, 3 работников и 15 золотых. Оставшиеся фигурки откладываются отдельно - их ещё предстоит купить. Кубик, жетоны победных очков, оставшиеся кристаллы и памятки разместите рядом с игровым полем. Стопка чертежей перемешивается и выкладывается на поле в отведённую область картинкой вниз.

Колода карт событий также перемешивается, размещается на поле в отведённой области, и из неё удаляется указанное в правилах количество карт. В случае, если в игре принимает участие три игрока, удаляется три события.

Символ инициативы достаётся самому жадному игроку,  он и ходит первым, затем передаёт право хода следующему игроку по часовой стрелке. Впоследствии, как только один из градостроителей зарабатывает любое количество победных очков, он немедленно забирает себе данный отличительный знак, не меняя очерёдности ходов.



Владелец символа инициативы в начале своего хода обязан снять карту событий, продвинув остальные по треку вправо. Всего на поле отведено три места под события - достигнув конца "ленты", карта либо уходит в сброс, либо достаётся одному из игроков, выполнившему условие, изложенное в тексте события. Если у  вас нет отличительного символа с королём, то пропустите этот шаг и сразу же бросайте кубик.

Выпавшее на нём число укажет локацию, в которую игрок может выставить одного своего рабочего. Это - зоны ресурсов, которых всего четыре:  если выпадает 1 или 2, то отправляйтесь в пахотные земли, 3 или 4 - на лесоповал, 5 - в шахту за углем, а 6 - получите железную руду.

Зоны ресурсов - это точки входа в город, откуда ваш работник начнёт путешествие по городским постройкам. Если идти некуда (здание не выстроено), то можете снять своего работника и получить золото, указанное справа на квадрате локации. Это относится к любой постройке на поле - снимая своего человечка, вы, тем самым, продаёте ресурс (или товар) и получаете золото.

Бросок кубика  и размещение своего работника в зоне ресурсов - обязательное действие, после которого можете выполнить ещё несколько, если у вас есть на то желание.



Приобретите за один золотой верхний тайл чертежа, либо заплатите в казну два, снимите три верхних тайла, выберете один, а остальные положите в сброс. В конце хода на руках у игрока должно быть не более двух чертежей - остальные необходимо сбросить.



Чертёж даёт право своему владельцу возвести здание, разместив тайл постройки на поле. Но не всё так просто - обратите внимание на символы внизу слева. Чтобы построить Училище, необходимо выстроить до него всю цепочку: Мельница даст муку, из которой Пекарня испечёт хлеб, который, в свою очередь, необходим для существования Училища. Поэтому в нашем примере построить Училище невозможно - тайл остаётся у владельца в руке.



Если у игрока есть чертёж Лесопилки, то он может построить здание, разместив тайл на поле и отметив его своим домиком, так как Лесоповал уже положил начало данной цепочке.  Стоить это будет от 5 до 12 золотых, в зависимости от уровня здания, указанного в левом верхнем углу. Или используйте доски, взятые из Гильдии строителей. В нашем примере возможен только первый вариант, постройка 1 уровня стоит 5 золотых, которые красный игрок платит в банк.

После этого игроки могут продолжать "цепочку" дальше, возводя Гильдию строителей и Мастерскую плотника. Для этого необходимо пройти сквозь Лесопилку, заплатив красному игроку один золотой.



Для чего нужны постройки?

Можно, находясь на тайле здания, снять своего рабочего и получить золото, указанное в правом нижнем углу квадрата. Так, Литейный цех принесёт по 9 золотых за каждую фигурку рабочего. Но золото не приносит победных очков, поэтому смотрите на карты событий - там указано, что необходимо сделать для получения премии.

В нашем случае красный игрок имеет двух работников в Литейном цехе, который вырабатывает заготовки для мечей. Карта событий предписывает сделать две таких заготовки, в обмен на них игрок получает три победных очка. Красный игрок снимает своих рабочих, тем самым производя товары, и забирает себе карту события.

Обратите внимание - Литейный цех принадлежит чёрному игроку. Поэтому красный игрок заплатил за каждого работника по одному золотому чёрному игроку, войдя на тайл постройки (здания пятого уровня обязывают заплатить их владельцам по 3 золотых вместо 1). Правила разрешают производить сколько угодно товаров в один ход, поэтому возможности, поистине, безграничны. Главное, чтобы были ресурсы и рабочие.



Как вы помните, в начале хода игрок бросает кубик и выставляет своего рабочего в зону ресурсов. Но что делать, если бросок оказался неудачным? В таком случае, один раз за ход, можно выставить свою фигурку в любую локацию ресурса, заплатив двойную цену. В нашем примере красный игрок выставил своего работника на Угольную шахту, заплатив четыре золотых.



Работников постоянно не хватает, поэтому один раз за ход можно пополнить свои ряды одной фигуркой, заплатив от четырёх до семи золотых. Первый рекрут обойдётся дешевле всего, а за последнего придётся раскошелиться по полной.




Дополнительные бонусные жетоны получит игрок, выполнивший условие, указанное на кругляшке. В нашем примере у игрока есть два варианта действий: либо снять своего работника и получить 20 золотых и два ресурса на свой выбор, либо взять вместо этого жетон, который принесёт два победных очка. Количество жетонов ограничено, поэтому торопитесь:  деньги - хорошо, а победные очки - ещё лучше.



Некоторые постройки требуют несколько товаров одновременно. Например, чтобы выпустить солдата из Казарм, необходимо задействовать меч из Кузницы и кадета из Училища. В таком случае, необходимо иметь двух работников на соответствующих зданиях, а затем…



… снять обе фигурки и выставить одну в Казармы. В нашем случае красный игрок успешно справляется с заданием, не забыв заплатить чёрному игроку один золотой.



Не забывайте о событиях - они  приносят множество очков, и лишь благодаря им вы сможете победить.

Кстати, что же делать, если ваш оппонент блокирует возведение необходимого вам строения, удерживая у себя чертёж? В таком случае необходимо назвать постройку, указать игрока, у которого, по вашему мнению, находится заветный тайл и оплатить стоимость здания золотом. Если ваши предположения верны, то оппонент обязан выложить строение на поле. Правда, это ему ничего не будет стоить, да и домик свой он выставит на постройку по общим правилам.

Если вы не угадали, то лишитесь денег - не судьба. Но можете попробовать сколько угодно раз - правила не ограничивают количество подобных сомнительных инвестиций.

Карты событий служат своеобразным таймером - как только последняя уходит в сброс, партия заканчивается, и все подсчитывают победные очки, которые дают только карты событий и круглые бонусные жетоны. Обладатель маркера инициативы получит ещё два дополнительных очка.

Победитель становится полновластным правителем Крафтенбурга, и отныне он обязан удовлетворять все прихоти своего короля. А прихотей этих немало…

Отстроив град Крафтенбургский.



Отличная семейная игра, которая подразумевает планирование и развитие небольшой экономической зоны. Авторы продумали всё:  цепочки построек логичны, и позволяют увидеть весь процесс производства "в живую", события реализованы с долей юмора, и каждый текст вызывает улыбку при прочтении. Оформление, стиль, определённая аура Крафтенбурга - всё это создаёт исключительно положительные эмоции, как во время игры, так и после.

Компоненты радуют глаз - кристаллы вместо денег, деревянные фигурки, красивое оформление, качественная полиграфия. Можем ведь, когда захотим!  И замысел игры отличный - очень хороший подарок любому поклоннику настольных игр. Даже  начинающий игрок с удовольствием примет участие в строительстве города.

Особо отмечу, что детям игра крайне рекомендована -  моя дочка внимательно изучала "цепочки", и во время второй партии уже давала советы взрослым по поводу производства необходимых товаров. Безусловно, на поле есть подсказки. Но куда интереснее самому выстраивать необходимые логические связи: собранный урожай попадёт на Ферму, так необходимый животным. А к Ферме не мешало бы и Конюшню пристроить и так далее…

В заключение хочу отметить, что, наконец-то, Российские авторы стали радовать качественными играми, выполненными на самом высоком уровне. "Крафтеры", "Знаменосец" - это только то, что я лично держал в руках. А ведь есть ещё много других, не менее достойных игр. И игры эти просто отличные! Молодцы, ребята,  если так пойдёт и дальше, то мы вылезем из той глубокой пропасти, в которой находились многие годы, и сможем достойно представлять свои разработки на мировых выставках. Во всяком случае, хочется в это верить…
Полезные ссылки
Комментарии (16)
Это локализация или отечественная разработка? По тексту так и не понял. А описание мне понравилось, люблю такие игры. Только больно все хорошо, впрочем, как и во всех ваших обзорах =)
Даниил (Настольность)   |   26.06.12
Игра российского разработчика "Сквирл". И по тексту все вроде ясно: "...и сможем достойно представлять свои разработки на мировых выставках", например :)
Саня   |   26.06.12
Автор трудяга. Столько много обзоров, все разные и легки в прочтении. Я потратил не одну тысячу рублей благодаря обзорам данного блога и не жалею. Большинство обзоров положительные, ну это потому что плохих игр не бывает, часто бывает не с кем играть)))
Beznal   |   26.06.12
Эх, жду не дождусь обзор игры Дарджиллинг. От Вашего обзора зависит, буду ее брать или нет)
Павел   |   26.06.12
To Павел: Дарджелинг будет на следующей неделе - я сейчас в отпуске и много времени провожу за городом. Поэтому в "нормальный" ритм войду только после 25-го июля. :) / To Beznal: всё верно. К этому добавлю, что тратить 4 часа своего времени на обзор не понравившейся игры несколько глупо ;) / To Даниил: игра - разработка моих земляков из Петербурга, что, лично мне, вдвойне приятно. То, что игра "Крафтеры" выглядит, как локализация, лишний раз подтверждает её высокое качество :)
Gravicapa   |   26.06.12
По обзору слоган рекламного буклета "Русские настолки европейского уровня" вполне оправдан! Приятный отзыв, касательно оформления, особенно, качество поля. Мне нравится игры компании "Сквирл" - они отличаются хорошей механикой, идеи продуманны и понятно реализованы, играть интересно, и главное, партии не похожи друг на друга. Ко всем плюсам разработок авторов теперь можно прибавить КАЧЕСТВО игры. Надеюсь, после приобретения настолки останутся такие же впечатления.
Николь   |   26.06.12
Поле, фишки, кристаллы - здорово, конечно, что качество российских игр постепенно подтягивается. Мне по фотографиям показалось, что не слишком удачный шрифт для названий, трудно читать, хотя может вживую это не так. Ещё по прочтению правила показались какими-то "не гладкими", слишком много нюансов. Кстати, не понял, для чего там кубик, не слишком ли он влият на ход игры? В общем, пока трудно что-то судить, надо ещё парочку обзоров :)
Vladimir   |   26.06.12
Кубик нужен, чтобы выставить одного рабочего бесплатно в локацию. Он создаёт элемент случайности. Нюансов не так много - после первой партии всё предельно понятно.
Gravicapa   |   26.06.12
Обзор порадовал. Посмеялись над предложением как разыгрывать фишку инициативы в начале игры. Вы во всех играх используете «жребий жадности»? =) Кстати, Gravicapa, если вы хотите попробовать хомрул с получением чертежей, то я тут подумал и хочу посоветовать, что-то типа ленты чертежей: чем дальше чертеж, тем он дороже (как в 1000000 лет до нашей эры). И под конец: Инвестиции ох как далеко не сомнительны.)) Зачастую хитрые противники обгоняют тебя в выполнении задания, и ты остаешься с грудой ненужных "табуреток"… Приходится их продавать, а заработанное золото можно потратить на инвестицию здания 5 уровня. Например, для того, чтобы тут же создать личный экипаж, тем самым получить так желанные упущенные победные очки.
Андрей   |   26.06.12
Спасибо за подсказку - попробуем и такие нововведения. По поводу "жребия" - у меня есть "самый вредный"; "гнусный"; игрок, похожий на сурикато; игрок, который сожжёт тысячную банкноту и т.д. :) Инвестиции - ну это я в переносном смысле. Все инвестиции, которые подразумевают риск - сомнительны ;) А в игре в них есть смысл - Ваш пример про табуретки верен...
Gravicapa   |   26.06.12
Попробовали вариант с дорожкой из 3 чертежей. Нам понравилось больше, чем базовые правила! Выкладывали три тайла на "ленту" + оставили без изменения базовые правила. Получилось: три чертежа за два золота и один за один с основной стопки + ближайший к стопке тайл стоил 1 золотой, дальний - три. Как только стопка чертежей иссякла - снимали всю "дорожку" и смешивали со сбросом, вновь выкладывали три новых тайла. Игра стала на "пять с плюсом". Жаль на поле нет выделенного места. Большое спасибо за подсказку по стоимости - она обостряет игру.
Gravicapa   |   28.06.12
надо будет протестировать этот вариант побольше, на днях обязательно опробуем.
Андрей   |   28.06.12
Отпишитесь по ощущениям :)
Gravicapa   |   28.06.12
Обязательно =) Если покатит можно будет вложить листок с этой модификацией в игры которые еще без термоусадки .
Андрей   |   28.06.12
Здравствуйте, эта игра помойму похоже на 100 000 лет до нашей эры!)
Роберт   |   26.07.12
Здравствуйте. Ничего общего между этими играми нет - начиная с механики и заканчивая оформлением, целями и методами их достижения.
Gravicapa   |   26.07.12
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр