Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Kalaha. Дюжина лунок и горсть камешков

Обзор № 505 от 16.07.2013, 5121 просмотр
Настольные игры существовали с незапамятных времён. Чего только не придумывали пытливые умы, чтобы сразиться в интеллектуальном бою со своим оппонентом. Вырезая из дерева или слоновой кости замысловатые фигурки, мудрейшие вели в бой свои армии по клетчатым полям. Но что было делать жителям регионов, где кроме песка, горсти мелких камешков и пары колючек ничего не было? Сегодня на Розовом диване - камнеперекладывательная настольная игра Kalaha (Калах).



Как гласит легенда, игра Калах зародилась в жаркой Африке, когда два каравана уважаемых погонщиков остановились в оазисе напоить верблюдов. Желая скоротать время, достойнейшие мужи взяли горсть зерна, сделали в песке два ряда лунок и придумали игру, в которой нет места случайности. Назвали они её Bamtumi, в честь пустыни, которую пересекали. За внешней простотой скрывалась глубокая стратегическая составляющая, равная мудрости двух почтенных погонщиков, чьи имена история не сохранила.

Зато игра дошла до наших дней под названием Калах. С помощью настольной игры от издательства Pilos-Spiele мы можем прикоснуться к истории и попробовать разгадать тайну двенадцати лунок…



Внутри небольшой коробочки находится бамбуковое игровое поле, сложенное пополам и листочек с правилами, занимающими несколько скромных абзацев текста. Примечание: в обзоре представлена компактная (дорожная) версия игры, которая отличается от обычной размерами и количеством камешков в лунках при начальной расстановке (в стандартной версии - 6, в дорожной - 4).



Если вы впервые держите в руках Калах, то настоятельно рекомендую положить сложенное поле на гладкую поверхность и лишь затем откинуть верхнюю часть бамбуковой дорожки. Внутри лежат камешки, которые при наклоне могут выпасть и потеряться.

Игровое поле служит местом хранения игровых компонентов. Для мобильности дорожка разделена на две части, которые соединены друг с другом петлёй. По краям прямоугольников встроены магниты, надежно скрепляющие половинки в сложенном состоянии.

Один камешек беру, второй примечаю...


Подготовка к игре займёт меньше минуты - разложите в каждую лунку по 4 камешка (их цвет не имеет значения). Крайние овальные углубления называются калах, их оставьте пустыми.



Игра рассчитана на двух игроков, между которыми горизонтально располагается дорожка. Шесть лунок и правый калах с одной стороны принадлежат первому игроку, противоположные углубления и второй калах - оппоненту. Цель - собрать как можно больше камешков в свой калах.



В свой ход игрок выбирает любую лунку на своей стороне, вынимает из неё все камешки, и раскладывает против часовой стрелки в каждую последующую лунку по одному (и только одному) взятому камешку.



Каждый раз, когда последний камешек будет положен в собственный калах, игрок получает дополнительный ход. Камни из калаха никогда не извлекаются и остаются в лунке до конца игры.



Постепенно в лунках накапливается различное количество камней и возникают ситуации, когда собственных лунок и калаха недостаточно, чтобы распределить взятые камни.



В таком случае, поместив камень в свой калах, игрок продолжает размещать камни в ячейки оппонента по общим правилам игры: один камешек - одна ячейка. Как видите, цвет камней не имеет значения, "ваши" камни в любой момент могут стать "чужими" и наоборот.



Теперь право хода получает оппонент, который выполняет свои действия и получает дополнительные ходы согласно вышеперечисленным правилам.

Кстати, если в одной из ваших ячеек скопилось такое количество камней, что вы достигаете калах противника, то пропустите его (не кладите туда камень) и продолжайте размешать камешки в свои ячейки. Камни в калах может положить только его хозяин.



Существует ещё один важный нюанс. В случае если последний камешек размещается в пустую лунку на своей (и только своей) стороне поля, а напротив этой лунки есть камни противника, то игрок забирает свой камешек и камни противника и помещает их в свой калах.



Срабатывает данное правило лишь в том случае, если в противоположной лунке есть камни. Если их там нет, то ничего не происходит, а ход игрока считается законченным.



Игра закачивается, как только во всех ячейках с одной стороны поля иссякнут камни. Тем не менее, оппонент имеет право переместить все оставшиеся на его стороне камни себе в калах.



Достаньте камешки и пересчитайте - обладатель наибольшего количества камней становится победителем игры и нарекается мудрейшим из мудрейших. Во всяком случае, в Африке…

Полезный совет: для упрощения подсчёта можете распределить камни в лунки со своей стороны поля (по 4 в каждое углубление). Если все ваши лунки заполнены, а в руках ещё остались камни - вы победили.

Постигнув мудрость манкалы.




Начальные условия у игроков абсолютно одинаковые. Самое интересное, что от очерёдности хода ничего не зависит. На первый взгляд кажется, что ничего сложного в игре нет - перекладывай камешки да полагайся на судьбу. Это не так. За внешней простотой скрывается интересная и глубокая тактическая игра, в которой нет места случайности, и победа целиком и полностью зависит от продуманных действий оппонентов.

Спокойный и немножко медитативный темп партий, бамбуковое поле и настоящие камни создают атмосферу умиротворённости. Перемещение камней в лунках, продумывание своего хода, простота возможных действий - всё это позволит расслабиться в конце трудового дня. Сложность партий целиком зависит от опыта - чем больше партий вы сыграете, тем продуманнее будут ваши действия, тем интереснее игровой процесс.

Мне нравятся компактные версии игр, поэтому к дорожным вариантам я отношусь несколько предвзято, завышая оценку. В данном случае нареканий к качеству изготовления у меня нет, за исключением одного момента. Магниты, скрепляющие части поля, безусловно, сильные. Но в сумке возникает вероятность того, что под воздействием внешних условий поле может раскрыться. Простейший крючок или защёлка решили бы эту проблему.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (6)
Саш, ты не обратил внимания, что продаваемый Игроведом "дорожный" вариант игры - это мутант, непонятно как получивший право на существование. Не веришь? Тогда прочитай правила. В стандарте игроки кладут по 6 камней в каждое из 6 углублений; в дорожном - по 4 камня в каждое из (внимание!) четырех углублений. В описываемом же тобой наборе лунок по 6, а камней в лунках - по 4. Именно поэтому я не купил себе дорожный калах...а стандартный пугает размерами.
Vking   |   22.07.13
В дорожный можно положить и по 6 камешков :) Ну, Игровед продаёт то, что выпустил издатель (Pilos-Spiele). Судя по всему, они откуда-то взяли, что должно быть 6 лунок и 4 камня... Вроде, как немцы - народ пунктуальный ;)
Gravicapa   |   22.07.13
В игру Калах я играю с 1967 года, только в вариант на 6 камушков(а лучше всего брать стальные шарики с подшипников диаметром 10-12 мм) В варианте на 6 камушков счет идет проще. 6 камушков и 6 лунок на одной стороне. Например, если набралось 13 камушков в своей лунке, по при раскладке последний попадает в свою пустую лунку.И легче считать куда упадет последний камушек, считая, например 13-12 -11 -10 в обратном направлении по часовой стрелке.Можно взять и стеклянные бусы, про вращении их в лунке пальцем они ложатся идеальным образом для легкого счета.В продаже я видел 4 варианта этой игры. Даже прямоугольной формы с фишками как в нарды (Армянские) но после первой игры я их сразу выбросил.
Крошка Василий   |   03.01.14
Спасибо за информацию. Надо будет с бусами попробовать - камешки иногда доставать неудобно...
Gravicapa   |   03.01.14
Калах (он же Манкала) замечательная игра, играю в неё довольно часто с 4 фишками в лунке.Чем то напоминает нарды (которые я тоже очень люблю),только здесь нет элемента случайности,всё решаете вы сами.Так что я советую его всем любителям нард, не пожалеете.)))И спасибо за хороший обзор Александр.:)
Maximum92   |   12.11.15
В блоге Скирюка есть описания калахоподобных самых настоящих сохранившихся игр. Калах - это придуманная недавно игра, она плоская по сравнению с теми, которые играют уже давно. К примеру, оваре или алемунгула.
Алексей   |   24.03.16
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр