Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Империал 2030. Финансовое господство

Обзор № 292 от 25.07.2012, 7159 просмотров
Взять под свой контроль государство достаточно просто - необходимо вначале ссудить ему денег, а затем, в самый неожиданный момент, потребовать их обратно с процентами, предъявив облигации и долговые расписки. Таким образом, можно захватить весь мир и стать единоличным правителем всех держав. Сегодня на Розовом диване - манёвроинвестиционная настольная игра Империал 2030.



Дебаты тайных правителей мира в полном разгаре. Важность объекта спора для каждого из политиков можно оценить, взглянув на эмоции: тут и вылетающая изо рта военного сигара, и "указующий перст" бизнес леди, и надменный взгляд шейха. Лишь один "вечно загорелый" мужчина справа знает что-то, о чём не догадываются все остальные, судя по всему, нефти в Зимбабве нет, но об этом не стоит пока говорить…



Коробка нестандартной прямоугольной формы от компании "Мир Хобби" лишена органайзера - мировой хаос встретит вас во всей красе, если вы не рассортируете гору жетонов по пакетикам, которые, к сожалению, в комплекте отсутствуют. Два мешочка деревянных компонентов, памятки и стопка денег дополняют картину. На дне располагается игровое поле, правила игры и буклет с примером партии в помощь начинающему правителю мира.



Правила достаточно объёмные и занимают 16 страниц текста с примерами, но, даже прочитав их, вы с трудом поймёте выигрышную стратегию. В помощь издатель приложил пример начальных ходов партии виртуальных игроков с подробным объяснением их действий - рекомендую ознакомиться с этим буклетом до начала игры.



На составном игровом поле изображена упрощённая карта мира, в нижней части которой размещены шесть флагов наций:  за право стать единоличным правителем мира  может побороться от двух до шести игроков. В левой части карты расположен круг, поделённый на сектора - он отвечает за действия, которые правители будут совершать на поле во время текущего хода. Шесть частей суши выделены цветами - это территории, изначально принадлежащие крупным державам. Коричневая территория не принадлежит никому, она нейтральная, и её можно захватывать.

К сожалению, части поля, которые соединяются друг с другом по принципу пазлов, имеют ощутимый изгиб, устранить который я так и не смог, несмотря на то, что держал листы картона под прессом в течение трёх суток, предварительно аккуратно обработав их паром. Очень жаль, учитывая, что остальные компоненты выполнены на самом высоком уровне.



Когда разговор идёт о мировом господстве, расчёт для придания дополнительной солидности процессу принято производить в миллионах. В игре используется 130 денежных банкнот четырёх номиналов - финансов хватит всем. Шесть памяток подскажут игрокам о возможных действиях, указанных в секторах круга. Очень полезный листок, который после нескольких партий полностью заменит вам правила игры.



Карта Инвестора передаётся от игрока к игроку, и позволит получить её владельцу 2 миллиона из банка "совершенно безвозмездно, то есть, даром". В случае, если на текущий момент вы ни одну из наций не возглавляете, возьмите один из четырёх маркеров Швейцарского банка, который позволит делать дополнительные инвестиции и поправить положение.



Большие картонки с изображением флага одной из шести держав отметят главу нации - на карточке указан начальный капитал и стартовый набор облигаций игрока. Каждая страна выпускает по 9 облигаций различной стоимости, покупая которые, игрок может установить контроль над данной территорией. 15 маленьких жетонов с флагами применяются для обозначения захваченных нейтральных стран.



Наборы для каждой державы абсолютно одинаковые -  один большой флаг для главы страны, 9 облигаций стоимостью от 2 до 30 миллионов и 15 флагов для обозначения принадлежности нейтральной территории одной из шести держав.
Итого в коробке вы найдёте 54 облигации, 6 карт держав и 90 флагов - всё выполнено на толстом картоне с качественной полиграфией.



Жёлтая кегля первого игрока, синие верфи, коричневые фабрики, танки и корабли цвета каждой из держав, по одной большой шестигранной фишке для круга действий цвета каждой страны и по две аналогичных маленьких фишки для треков на поле - столь богатая комплектация игры деревянными компонентами приятно удивляет.

Вступая в борьбу за мировое господство.



На круг действий поставьте по одной фишке от каждой державы:  независимо от числа игроков, в игре всегда принимают участие все 6 стран. Сформируйте стопки облигаций каждой из держав по убыванию и разместите их в выделенную область каждого из флагов внизу поля. Стопки денег расположите рядом с полем - это мировой банк. Обратите внимание: в игре есть понятие мирового банка и финансового банка державы - это абсолютно разные понятия и разные стопки денежных знаков.



Маленькие шестигранники каждой из наций располагаются в начале верхнего трека. В каждую область на карте, выделенную цветом и имеющую специальный квадратик, разместите фишку фабрики (коричневый значок) и верфи (синий значок). Обратите внимание: у каждой державы есть аналогичные по цвету и функции круглые значки,  они пригодятся нам позже и не используются при начальной расстановке.



Каждый игрок получает случайным образом карточку с флагом одного государства и указанную в правилах сумму денег. Мы рассмотрим вариант для четырёх игроков, когда каждый получает по 13 миллионов.



Деньги необходимо будет сразу вложить в указанные на карточке облигации - финансы уходят в банк державы (область на флаге страны). На карточке указана стоимость облигаций, которые необходимо приобрести - игроки купят различные ценные бумаги, но в конечном итоге у каждого останется по 2 миллиона наличных и пакет из двух облигаций.



Обратите внимание - в нашем случае два флага держав не были распределены. По общим правилам владеет картой флага державы игрок (становится главой державы), на руках у которого находится пакет облигаций данной страны самой высокой стоимости. Например: глава Евросоюза получает контроль над Индией, так как он единственный владеет облигациями данной страны. Жетон Инвестора получает игрок, сидящий слева от России либо Китая, если Россией пока никто не управляет.

Начинает игру Россия, затем право хода передаётся по кругу в очерёдности, в которой расположены флаги внизу поля, независимо от месторасположения игроков за столом. Кто владеет флагом нации, тот и будет производить действия, перемещая фишку державы по кругу. Бесплатно можно передвинуть маркер  по часовой стрелке на 1-3 сектора. За каждый последующий необходимо заплатить в мировой банк 1 миллион + фактор могущества нации (число, указанное на верхнем треке).

Рассмотрим кратко некоторые действия.



Сектор Фабрика позволяет возвести в указанной стране либо верфь, либо завод. Для этого необходимо заплатить 5 миллионов из банка державы в мировой банк. Обратите внимание: деньги задействуются не с руки игрока и не из общего банка денег, а именно из казначейства конкретной страны (область на флаге державы).



Возвести завод можно только в области с кружком соответствующего цвета и только в том случае, если территория не занята вражескими войсками. Например, потратив 5 миллионов из казначейства России, можно построить фабрику в Новосибирске.



Далее право хода переходит к Китаю, и он размещает свой маркер на Инвестициях. Это значит, что все владельцы облигаций Китая получают указанную на них сумму дохода. Далее, владелец карты Инвестор вне очереди получает 2 миллиона из мирового банка и имеет право приобрести облигации любой страны. Главное, чтобы хватило финансов. При этом тратятся деньги с руки инвестора, а сумма переходит в банк соответствующей державы. В нашем случае игрок покупает ценные бумаги Бразилии и получает господство над этой страной, так как является единоличным владельцем пакета акций державы.

После этого, карта Инвестора передаётся следующему игроку по кругу. В случае, если игроки владеют картами Швейцарского банка, они могут сделать действия, аналогичные карте Инвестор, только не получают премиальные 2 миллиона. Помните, что как только игрок завладеет максимально дорогим пакетом облигаций страны, он получает флаг державы и лишается маркера Швейцарского банка.



Каждый завод может создать одну армию совершенно бесплатно в случае, если территория не занята враждебной армией, а маркер на круге расположен в секторе Производство. Верфи производят корабли, а фабрики - танки. Армия располагается рядом с заводом; кораблям необходимо ещё выйти в море, сойдя со стапелей.



Чтобы воспользоваться армией, необходимо выбрать сектор Манёвр. Подробное описание данного действия занимает 4 страницы текста, поэтому прочтите о нём в правилах. Я лишь кратко объясню его цель - передвижение армий и захват территорий.

Вначале перемещаются корабли, потом сухопутные войска. Корабли передвигаются в смежные регионы, а сухопутные войска могут пересечь несколько, воспользовавшись либо железными дорогами, либо конвоем (флот может перевозить войска по морю). Цель данного действия:  либо заблокировать производство, оккупировав регион с фабрикой или верфью;



либо захватить нейтральную территорию, разместив на ней флаг захватчика. Отныне этот регион принадлежит соответствующей державе и будет платить налоги. Захваченные провинции можно отбить, введя туда свои войска.



Победа определяется обычным соотношением сил - равные количества фигурок снимаются, оставшиеся определяют принадлежность региона. В нашем примере Евросоюз оставит под своим контролем Северную Атлантику, отбив силы США. Входя в провинции, находящиеся под контролем других держав, вступать в бой не обязательно, но об этом необходимо объявить незамедлительно.



Ничто так не радует главу государства, как налоги - огромная гора денег, которую можно потратить на личные нужны. Простите, конечно же,  на благо налогоплательщиков. Итак, Евросоюз размещает маркер на секторе Налоги и начинает сбор податей в казну.



Каждая не заблокированная фабрика приносит 2 миллиона, один вы получите с каждой территории с вашим флагом. Эти деньги поступают из мирового банка в казначейство державы, принося доход. Но существуют ещё и расходы:  каждая фишка войск потребует жалования в размере 1 миллиона,  его необходимо заплатить из казначейства страны в мировой банк. В зависимости от количества поступлений, глава державы получает премию, указанную в центральной строке таблицы на поле…



… и передвигает маркер державы по верхнему треку на указанное в нижней строке число клеток. Например: собрали 8 миллионов налогов в казну, получите себе в руку 1 миллион и передвиньте маркер на 2 позиции по треку Могущества вправо.
Верхний трек является своего рода счётчиком, который возвестит об окончании игры.



Как только маркер одной из держав дойдёт до отметки 25, партия подойдёт к концу. Теперь самое время определить победителя, и вот тут начинается самое интересное - им становится не инвестор, владеющий флагом державы, достигнувшей конца трека, а игрок, получивший максимальную сумму дохода со всех своих облигаций!



Считается конечный капитал каждого инвестора следующим образом: доход с каждой облигации умножается на число, указанное вверху трека Могущества, на делении которого стоит маркер соответствующей страны.

Например: облигация Китая приносит доход 6 миллионов, он множится на 3 (число на треке Могущества), и игрок зачисляет себе в актив 18 победных очков. Таким же образом производится подсчёт по всем ценным бумагам, а к этой сумме прибавляется количество денег, находящееся на руках игрока - 1 миллион приносит 1 победное очко.

Итоговая сумма определит самого могущественного магната - правителя всего мира.

Взяв мир под свой контроль.



Сложная экономическая игра для опытных игроков. Партия может занять от трёх часов вашего времени и будет протекать очень напряжённо - здесь нет конкретной страны, за которую вы играете. Необходимо развивать все державы и вовремя покупать ценные бумаги. Если вы будете вкладываться только в одну страну, то ваши соперники "перекроют вам кислород", и все инвестиции пойдут прахом.

Империал - очень оригинальная игра, в которой игрок одновременно владеет всем, но при этом ему неподвластно ничего. Только что вы контролировали Бразилию и нападали на Евросоюз, а на следующий ход поднимаете экономику России,  стараясь разорить Бразилию, уже подконтрольную другому игроку. Привыкнуть к этому тяжело, поэтому первая партия протекает, в основном, хаотично, и осознание механики приходит лишь к концу игры. Зато второй раз вы уже понимаете, что необходимо сделать.

Старайтесь, чтобы за игровым столом все игроки имели одинаковый уровень подготовки, в противном случае, те, кто уже играл в Империал, будут иметь все шансы на победу, так как новички не смогут составить достойной конкуренции, не понимая основных принципов повышения своего капитала.
Интересная экономическая игра, которую вы будете доставать с полки не часто, но вспоминать о ней будете долго, желая снова сесть за стол. Для опытных игроков, готовых выделить для одной партии целый вечер.
Комментарии (9)
Хобби геймс такие .... ну зачем делать такое плохое поле? и неужели так сложно положить десяток пакетиков...
VPShadeX   |   26.07.12
VPShadeX - я только приветствую критические комментарии, но если они высказаны культурным языком. Одно слово у Вас поправил. Спасибо заранее за культуру общения.
Gravicapa   |   27.07.12
Меня тоже только раздражает привычка наших издателей делать "сборные" поля. Кингсбург, Гобба, Империал... Неудачное решение. А сама настолка выглядит сложно и интересно. Только вот в последнее время я почти перестал играть(
dar   |   31.07.12
Вынужден согласиться - "паззловое" поле также вызывает у меня чувство непонимания целесообразности данного дизайнерского решения...
Gravicapa   |   31.07.12
Причина понятная - экономия, т.к. сделать такое поле дешевле. Не знаю, правда, вышла локализация для конечных покупателей в России дешевле оригинала или нет.
smilek   |   31.07.12
В нашем варианте Империал 2030 есть пакетики. Видимо, Вам просто их забыли положить. Да и на фотке я как раз вижу пакетики точно такие же, что и в нашей версии игры. В нашей партии победил новичек без проблем. Статья не очень понравилась. Очень длинный пересказ правил и совсем мало впечатлений об игре.
Антон   |   05.08.12
У меня не только пакетиков не было - лишь одна 10millions банкнота в коробке лежала...
Sergio   |   03.09.14
Скажите, пожалуйста, смысл сектора инвестор. Зачем использовать инвестора, если также можно купить облигации при прохождении сектора и выплате 2 млн игроку. есть только одно оправдание - поддержать союзника или того игрока, который воюет против твоих врагов.. а так не знаю. даже логика подсказывает, что инвестор, если в кого-то вкинулся имеет право потребовать доход с облигаций тех стран. я с логической точки зрения смотрю. инвестор - это человек, а не держава. если я рома абрамович, мне все-равно на страну. я покупаю часть облигаций в бразилии к примеру и когда захочу, скажу ребятам платить дань, оставляя фишку на сектор инвестора. Если стану полноправным правителем, дань будет в руки идти. то есть мне кажется единсвенным верным вариантом игра
Артем   |   22.10.15
Увы, этот вопрос больше к авторам игры :) В настольных играх вообще, порой, много логических "нестыковок". Но Ваша мысль абсолютно логична ;)
Gravicapa   |   22.10.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр