Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Farmerama. Водное колесо

Обзор № 569 от 08.11.2013, 4473 просмотра
Вести фермерское хозяйство не так сложно, как кажется на первый взгляд. Самое главное - покормить живность, засеять поля, собрать урожай тыквенно-брюквенных всходов и полить капустные грядки водой из ближайшего ручья. Всё это на свежем воздухе, под звон комаров и стрекотание кузнечиков. Вы сами можете убедиться в этом, взяв под управление небольшую ферму. Сегодня на Розовом диване - колесокрутительная настольная игра Farmerama (Фармерама).



Если вы до сих пор не владеете земельным наделом в государстве Ravensburger, то обратите внимание на картинку - столь очаровательного места не сыскать ни в одной другой стране, включая знаменитую Агриколию.

Милый домик облюбовали аисты, местную птицу буквально распирает от неимоверного счастья перед встречей с новым владельцем фермы. Яркие цвета, забавные персонажи, немножко юмора - не знаю, как вы, но лично я убываю на свои «шесть равенсбургерских соток» и намереваюсь выполнить пятилетний план Агропрома... минут за сорок.



Вид на Равенсбургию: земельные наделы для четырёх игроков, сады, множество жетонов, карты, загадочные диски, деревянные компоненты и справочное пособие начинающему фермеру. Внутреннее оформление не уступает внешнему – красота, да и только...



В коробке я отыскал код, позволяющий получить электронные монеты для цифровой версии настольной игры с одноимённым названием. Честно говоря, настольный вариант мне понравился больше...

Справочные карты на равенсбургском языке помогут иноземцам во время игрового процесса, отечественным агрономам придётся полагаться на собственную память и перевод правил. Отмечу, что игра абсолютно не зависит от языка, и, кроме памяток, текстовые вставки нигде не встречаются.



Каждый владелец фермы получит комплект из пяти карт. Все наборы одинаковые и отличаются только рубашкой.  На картинках указаны действия, которые оппоненты могут выполнить во время игры: собрать урожай, засеять поля, покормить животных, получить бонус, набрать воды. Всё наглядно и в памятках не нуждается.



Рядом с каждой фермой разбит сад, состоящий из шести ромбовидных участков. Единственный дополнительный земельный надел с тремя участками получит самый преуспевающий фермер в качестве поощрения. Учёт победных очков ведётся индивидуально на квадратной картонке.



Планшет игрока с фермерским хозяйством. Перед первым использованием необходимо выполнить определённые действия: прикрепить картонный круг к основанию при помощи пластиковой шпильки. Земельные наделы одинаковые и односторонние, смело берите любой квадрат и совмещайте с колесом картинкой вверх.



Существует одна тонкость, на которую хочу обратить особое внимание: отделив компоненты от основания, выдавите также белые круги с пояснениями. На первый взгляд кажется, что это бесполезные кусочки картона. Но это не так - кругляшок служит «прокладкой» между колесом и планшетом, предотвращая вытирание поверхности. Высота шпильки как раз подогнана под получившуюся толщину.



Аналогичным образом собирается колесо действий, являющееся общим для всех фермеров. При помощи данного механизма оппоненты получают воду, засевают поля и собирают урожай.



С полей можно собрать четыре вида ресурсов: морковку, сено, овёс и кукурузу. Также неподалёку бьёт ключ с чистейшей водой. Всего 160 тайлов пяти видов, по 32 картонки каждого типа. 25 бонусных тайлов помогут фермерам в ведении хозяйства и принесут победные очки. С одной стороны ромба нарисована картинка (примечательно, что картинки не повторяются), с противоположной - бонус.

Картонки с коричневой полосой используются только в продвинутом варианте игры. Кстати, бонусные тайлы размещаются исключительно в саду (форма и размер совпадают).

Три специальных кругляшка с грузовиками необходимы для одиночной игры, застенчивая овечка пригодится при игре втроём.



Помимо ресурсов, получаемых с полей, оппоненты будут выращивать четыре типа животных: коров, лошадей, свиней и овец (16 фигурок, по 4 каждого типа). Каждому животному соответствует аналогичный по цвету кубик для трека очков (16 кубиков, по 4 каждого цвета).

Под скрип колеса.



Вначале подготавливаются общие ресурсы.

Все жетоны рассортируйте по типу, призовые тайлы перемешайте и расположите рубашкой вверх. Во время первой игры отделите 5 жетонов с коричневой полоской и уберите их в коробку, вслед за ними отправьте указанное в правилах количество призовых тайлов, взятых случайным образом. Два бонусных жетона расположите картинкой вверх, диск действий поверните таким образом, чтобы значки уборки и посева находились напротив отметок 3/2.
 
Несколько слов о колесе действий.



Верхняя его часть поворачивается в конце каждого раунда против часовой стрелки на одно деление, открывая новый сектор. В секторах указаны три показателя: вода, посев и уборка урожая. Две цифры - это количество действий, доступных игрокам в текущем раунде. Если данное действие выбрал только один игрок, то он использует первую (большую) цифру; если несколько, то все фермеры учитывают только второй показатель.

Обратите внимание на две маленькие квадратные прорези по краям круга - в отверстиях видно, какие показатели будут активированы в следующем раунде. Это важно учитывать при выборе действий.



Каждый игрок берёт под управление ферму, которую заселяет животными, по одной особи каждого вида (правый верхний угол). Колесо выставьте в начальную позицию в соответствии с правилами. На поля без пугал засейте по два жетона каждого из четырёх ресурсов, взятых из резерва (исключение - овёс). Тип ресурса для посева указан на поворотном круге.

Примечание: в одну ячейку посевного поля всегда располагается по два одинаковых жетона ресурса, использовать можно только свободную ячейку (с пугалом или без).

Дополнительно возьмите по два жетона моркови, пшена и сена, одну кукурузу и три воды. Всё это богатство положите рядом со своим планшетом в «амбар». Игроки выбирают цвет и берут по пять карт действий. Рядом с планшетом разбейте сад и расположите трек победных очков. На начальную позицию трека выставьте по одному кубику животных в соответствии с их цветом.

Примечание: при игре втроём первый игрок получает жетон овцы. В свой ход он может выполнить два действия, затем, по завершении раунда, такое право передаётся следующему игроку по кругу, и так далее.



В свой ход каждый фермер выбирает одну карту действия и располагает её картинкой вниз перед собой. Затем все одновременно вскрываются и выполняют предписания карт. Количество выбранных действий, которое может выполнить игрок, зависит от показаний колеса действий.

Например: несколько игроков выбрали «посев», они могут совершить данное действие два раза (засеять две свободных ячейки). Если бы посев выбрал только один игрок, то он мог выполнить это действие трижды.



Но это ещё не всё. Когда несколько фермеров выбирают одинаковые действия, разыгрывается один бонусный тайл. Его получает игрок, заработавший меньше всех тайлов, либо фермер, на поле которого больше всего видимых пугал. Выбрать можно один из двух ромбов, единоразово получив указанные на картинке ресурсы. После этого тайл переворачивается и размещается в саду.

Некоторые жетоны не приносят ресурсов, зато дают три победных очка в конце партии. На освободившееся место немедленно размещается новый бонусный тайл из резерва.

В случае, если все игроки выбрали разные действия либо имеют равное количество тайлов и пугал, призовой жетон никто не получает.
Рассмотрим подробнее основные действия.



Начнём с посева. Возьмите один тайл из общего резерва и один - из своего амбара. Обе картонки разместите в ячейке индивидуального поля напротив соответствующего типа ресурса, указанного на колесе. Так как колесо крутится, то в одном секторе могут находиться ресурсы различного типа (сектора разделяют ручейки).

Размещение двух жетонов в одной свободной ячейке - одно действие. Как вы помните, в свой ход игроки могут выполнить несколько действий. В случае, если семян в амбаре нет, посев невозможен...



Воду, по капле, можно налить в бочку. Количество капель указано в секторе колеса действий. Вода  - важнейший ресурс, без которого невозможно вести хозяйство.



За одну каплю воды игрок может повернуть колесо индивидуального планшета на один сектор против часовой стрелки, что позволяет выполнять действия: сеять и собирать ресурсы, выращивать животных. Важное условие при повороте - «ручка» колеса не может пройти сквозь занятый сектор (посеянные поля или животные в загонах).

А теперь самое главное: повернуть колесо можно на любое количество секторов (всё зависит от запасов воды) и в любой момент своего хода, даже между выполняемыми действиями! Это даёт огромный простор для планирования.



Уборка урожая позволяет взять из одной ячейки поля два жетона и положить их в свой амбар. На внутреннем колесе три сектора соответствуют данному действию. Собирая урожай, можно освобождать место для «ручки» колеса и пополнять хранилище семян. Не имея хотя бы одного жетона ресурса в запасе, второго не получить и поле не засеять...



Пополнить амбар можно специальным действием, позволяющим получить по одному жетону каждого ресурса, а затем совершить один посев.



Прокорм животных - одно из важнейших действий в игре. Каждый представитель животного мира съедает указанное на планшете количество ресурсов. Жетоны берутся только из личного амбара.

Например: овечка съедает два овса и два сена. За один ход можно покормить только одно доступное животное, чья фигурка расположена в правом верхнем углу поля. Если живность резвится на поле - выберите другого питомца.



После кормёжки фигурка автоматически отправляется на поле в свободный загон напротив соответствующей метки колеса. Как только сектор колеса с соской (единственный значок) в результате поворота оказывается напротив фигурки животного, игрок немедленно возвращает питомца в правую часть поля и сдвигает кубик по треку победных очков на одну позицию.



Как вы помните, цвет кубика совпадает с цветом животного. Лошадь приносит больше всех очков, но её труднее прокормить, овечка много очков не принесёт,  зато не столь прожорлива. Чем больше питомцев одного типа вы прокормили, тем больше очков получите при итоговом подсчёте.

Выполнив все действия, игроки забирают обратно использованные карты, колесо действий поворачивается на один сектор против часовой стрелки, и начинается новый раунд развития фермерского хозяйства.



Как только пополнить бонусные тайлы будет нечем, игра заканчивается, и соперники подводят итоги своей фермерской деятельности. Вначале суммируются показатели на треке очков животных. Затем снимаем с поля все жетоны ресурсов и суммируем их вместе с семенами в амбаре: один жетон - одно очко.

Далее смотрим животных - все пустые места в правом верхнем углу приносят количество очков, указанное внутри контура питомца.  К полученному результату прибавляем бонусные тайлы из сада. Итоговый результат определяет победителя - преуспевающего равенсбургеровского фермера.

Собрав урожай.



Перед нами несложная и хорошо продуманная реализация фермерского хозяйства для игроков, которым «Агрикола» кажется слишком сложной. В «Farmerama» у оппонентов не так много вариантов развития, но, тем не менее, планировать и развивать своё хозяйство будет не так просто.

Начну с продуманного и качественного оформления, которое вызывает улыбку. Забавные овечки бегают по лугу, катая друг друга на тачках, поросята отдыхают в бассейнах, курицы играют в футбол... Моя дочка минут двадцать перед игрой изучала картинки и комментировала действия обитателей фермы. Для привлечения ребёнка к игре подобные нюансы имеют большое значение.

Игрокам необходимо контролировать два источника победных очков: урожай и прокорм животных. «Потратить семена на посев или скормить их своему питомцу?» - вот основной вопрос, который задают себе фермеры. Животные приносят самое большое количество очков, но съедают весь запас, предназначенный для посева. Сами по себе семена много прибыли не принесут, зато позволят выгодно «вложить» картонки в выращивание животных. Главное, чтобы времени на реализацию планов хватило...

«Без воды - никуда». Вода очков не приносит, но без поворота колеса на поле ничего не сделать. Снять урожай с засеянного сектора можно только в том случае, если соответствующий значок колеса находится напротив данного поля. Для этого необходимо потратить ведро воды и снять жетоны со всех предшествующих секторов. Одним словом - планирование, планирование и ещё раз планирование.

Приятным дополнением является режим одиночной игры.

«Farmerama» - отличный проводник в мир «Агриколы» для начинающих игроков. В мире «пучеглазых животных» всё сбалансировано и логично, не перегружено излишними цепочками развития, а правила легко объясняются. Научившись выращивать животных и поняв принципы ведения фермерского хозяйства, вы без труда освоитесь в более сложном мире «Агриколы». Кстати, автор у игр один и тот же...

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (6)
Александр, с удовольствием читаю ваши обзоры, а сын с восторгом смотрит видео-обзоры, благодаря им купили уже несколько игр. По сути вы являетесь проводником нашей семьи в мир настольных игр. Большое спасибо!:) Нужен ваш совет. Сыну 6 лет, любит смотреть, как мы с мужем играем в Агриколу, выучил уже все правила, даже часть рассказывал нашим друзьям. Но поиграть у него не получается, пока не умеет планировать свои ходы, ему нужен результат здесь и сейчас, ну хотя бы через два хода:) Хочется подарить ему игру похожую на Агриколу, но проще. Не могу выбрать из двух игр Farmerama и Счастливая ферма. Farmerama сложная для 6-го ребенка?
Анна   |   05.12.13
Спасибо за отзыв, очень приятно :) Игра Farmerama, по сути, упрощённая Агрикола, в которой игрокам необходимо планировать буквально несколько действий. И автор один и тот же. Результат в Фармераме игрок получает уже через 2 хода. Счастливая ферма, скорее, игра НЕ похожая на Агриколу. Там другая механика и она полегче Фармерамы. Если Вы хотите игру, похожую именно на Агриколу, то только Фермерама. Безусловно, советовать тяжело, но лично я бы выбрал из двух игр Фармераму. Игр похожих по механике на Агриколу, но проще Фармерамы я пока не встречал (предвосхищая вопрос). :)
Gravicapa   |   05.12.13
Здравствуйте, Александр. Скажите, пожалуйста, как часто появляется Фармерама на Вашем игровом столе, есть ли желание возвращаться к ней? На Тесере эта игра почему-то не удостоилась внимания (все поклонники Агриколы?). Каково качество картона? Мне эта игра очень симпатична. Но в Игроведе она больше не появится, да и вообще нигде ее нет, кроме Питера.
Вера   |   11.12.14
Добрый вечер. Данной игры в нашей коллекции нет. Причины: мы уже выросли и играем в более сложные игры. При этом Фармерама - одна из лучших "Агрикол для детей" с ронделем. А то, что её не оценили - так и "Африкану" не оценили, а она вполне может посоревноваться за право лучшей семейной игры с Билетом на поезд в нашей семье... Я рекомендую не обращать внимание на рейтинги (особенно семейных игр) - не всегда, те, кто играл в игру голосуют за неё, зато многие, только прочитав правила, заочно ставят "1". ;) Делайте поправку на то, что большинство людей, критикующих семейные игры, своих детей не имеют. Зато потом, когда в семье появляется ребёнок, мировоззрение тоже меняется, но с "1" на более высокую оценку никто никогда не меняет...
Gravicapa   |   11.12.14
Разобрались с правилами, сыграв несколько раз и уяснив, какие действия и когда можно совершать. Игра очень понравилась и мне , и детям. Спасибо, Александр, за Ваши обзоры и советы. Очень довольна этой покупкой (тем более, что вовремя; Ухватили в Питере один из последних экземпляров). Игра захватывает, только начинаешь раскручиваться, а тут раз - и бонусные тайлы заканчиваются. Играем до последнего тайла.
Вера   |   25.02.16
Спасибо Вам за отзыв. Рад, что игра понравилась, заходите ещё!
Gravicapa   |   25.02.16
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр