Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Caylus. Строим замок для Короля

Обзор № 150 от 28.12.2011, 8629 просмотров
Строить новый замок достаточно сложно - необходимы рабочие, вспомогательные постройки, ресурсы. Поэтому жизнь прораба нельзя назвать спокойной. Зато все будут помнить имя победителя и впишут его в летописи!  Сегодня на Розовом диване - домикоресурсная - Caylus.



Судя по всему - это и есть сам Филипп Красивый, недовольно взирающий на слишком медленно работающих строителей. Давайте побыстрее откроем коробку, а то ещё стукнет своей палочкой - больно вид у этого Короля грозный.



Карта местности, по которой пролегает извилистая дорога. Строительство замка уже началось и нам самое время присоединиться...



Горы древесины... В те времена всё ваяли из дерева и рубили его «направо и налево», поэтому каждому игроку достанется 7 дисков - маркеров, 6 цилиндрических рабочих и 20 домиков. Две белые фишки символизируют склонившегося к земле Наместника и тянущегося к небу Министра. Ещё два запасных чёрных диска положены просто так - всё равно их девать было некуда…



Дерево к дереву тянется, поэтому ресурсы у нас тоже сделаны из древесины: 20 кубиков золота, и по 30: камня, ткани, провизии и, не поверите, самого дерева. Зелёный цилиндр, судя по всему, символизирует позеленевшего от лютой ненависти прораба, но я так и не отыскал упоминание о нём в оригинальных правилах  - наверное, этот предмет попал сюда при фасовке из другой игры.



Тайлы строений пяти цветов:  коричневые построены из дерева, серые - из камня, в зелёных можно жить, а синие повышают престиж. Розовым цветом отмечены нейтральные здания, которые располагаются на карте при начальной расстановке.
Здания в данной игре имеют ключевое значение, и вокруг них будут происходить все события. Обратите внимание - все постройки, кроме зелёных, отличаются друг от друга, и  каждая из них приносит определённые бонусы своему владельцу, а так же игроку, занявшему в данном раунде это строение.



Ни один ваш работник не притронется к лопате без оплаты. Поэтому горка картонных монет поможет вам уговорить этих деревянных и цилиндрических крахоборов выйти на стройплощадку.

Игра содержит множество нюансов, которые подробно изложены в буклете и которые я опущу в данном обзоре, чтобы не утомлять вас монотонным пересказом правил.

«Работать - а то букв много, а работы - мало!»

Игра начинается с расстановки, и серьёзное строительство подразумевает не менее серьёзную подготовку.



Горы ресурсов составят общий банк, к нему присоединятся россыпи денег и стопки тайлов зданий, распределённые по цветам. Пять зданий розового цвета выложите в случайном порядке на первые квадраты дороги и на самый дальний от моста установите белые маркеры Наместника и Министра. На мост необходимо выставить по одному диску своего цвета.



В красивую таблицу, расположенную в правом верхнем углу поля, выставьте по одному диску от каждого игрока, рядом - трек очерёдности хода - туда, после продолжительных препирательств, расположите по одному диску в порядке очерёдности ходов. Так же установите один диск в начальное положение трека победных очков.



А теперь - самое приятное - горы домиков и все цилиндры рабочих достанутся каждому игроку. Когда закончите пересыпать это богатство из руки в руку, то получите каждый по кубику дерева и по два еды, а так же первый игрок получит 5 монет, второй и третий - 6, а четвёртый - 7.

На этом подготовка закончена и можно начинать долгострой…

В начале раунда каждый получает по две монеты независимо - первый это ход или последующие. Поэтому в начале игры первый игрок имеет в запасе 7 монет. Затем каждое зелёное здание приносит 1 монету своему владельцу, столько же принесёт и библиотека (синяя постройка), а гостиница обогатит на целых две монеты своего владельца.



Затем наступает этап  размещения рабочих. Тут вы можете либо спасовать, либо отправить своего подопечного в замок или в здание. Разместить рабочего в здание достаточно просто - необходимо заплатить стоимость размещения, которая определяется количеством спасовавших людей (трек под мостом). Вначале это стоит одну монету, затем две и т.д. по возрастающей. Учтите, что рабочий в здании может быть только один, поэтому если занимаете чужую постройку (а это можно делать), то её владелец получает одно победное очко.  При этом стоимость неизменна и определяется треком под мостом.



Если вы пасуете, то смело бросайтесь с моста в реку. Первый, кто это сделает, получает одну монету, остальные - только удовольствие от прыжка. При этом повышается стоимость размещения  рабочих в локациях для остальных игроков, так как спасовавший больше участия в этой фазе размещения не принимает. Поэтому зелёный игрок заплатит уже три монеты своему работнику при распределении его в здание.

Не забывайте, что мы строим замок, и работа по его возведению приносят победные очки. К сожалению, только один рабочий может работать непосредственно на Короля, поэтому, разместите свой цилиндр на минимальное значение трека,  не забыв оплатить труд.

Помните, что на пустые клетки, на синие и на зелёные здания размещать рабочих нельзя!

Смысл от всех этих расстановок я кратко объясню далее, а пока наступает фаза активации особых зданий.



Начнём движение по дороге от строящегося замка. Ворота позволяют снять с них работника и переставить в любое здание совершенно бесплатно, торговый пост принесёт 3 монеты, гильдия торговцев позволяет передвинуть Наместника на 1-3 клетки бесплатно (об этом субъекте я расскажу подробно в конце обзора). Рыцарский турнир, в случае оплаты одной монеты и ткани, позволит получить Благосклонность Короля (о ней тоже чуть позже).

Конюшни влияют на очерёдность хода, а находясь на правой точке в гостинице, можно платить только по одной монете за выставление рабочего, независимо от трека под мостом.



Далее самое время переместить Наместника. Игроки могут подвинуть фишку по дороге вперёд или назад на расстояние от одной до трёх клеток, заплатив по 1 монете за одно передвижение. Очерёдность задаётся треком под мостом - первый спасовавший передвигает фишку первым, затем это делают остальные игроки.

Конечная точка данного передвижения очень важна - она определяет здания, которые будут активированы в этот ход. Все постройки, которые стоят дальше  фишки Наместника на дороге не примут участие в этом раунде, поэтому зелёное здание на фотографии уже «вне игры» до следующего раунда.



Настало время получать доходы со своих зданий и строить новые - наступило время активации построек. Все жетоны подробно рассмотрены в правилах, и я лишь кратко расскажу об основных постройках. Производственные здания позволяют получать кубики ресурсов, которые игрок  берёт из общего запаса.

Строительные сооружения дают возможность возводить новые здания. В углу тайла указана стоимость в кубиках ресурсов - игрок сбрасывает указанные кубики в общий банк и выставляет здание на первую свободную клетку на дороге. Затем ставит свой деревянный домик в угол здания - теперь оно принадлежит игроку. Так же каждая постройка принесёт победные очки.

Так же есть юрист, позволяющий преобразовывать розовые здания и здания, принадлежащие юристу, в зелёные - жилые постройки. На рынке можно выгодно продать кубик ресурса, в лавке же наоборот - приобрести. Заплатив священнику в церкви, вы получите победные очки, портной обменяет ваш кубик ткани на очки престижа. В банке можно прикупить золота, при этом  алхимик сделает его из любых ресурсов.



Не забываем о строительстве замка, который поделён на три части! В порядке очерёдности размещения на треке строительства, игроки могут сбросить сколько угодно «троек» ресурсов (условие одно - один из трёх кубиков должен быть провизией). Взамен устанавливаются домики в свободные клетки.

Счастливчик,  который больше всех  выставит своих  фишек зданий в замок, получит милость Короля. Но помните, что если вы выставили свою фишку и не можете оплатить хотя бы один домик, то с вас снимется два победных очка.
После использования всех зданий и строительства замка все рабочие из этих локаций снимаются с поля и поступают в резерв игрокам. Далее начинается передвижение Наместника и Министра по дороге.



Министр всегда движется только вперёд, и его передвижение зависит от положения Наместника. Если последний убежал далеко от замка, то Министр передвигается на две клетки, если Наместник не проявил должной прыти и отдыхает в районе моста, то только на одну. После передвижения фишка Наместника устанавливается на одну клетку с Министром.

Обратите внимание на метку на дороге - она относится к одной из частей замка и при её достижении Министром происходит подсчёт очков, согласно таблице. Если кратко, то суть такова:  если у вас нет домиков в данной части замка, то снимаются победные очки. Если есть, то получаете милость в зависимости от количества занятых клеток.

«А что там, с милостью-то?»

Сейчас расскажу. Помните таблицу в правом верхнем углу? Так вот - это и есть «милость» Короля, дающая различные бонусы игрокам.



На каждой линии каждый игрок имеет одну фишку, которую можно передвигать только слева направо по горизонтали. Сверху даны отметки замка - пока Министр не пересёк метку на поле - передвигаться дальше соответствующего рисунка нельзя. Каждая линия даёт свои привилегии: очки престижа, монеты, ресурсы, возможность вне очереди использовать здания. Очень полезные возможности, которые стоит развивать, так как они приносят игроку стабильный доход.

После всех операций на поле начинается новый раунд и игроки вновь  начинают размещать рабочих. В случае, если Министр достиг на треке последней, третьей, отметки строительства замка, игра заканчивается. Накопленные деньги и кубики дадут немного очков и  положение на треке определит победителя, который провозглашается великим «застройщиком», и теперь только он делает с детьми школьные домашние задания.

Пообщавшись с красивым Филиппом…



Только для опытных игроков, которые получат массу удовольствия от игрового процесса. Очень интересная игра на развитие, не перегруженная возможностями. Более простая, чем De Vulgari Eloquentia  и более развитая, чем Hansa Teutonica. Очень сильно напомнила мне «Дикий-Дикий Запад» - между этими  играми много общего. Для детей очень сложная - я думаю, что начальный возраст от 12 лет и то - при обучении со стороны родителей, общающихся с настольными играми на «ты».
Полезные ссылки
Комментарии (9)
Очень хорошая евроигра. Чудесные фото. Интересно услышать мнение о её "уменьшенном" варианте
smilek   |   28.12.11
Насколько я понимаю, она сложнее Труа?
yasia   |   29.12.11
Я вообще не стал бы сравнивать эти игры - они разные. В Труа своя тактика, здесь - своя. Обе игры хороши по - своему...
Gravicapa   |   29.12.11
Отличнaя евроигра. Но если за столом собираются любители посидеть-подумать, то партия может утомить ;)
Vladimir   |   30.12.11
Замок настоящий хотив постройть
дима   |   07.07.12
Здравствуйте, Александр! Очень хотелось бы себе в коллекцию игру стратегически-экономическую, к коим, если я правильно поняла, относится и Кайлюс. Только вот играть в основном придется вдвоем (1+муж), иногда может и 4-6 игроков, но очень редко. Вопрос: посоветуйте, если не сложно, игру в таком стиле для новичков, тк мы с такими играми еще не знакомы, а испугаться очень не хочется))
Дочь Стефания   |   17.02.13
Добрый вечер. Кайлюс достаточно сложная игра. Если Вы хотите что-то средней сложности, то порекомендую "Каменный век" и "Энергосеть". Проверенные временем игры.
Gravicapa   |   17.02.13
Спасибо большое за Вашу оперативность и вообще отзывчивость))
Дочь Стефания   |   17.02.13
Пожалуйста, заходите и спрашивайте :)
Gravicapa   |   17.02.13
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр