Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Friday. Опасное одиночество

Обзор № 639 от 25.02.2014, 7487 просмотров
Каждый житель мегаполиса хотя бы раз в жизни мечтал оказаться на необитаемом острове, где в гордом одиночестве, под шум пальм, предаться отдыху и размышлениям. Воображение рисует остров Баунти с голубыми лагунами, высокими пальмами и золотым песком. Райская жизнь вдали от цивилизации и забот... Сегодня на Розовом диване - одинокомыслительная настольная игра Friday (Пятница).


К сожалению, это всё мечты. В реальной жизни остров Баунти - безжизненная скала, которую населяют пингвины и тюлени, температура воздуха в "райском" месте не поднимается выше 11 градусов, а признаки цивилизации полностью отсутствуют. Но даже если вас занесёт на необитаемый остров с тёплым климатом, выжить на дикой земле будет крайне затруднительно. Тем не менее, даже столь неблагоприятное стечение обстоятельств не должно влиять на хобби! Поэтому сегодня мой рассказ о соло игре для одинокого путешественника. 


В компактной коробочке, которую без труда можно взять с собой в путешествие, находятся карты, пакетик с фишками, несколько картонных полей и правила поведения на необитаемом острове. Свободного места в коробке хватит, разве что для коробка спичек...


Три картонных поля обозначают места для стопок карт и содержат подсказки по правилам. Удобные тайлы, без которых, при желании, можно вполне обойтись.


22 деревянных фишки "жизни" сформируют запас игрока и будут использоваться для покупки или сброса карт. Судя по внешнему виду - это лист какой-то "дурман - травы"...


Очутившись на острове, Робинзон (подходящее имя для бедолаги) практически ничего не умеет,  его навыки противостояния неприятностям невелики  и указаны в левом верхнем углу (18 карт). Ко всему прочему, островитянин стареет, о чём свидетельствует специальный значок на заборе (11 карт). Ценность карты в фишках жизни указана в правом верхнем углу - важный показатель, к которому мы ещё вернёмся. 


Преодолевая трудности (нижняя часть карты), наш подопечный совершенствуется и набирается сил. Помимо базовых показателей, некоторые карты позволяют выполнять полезные действия: получать жизнь, увеличивать показатели атаки, и так далее. Всего в колоде 30 карт, разделённых надвое.


Игроку предстоит продержаться на острове три сезона, по окончании которых к берегу причалят пираты и постараются пленить Робинзона. Своеобразный "светофор" из трёх карт послужит счётчиков раундов в игре.


Пираты, по непонятным причинам жаждущие уничтожить Робинзона, передвигаются по морю на 10 кораблях с различным вооружением (указано справа). Некоторые разбойники обладают особыми свойствами (указано внизу) и позволяют безнаказанно атаковать себя определённым количеством карт (указано слева).

На острове, на острове...


Начнём подготовку к высадке на негостеприимный берег. Карты раундов располагаются стопкой: снизу - красная, затем - жёлтая и сверху - зелёная. Карточка старения с показателем "-3" временно убирается в коробку. Остальные карты расположите рубашкой вверх следующим образом:


Карточки старения перемешиваются двумя стопками (ориентируйтесь по значкам на заборе) и выкладываются на индивидуальное поле (вначале карты с белыми значками, сверху - с чёрными). 18 стартовых и 30 карт опасностей перемешиваются раздельными стопками и располагаются в своих локациях. 

Карты пиратов также перемешиваются, две случайных карточки располагаются картинкой вверх, остальные уходят в коробку. Запас игрока составляют 20 фишек жизни; оставшиеся две отложите в сторону - это резерв.

Всё готово, добро пожаловать на остров!


Действия игрока легко запомнить (остров невелик и вариантов немного). В начале хода снимаем две карты опасностей, выбираем одну и располагаем её стороной с неприятностями вверх (вторая карта уходит в сброс игры). Чтобы победить проблему, необходимо набрать столько очков, сколько указано в цветном кружке (либо больше). Обратите внимание - цвет круга совпадает с цветом карты раунда (первый раунд - зелёный).

Слева обозначено число карт, которое можно снять с колоды атаки совершенно бесплатно (пока в ней находятся только стартовые карты). Снимаем, выкладываем вряд, подсчитываем количество очков в левом верхнем углу и сравниваем с числом в кружке на карте опасности.


Кстати, некоторые снятые карты атаки позволяют получать бонусы - не забывайте об этой возможности! Например: возьмите из резерва две фишки жизни.


Что же делать, если Робинзон терпит поражение (число на карте больше суммы снятых бесплатно карт)?  Существует два варианта развития событий. 

Можно заплатить одну жизнь и снять карту атаки с колоды. Это можно проделать несколько раз, пока в запасе есть фишки. В случае победы карта опасности достаётся игроку и уходит в сброс вместе с картами атаки.


Либо смириться с судьбой и проиграть, но в поражении также есть плюсы! Во-первых, отложите из запаса столько фишек жизни, сколько очков вам не хватает для победы. В нашем примере не хватает двух очков - откладываем в сторону две фишки из запаса. 

Во-вторых, отложенные фишки можно потратить на сброс в коробку ненужных карт, участвующих в текущем поединке. Обычная карта стоит одну фишку, карта старения - две (цена указана справа на карте). Карта опасности уходит в сброс "игры", карты атаки - в сброс игрока.

Например: проигрываем бой и сбрасываем ненужную карточку "-1", заплатив одну фишку. Независимо от того, потрачены отложенные фишки или нет, все они уходят в сброс после распределения карт.

Вот, собственно, и все действия, которые должен выполнить игрок. После этого вновь снимаем карту опасностей, затем карты атаки, сражаемся, и так далее.


Как только все карты опасностей будут взяты из локации, верхняя карта "светофора" отправляется в коробку, карты опасностей из сброса "игры" перемешиваются и вновь располагаются на картонке. Начинается новый раунд, в котором бороться с напастью необходимо в соответствии с новым цветом.

 
Когда закончится колода атаки, игрок перемешивает колоду сброса, в которую уже входят побеждённые карты опасности, добавляет к стопке карту старения, взятую с колоды, и вновь бросается в бой...


Хочу отметить, что карты опасностей, находящиеся в колоде игрока, отныне используются как карты атаки для победы над напастями. Среди вновь полученных карт попадаются очень полезные. Например: обнулить одну карту из выложенного ряда, что позволяет увеличить суммарную силу атаки.


Во время сражений игроку имеет смысл пополнять колоду новыми картами, так как, чем выше уровень сложности, тем больше очков необходимо набрать. А на базовом комплекте далеко "не уплывёшь"....


В отличие от положительных свойств карт опасностей, карты старения существенно затрудняют существование Робинзона. Игрок теряет фишки жизни или того хуже - обнуляется самая сильная карта в ряду. Хорошо, что от этих катаклизмов можно избавиться...


Как только сыграны три раунда, и все карты "светофора" отправятся в коробку, вслед за ними отправляется "игровой" сброс карт опасностей. Задача игрока: при помощи собранной колоды победить оба корабля согласно правилам игры. 


Разгромить необходимо оба корабля - сдаваться запрещено. В случае победы пираты в страхе бегут с острова, а Робинзон танцует на берегу вокруг бочек с ромом.

Игрок проигрывает, если у него в запасе нет фишек жизни, а ему необходимо их потратить, либо одному из пиратских кораблей удаётся устоять против гнева бородатого обитателя острова.

Построив дом на острове.


Оригинальная игра, сильно напоминающая по духу колодостроительные игры типа "Громового камня". Вначале игрок пополняет колоду картами, затем старается избавиться от ненужного балласта и готовится к решающему бою, а затем... пожинает плоды своих трудов. Честно говоря, "пожинать" мне пока нечего - пираты постоянно громят Робинзона на второй карте. Прямо мистика какая-то...

Каждый ход игрок должен принять решение: либо проиграть раунд, отказаться от карты и "почистить" руку, либо победить и пополнить личную колоду. Сложный выбор, особенно в середине партии, когда необходимо думать о предстоящей битве. Пусть вас не пугают надписи на "иноземном" языке. Даже если вы не знаете английского, можно распечатать памятку из правил и сверяться с ней в случае необходимости - благо прятать карты не от кого. 

Соло игры, а, как вы помните, существует ещё "сонный Онирим" - это своеобразные современные пасьянсы, которые лучше всего собирать либо в дороге, либо дома, вечером, при свете энергосберегающей лампы. Вот где полностью раскрывается шарм одиночной игры - неспешные обдуманные действия, размеренное течение времени, хитроумные комбинации... Одним словом - головоломка для одного. А головоломки я люблю, поэтому "Пятница" занимает место в моей коллекции с пометкой "для приятного и вдумчивого вечера за чашечкой чая".

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Перевод от магазина Игровед
Скачать rules_friday.pdf
Комментарии (7)
Саш, может быть, ты никак не можешь выиграть, потому что играешь по неправильным правилам? :) обрати внимание: в начале хода открываются ДВЕ карты опасностей, из которых игрок выбирает одну, которую и пытается преодолеть, а вторую оставляет "на потом"... Это многое меняет... PS На первом уровне сложности я проигрываю не чаще одного раза из пяти. Может, и реже
Vking   |   27.02.14
Снимаю две (кстати, в обзоре забыл это указать, поправил, спасибо). Видно рассеянно играю :)
Gravicapa   |   27.02.14
Тогда еще уточнение: вторая карта уходит в сброс колоды неприятностей. В сброс игры (откуда не возвращаются) уходят только карты Робинзона , за которые он заплатил своими фишками жизни.
Vking   |   27.02.14
Это терминология... "Сброс игры" в обзоре - это сброс, из которого возвращаются :) Карты, которые игрок удаляет из руки уходят в "коробку".
Gravicapa   |   27.02.14
Замечательная игра для приятного времяпрепровождения! Игра "Freitag" была включена в список рекомендованных при выборе лучшей игры года для знатоков 2012 года / Kennerspiel des Jahres 2012
Julia   |   28.10.14
Не могли бы вы поделиться переводом карт, если у вас есть. А то у меня немецкая версия, и непонято что написано вверху карт
Анна   |   09.12.14
Перевода, к сожалению, не встречал. Там ничего "такого" не написано - слова исключительно для придания атмосферы, никак на игровой процесс не влияют.
Gravicapa   |   09.12.14
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр