Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Cluedo. Шестеро подозреваемых

Обзор № 438 от 20.03.2013, 44524 просмотра
В загородной резиденции эксцентричного миллионера убит владелец особняка. Под подозрение попали шестеро молодых людей, находившиеся в доме на момент совершения преступления. Кто из них совершил это злодеяние и предстоит выяснить следствию. Сегодня на Розовом диване - уликоискательная настольная игра Cluedo (Клюедо).



Собрав улики и изучив план здания, инспектор полиции рассадил подозреваемых у камина в центральном зале и приступил к допросу. Постепенно события дня стали проясняться, и ничто уже не могло спасти преступника от неминуемого возмездия. Сделав несколько записей в блокнот, сыщик закурил трубку и улыбнулся - дело оказалось не столь сложным, как казалось на первый взгляд.  



Нестандартная коробка до отказа наполнена атмосферой тайны, спрятанной под оригинальным органайзером. Оставшееся скромное место занимают пластиковые и металлические компоненты игры, колода карт, блокнот для записей, игровое поле и буклет правил.



Личные дела подозреваемых. Оказывается, все они члены тайного общества и влиятельные люди, в чём можно убедиться, прочитав текст на картонной вставке. Здесь же изложена завязка сюжета. Впервые вижу столь оригинальное использование органайзера в информативных целях.



Шесть разноцветных пластиковых фигурок персонажей - кто из них преступник нам и предстоит выяснить во время игры. Два шестигранника укажут количество клеток, на которое передвинется фишка по игровому полю. В распоряжении следователя находится шесть улик. Пять из них выполнены из металла: пистолет, кинжал, обрезок трубы и ключ. Одна улика пластиковая - моток верёвки.



Карточки персонажей, цвет одежды которых соответствует цвету фишки. Краткое досье на каждого подозреваемого вы можете прочесть на органайзере.



6 карт с изображением улик и 9 карт предполагаемых мест преступления. Каждая локация, указанная на картинке, совпадает с локацией игрового поля.



Карты специальных действий позволяют игрокам изменять базовые правила игры и выполнять дополнительные действия. Их можно использовать по желанию - это нововведение, которого в базовой игре не было.



Игровое поле с планом загородного дома миллионера. Где-то здесь, неизвестно кто, непонятно чем лишил жизни состоятельного джентльмена. Давайте выясним, кто же это сделал.

Поиск преступника.

Разделите карты персонажей, улик и мест преступления, отдельно перемешайте, возьмите по одной карте из каждой стопки и положите в конверт. Именно эти три карты обличают преступника, определяют орудие и место преступления.



Примечание: жёлтый конверт был спрятан под органайзером и был найден совершенно случайно. Каким образом он там очутился, остаётся загадкой...



Оставшиеся карты с чёрной рубашкой перемешиваются вместе и раздаются игрокам в равном количестве. Карты необходимо держать втайне от оппонентов. Если разделить поровну не получается, то излишки выкладываются рядом с полем открыто.

В центре игрового поля расположите фигурки персонажей и улики, каждый игрок выбирает себе человечка приглянувшегося цвета. Перемешайте специальные карты и расположите их рядом с полем картинкой вниз.



Оппоненты получают комплекты карт улик и листы блокнота для записей, где они делают пометки. Держите свои записи втайне от оппонентов! В начале игры необходимо отметить выданные вам карты и, если необходимо, карты, лежащие открыто рядом с полем.



Например: игрок получил четыре карты и делает пометки в листке. Также рядом с полем лежат ещё две карты - их тоже отмечаем.

Оппоненты ходят по очереди. Их задача - методом исключения вычислить карты, размещённые в жёлтом конверте.



В свой ход игрок бросает два кубика и перемещает свою фишку на количество клеток, равное сумме двух выпавших чисел. Передвигаться можно на меньшее количество клеток, в комнаты можно заходить только через двери, перемещаться по диагонали запрещено.



Войдя в комнату, игрок останавливается и может один раз сделать предположение вида: некто в месте моей остановки совершил убийство при помощи определённого предмета. Например, жёлтый игрок входит в гостиную и делает предположение: "В гостиной синий игрок кинжалом убил миллионера". Для наглядности необходимо переместить в комнату предполагаемого убийцу и орудие преступления.



После этого оппонент, сидящий слева, имеющий на руках улики, совпадающие с высказанными предположениями, показывает одну (и только одну) карту активному игроку (только ему), тем самым опровергая обвинение. Например: жёлтому игроку показывают кинжал. Можно поставить крестик себе в листок.

В случае, если у сидящего слева оппонента нет карт, то предположение опровергает следующий игрок, и так далее до тех пор, пока либо не будет опровергнуто одно из утверждений (показана одна карта), либо круг замкнётся на активном игроке. На этом ход заканчивается.

После определения улик орудие преступления возвращается в центр комнаты, а персонажи остаются на месте. Право хода передаётся следующему игроку.



Игрок может закончить движение на специальном символе. В таком случае он снимает верхнюю карту и следует указаниям, изложенным на ней. Некоторые карты можно использовать в последующие ходы, а некоторые срабатывают немедленно.



Как только игрок готов озвучить карты, спрятанные в конверте (раскрыть преступление), он перечисляет три карты и единолично просматривает содержимое конверта. В случае успеха карты предъявляются оппонентам, и преступление считается раскрытым.

В случае провала карты помещаются обратно в конверт, горе-сыщик более не принимает участие в игре, но обязан показывать свои карты улик в случае необходимости.

Где дворецкий?



Логическая игра - головоломка на поиск трёх значений среди двадцати одной переменной. Оригинальность игры заключается в том, что вы, сами того не подозревая, можете управлять преступником и узнаете об этом только в конце игры.

Игре около 60 лет и за время своего существования она много раз меняла дизайн. Несложные правила и детективный сюжет позволят раскрыть преступление с сыщиками любого уровня подготовки. В "Клюедо" хорошо передан дух следствия - игроки оперируют уликами, высказывают предположения и делают записи, пытаясь вычислить убийцу. И это захватывает...

"Где дворецкий!?" - эта мысль не покидала меня всю игру. Убийство в особняке под покровом ночи по определению - дело рук этого господина. К моему сожалению, дизайн игры сделан в "молодёжном стиле", и преступником может стать лишь представитель высшего общества. А так приятно было бы сказать в конце игры: "Я обвиняю дворецкого, который в столовой безжалостно пронзил кинжалом сердце своего хозяина за то, что тот так и не научился отличать вилку для рыбы от вилки для мяса".

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Комментарии (24)
У меня немного другой вариант, тоже русифицированный. Только там в правилах, вроде, показать улику обязан тот кто сидит, кажется слева. И только если у него нет - следующий по кругу. Т.е. за одно предположение ставится только один крестик, а не от каждого игрока
nastolkus   |   20.03.13
Да, верно. У меня поправка была, что можно для ускорения процесса не одному, а всем показывать (как альтернатива). Мы так и играли. Но ты прав - в обзоре лучше написать про основной вариант. Сейчас поправлю. Спасибо.
Gravicapa   |   21.03.13
Здравствуйте, подскажите, а игрок ходит из комнаты в комнату только фишкой одного цвета, или фишкой того цвета, которого подозревает?
Денис   |   27.04.13
Игрок в начале партии выбирает любую фишку и до конца партии управляет только ей (он может оказаться преступником). НО когда подозревает, то может перенести в комнату фишку любого оппонента.
Gravicapa   |   27.04.13
А оппонент откуда продолжает свой ход, из комнаты, куда перенесли его фигурку, или это только для наглядности?
Денис   |   27.04.13
Куда перенесли фигурку, в обзоре этот момент есть :)
Gravicapa   |   27.04.13
Спасибо, видно не внимательно прочел ))
Денис   |   27.04.13
Моя дочь-студентка часто играет в эту игру в компании 4-6 человек, им очень нравится, играют почти год. Хочется отметить, что выиграть в этой игре можно за небольшое количество ходов, если запоминать ответы других игроков, их анализировать, проводить логические рассуждения. Играют они без подсказок (то есть без карточек, которые следует открывать, если встал на игровом поле на вопросительный знак). Лично мне игра кажется сложной. Сначала было немецкое издание игры, а недавно купили русское, такое же как в этом обзоре. Игра отличается великолепным дизайном, яркие, насыщенные цвета игрового поля,отличная прорисовка деталей интерьера особняка и предметов обстановки, очень плотный картон, красивые фишки, кубики и есть миниатюрные орудия преступления- это подарочное издание для небольшой дружной компании.
Ирина   |   10.07.13
Спасибо за отзыв. да, игра очень хорошо идёт в студенческом коллективе. Проверено на старшей дочери :)
Gravicapa   |   11.07.13
Купил клюдо на днях и встал такой вопрос, ведь когда делается предположение, человек, имеющий карту, должен ее показать. Хотя он делает это в тайне для всех остальных, ход после этого заканчивается и логично, понятно, что карта есть у этого человека. Непонятно, зачем тогда это делается в тайне? Можно ли как то делать так, чтобы игроки на самом деле не понимали - есть или нету карты О.о?
Бемби   |   18.07.13
В один ход делается несколько предположений. Карту необходимо показать только одну (даже если их несколько удовлетворяет условиям). Остальные игроки не могут точно определить, какое из предположений было показано ведущему. Всё логично ;)
Gravicapa   |   18.07.13
Расскажите как играть, если участников меньше, чем 6 игроков? Как раздавать карты в таком случае?
Олег   |   16.10.14
В правилах есть ответ: "Раздайте карты слухов поровну, оставшиеся положите в бассейн картинкой вниз". Меньше игроков - больше карт на руках...
Gravicapa   |   17.10.14
Несколько вопросов по правилам (относятся к версии игры, которая у Вас на фото): 1. В Вашем в тексте указано: "После определения улик орудие преступления ВОЗВРАЩАЕТСЯ в центр комнаты, а персонажи остаются на месте." Цитата из правил: "ОСТАВЬТЕ фишку персонажа и ОРУДИЕ УБИЙСТВА, о которых вы спрашивали, там куда вы их поместили". Так возвращаются орудия убийства или нет? 2. По вопросу Олега как играть, если участников меньше 6, в Вашем в тексте указано: "В правилах есть ответ: "Раздайте карты слухов поровну, оставшиеся положите в бассейн картинкой ВНИЗ"." Во-первых, судя по правилам, никаких КАРТ СЛУХОВ в игре, равно как и БАССЕЙНА на карте, НЕТ. Во-вторых, цитата из правил: "Если не получается поделить карты поровну между игроками, отложите две-три "лишние" карты около игрового поля лицевой стороной ВВЕРХ." А вот если игроков двое или игра происходит командами, то тогда: "снимите четыре карты сверху колоды и разложите их в ряд около игрового поля, лицевой стороной вниз." 3. В свой ход я обязан передвигаться (если только мою фишку не передвинули другие игроки, тогда в правилах этот момент есть - тогда можно не двигаться, а сразу задать вопрос), или же я могу постоянно находиться в комнате, пока не исчерпаю все нужные по моему мнению вопросы? 4. Могу я повторять одни и те же вопросы по нескольку раз, зная, что у противника (при игре вдвоём или командой) нет называемых карт (это актуально к концу игры), а мне нужно подсмотреть последовательно четыре карты, лежащие картинкой вниз возле игрового поля? 5. Я так понимаю, что игрок обязан показать одну карту, если она совпадает с вопросом. А вот если игрок не захочет показывать и называть карту - что тогда, ведь он же может запутать следствие и выиграть. Получается, игрока никак не проверить? Игра строится исключительно на доверии?
Александр   |   19.02.16
Пока Вы думали, сам разобрался: по 1 и 2 вопросу Вы отвечаете советами из РАЗНЫХ правил, к РАЗНЫМ версиям игры Cluedo, хотя логично отвечать по той версии, на которую сделан обзор и фотографии, тем более, что спрашивающие никоим образом не говорили, что у них другие версии игр. по 3 и 4 вопросу нашёл подсказки от Игроведа: "В старых правилах было указано: "Во время своего хода вы должны выйти из комнаты, если только вас не поместили туда при распространении слухов. В покинутую во время текущего хода комнату нельзя возвращаться." В новых правилах написано: "Во время своего хода бросьте кубики и переместите фишку. Если после вашего последнего хода ваша фишка была передвинута другим игроком, вы можете остаться там, где находитесь, и задать вопрос, не двигаясь с места." Из вышесказанного можно сделать вывод: правилами подразумевается, что каждый ход вы должны перемещаться по дому и посещать разные комнаты." Остаётся 5-й вопрос про доверие. Ну и от себя добавлю придуманные мною 2 отличных варианта правил, которые как мне кажется, повысят интерес к игре (хотя возможно, как-то так оно и было задумано, но тогда никто об этом не знает, ибо в правилах этого прямо не прописано): 1. Игрок НЕ МОЖЕТ заходить в центральное помещение с надписью Cluedo, пока не захочет предъявить обвинение. В свои обычные ходы он ДОЛЖЕН ОБХОДИТЬ его. (Косвенно об этом намекают правила: "прежде чем выдвинуть обвинение, вы должны добраться до середины игрового поля", т.е. в остальных случаях туда заходить запрещено). 2. Игрок МОЖЕТ заходить в центральное помещение с надписью Cluedo в свои обычные ходы, но тогда он заканчивает свой ход и НЕ ЗАДАЁТ вопросов. В свой следующий ход он выходит из него и идёт дальше. Это делается для сокращения пути, ибо можно зайти через одну дверь, а потом выйти через другую. (Косвенно об этом намекают правила: "когда вы вошли в комнату - остановитесь...", т.е. заходя в ЛЮБУЮ комнату ход завершается. А центральное помещение - это такая специальная комната для предъявления обвинений). Я думаю, что по какому-то из предложенных мною вариантов и надо играть, ибо в противном случае (когда центральная комната считается за 1 клетку и пересекается за 1 ход) досягаемость всех комнат становится слишком уж лёгкой, а сама игра менее интересной... :)
Александр   |   21.02.16
Спасибо за информацию и за Ваши исследования :)
Gravicapa   |   21.02.16
Добрый день! А есть ли правила игры для двоих?
Анастасия   |   21.05.16
Добрый день. Не встречал.
Gravicapa   |   21.05.16
я играла и в монополию тоже
lera   |   10.10.16
Игра клёвая
Игровой   |   29.04.19
Зачем в клюедо двигать орудия убийства?
Александр   |   13.12.20
Чтобы наглядно было: синий оболтус огрел хозяина поместья вот этим подсвечником...
Gravicapa   |   14.12.20
Добрый вечер. 1) Правильно ли я поняла, что после выдвинутого предположения игрок слева показывает карту (если таковая на руках есть) таким образом, чтобы другие игроки не видели или все должны ее видеть для записи в блокнот? 2) И если в комнате лежала фигурка с оружием, куда она должна деться, если предположение выдвинуто верно или неверно? Или же она остаётся в этой комнате, чтобы запутать других игроков?
Юлия   |   05.09.22
Добрый вечер. 1) Карту видит только активный игрок. 2) Оружие остаётся на месте.
Gravicapa   |   05.09.22
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр