Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Bora Bora. Задумчивый край

Обзор № 564 от 29.10.2013, 4758 просмотров
Когда за окном льёт дождь и небо затянуто тучами, в голову приходят мысли о песчаном пляже, ярком солнце и прозрачном море. "Как повезло аборигенам далёкого острова, и как не повезло мне" - думаете вы, с тоской взирая на капли воды, струящиеся по стеклу, - "вот если бы я жил, скажем, на тропическом острове, то горя не знал и каждый день предавался бы отдыху и развлечениям..." Интересно, так ли это на самом деле? Сегодня на Розовом диване - раковинотатуировочная настольная игра Bora Bora (Бора Бора).



Волею судеб нас занесло в райский уголок - остров Бора Бора, поросший пальмами, среди крон которых летают попугаи, лопочущие что-то на местном наречии. Безусловно, на данном клочке суши живут аборигены со своими странностями и увлечениями. Перед тем, как расположиться в шезлонге на песчаном пляже, необходимо поближе познакомиться с местными жителями и изучить народные обычаи. А то мало ли что...



Эффектно оформленная коробка заполнена до отказа картонными тайлами, картами, деревянными компонентами, индивидуальными полями и манускриптами на туземном наречии. Вес упаковки также вызывает уважение.



Вид из иллюминатора на атолл Бора Бора. По периметру игрового поля протянулся трек очков, справа находятся: дорожка статуса, храм, склад драгоценностей, тайлы задач и жилища местных аборигенов мужского и женского пола. Слева вверху - хижина рыбака, слева внизу - краткие правила игры.



Оппоненты возьмут под своё управление деревню своего цвета. Всего принять участие в освоении атолла могут четыре игрока, каждый получит индивидуальное игровое поле. На планшете отведено место под хижины (справа), даны краткие справки по событиям и свойствам аборигенов (слева) и отведено место под тайлы задач (снизу). Улыбающаяся девушка будет взирать на вас из правого нижнего угла до конца партии...



Действия игроков на Бора Бора строго регламентированы и отображены на семи тайлах. Некоторые картонки двусторонние - обратная сторона используется во время партий не полным составом.



Оппонентам предстоит выполнить 53 различных задания, указанных на тёмно-зелёных тайлах. На обратной стороне нарисован попугай.



Семь светло-зелёных картонок с журавлём распределяются среди соперников перед началом игры. Один из данных прямоугольников вам точно достанется.



Атолл населяют 36 женщин и столько же мужчин. На каждом тайле женщин указан доход в раковинах (слева) и специальное действие (справа). Но, чтобы получить все эти бонусы, придётся потрудиться...



Мужчины Бора Бора ценят татуировки и всячески стараются разукрасить своё тело безумными узорами. От количества татуировок (слева) зависит статус островитянина. Мужское население, также как и женское, обладает особыми свойствами (справа).



Прибрежные воды атолла богаты рыбой (12 тайлов); в храмах установлены статуи 10 богов; 36 раковин служат денежным эквивалентом; 18 подношений пригодятся, когда игрок захочет призвать на помощь богов; четыре тайла определят очередность хода; 24 украшения будут представлены на местном рынке.



Каждый игрок получит по шесть тайлов строительства своего цвета. Обратная сторона у всех тайлов одинаковая и приносит, в случае успешного использования, победные очки и бонус огня.



Оппоненты получат одинаковые комплекты, состоящие из трёх кубиков, двух дисков, двенадцати хижин и четырёх жрецов своего цвета. Для строительства используются 30 фишек песка, камня и дерева (по 10 каждого типа).



На Бора Бора поклоняются пяти богам, без помощи которых прожить на атолле практически невозможно. 60 карт (по 12 карт каждого типа) составят "божественную" колоду и помогут игрокам в нелёгком деле осваивания острова.

На Бора Бора острове нет календаря...

На атолле круглый год светит яркое солнце, поэтому время измеряется шестью сезонами (по количеству колонок с украшениями), каждый из которых разделён на три последовательные фазы (указаны в левом нижнем углу поля).  Покорение острова требует длительной подготовки, и начнём мы с личного планшета.



Соперники получают комплекты кубиков, жрецов, тайлы строительства и хижины своего цвета. Хижины и тайлы строительства располагаются в локациях согласно правилам. Тайлы задач с журавлём перемешиваются, каждый игрок берёт один тайл. Остальные уберите в коробку.

После этого оппоненты получают по два случайных тайла с попугаем и размещают все три картонки картинкой вверх внизу на планшете. Дополнительно получите две случайных карты богов, два подношения, один квадратный тайл бога (расположите его вверху планшета) и случайный маркер порядка хода.

Теперь перейдём к игровому полю, там также достаточно работы...



Карты богов перемешиваются, стопка располагается картинкой вниз. Снимите пять карт и выложите их в ряд открыто неподалёку. В зависимости от числа игроков разместите рядом с полем тайлы действий необходимой стороной вверх.



Стопка тайлов богов размещается в храме, драгоценности случайным образом размещаются на рынке шестью колонками, тайлы задач случайным образом располагаются в выделенной области (остальные тайлы с попугаем расположите картинкой вниз неподалёку).

Мужчин и женщин также случайным образом распределите в отведённом для них месте (остальные тайлы составят общий банк для пополнения данной области). Жетоны рыб произвольно разместите вокруг островов. 



Первый игрок размещает один свой диск на начало трека очков, а второй - на первую позицию трека престижа. Последующие игроки добавляют себе одно очко на треке очков и подкладывают диск под стопку оппонентов на треке престижа.

Подготовка к игре практически закончена, осталось обозначить на острове стартовые поселения.



В обратном порядке оппоненты снимают один домик со своего планшета и располагают его рядом с одинарным косяком рыбы в прямоугольной области. При этом игрок получает ресурс, указанный на картинке (или подношение). В данном случае красный игрок зарабатывает камень, который располагает на своём планшете в соответствующем столбике ресурсов.

Теперь всё, пора приступать к игре...

Как вы помните, каждый сезон состоит из трёх фаз, а именно: использование кубиков; активация мужчин и женщин; использование действий мужчин и женщин, получение победных очков. Кратко остановимся на каждой из них.



Соперники бросают все свои шестигранники. Затем, по очереди, используют один кубик для выполнения одного действия. Фаза заканчивается, как только все оппоненты распределят свои шестигранники.



Начнём с картонок действий. На одном тайле может находиться любое количество кубиков, но существует ограничение: добавить в локацию шестигранник можно только в том случае, если его значение меньше ранее выложенных кубиков. Таким образом, можно блокировать оппонентов, разместив на картонке кубик со значением "один". Данное ограничение можно обойти, используя карту "Синего Бога".



Расширение поселения - ключ к успеху. Соответствующий тайл позволяет разместить один домик в соседней локации вашего существующего поселения. Число на грани кубика должно быть равно или больше числа на рисунке.

Стрелочки на карте укажут направление, расширяться можно либо по суше, либо по воде (в зависимости от выбранного действия). Размещать домик по диагонали запрещено.



В локации может находиться сколько угодно разноцветных домиков, но только одна постройка каждого из игроков. При возведении здания хозяин хижины единожды получает указанный на картинке ресурс (или подношение).

Дополнительно, можно сыграть карту "Красного Бога" и заработать очки на ближайшем косяке рыбы (количество очков указано на жетоне). Получить данный бонус можно только один раз с одной постройки и только в момент непосредственного размещения хижины на игровом поле.

Например: зелёный игрок выставляет хижину, получает тайл "подношения", затем играет карту "Красного Бога" и зарабатывает три очка за жетон с рыбой. Кстати, домики снимаются с индивидуального поля из любой его клетки.



Мужчины и женщины атолла Бора Бора обладают многими полезными навыками, но для их использования необходимо вначале поселить аборигенов в своём лагере: размещаем кубик на тайле действия и забираем с игрового поля жетон, находящийся напротив соответствующего значения шестигранника (или меньше).

Например: красный игрок может забрать себе синий тайл мужчины под номером "четыре", а зелёный уведёт к себе в деревню прекрасную селянку под номером "один".



Полученные во время расширения ресурсы размещаются на индивидуальном поле в соответствующих ячейках таблицы. Тайлы местного населения выкладываются в освободившиеся от домиков прямоугольники таким образом, чтобы нижняя полоска со значками оставалась открытой. Если все квадраты заняты домиками, то поселить себе островитянина не получится. 



В левом верхнем углу игрового поля располагается локация одинокого рыбака, приносящего игроку два победных очка независимо от результата броска кубика.

Кстати, в данную локацию можно размещать кубики без оглядки на числовое ограничение, применяемое к тайлам действий.



Туземцы не могут существовать без загадочных Богов, которым поклоняются при помощи тайла "Храм". Результат броска определит максимально доступную клетку, на которой можно расположить фишку жреца. В одной локации может находиться только один служитель культа, поэтому если место занято, то ранее выставленная фишка сдвигается вправо, смещая (при необходимости) остальных жрецов в цепочке.

После размещения получите бонус "Огня": 1 карту Бога или жетон подношения, дополнительно к этому 1 очко статуса или 1 раковину. Очки статуса отмечаются на треке в храме (символы татуировки).



Один из самых интересных тайлов - картонка "Помощника". Она позволяет выполнить несколько различных действий, приносящих игроку много пользы, а также выменять полезные предметы.

Начнём с простого: одно очко на кубике приносит одно победное очко на победном треке. Карту "Бога", тайл "подношения", один любой ресурс стоят два очка кубика. Также за два очка можно перенести одну хижину с любой клетки индивидуального планшета (но не с игрового поля) на клетку №12. Это специальная локация, в которой может находиться любое количество хижин.



Одно очко позволит сместить вниз один тайл мужчины или женщины на индивидуальном планшете. При этом игрок получает либо раковины, либо очки статуса на дорожке в храме. Бонус указан в левой части тайла.

Например: красный игрок сдвигает вниз тайл женщины и получает три раковины из резерва.



Теперь немного отвлечёмся и рассмотрим карты "Богов", о которых я уже несколько раз упомянул в обзоре. Боги просто так помогать не будут, поэтому для активации карты необходимо одно подношение.

Когда у игрока, в силу обстоятельств, появляется возможность взять карту "Бога", он может забрать себе в руку либо одну открытую карту (разместите на её место новую), либо снять верхнюю карту с колоды. Количество карт на руке не ограничено, но копить их нет смысла. Про красного "Бога" я рассказал ранее (он позволяет получить рыбу), а про остальные читайте далее.

Белый "Бог" позволяет учитывать значение кубика, размещаемого на тайле, как "шестёрку". При этом значение кубика не меняется, а действие выполняется, как будто на грани расположено шесть точек. Зелёный божок даёт возможность либо удвоить эффект от использования мужчины или женщины, либо активировать двух аборигенов.

Синий идол снимает числовое ограничение на размещение кубиков на тайлах действий. Жёлтый "Бог" пригодится при итоговом подсчёте и заменяет одно из требований зелёного тайла задания. Аналогичным свойством обладает квадратный тайл "Бога" (не требует подношения).

Кстати, сбросив одновременно две любые карты, можно выполнить любое из пяти доступных действий "Богов".



 "Строительство" позволяет разместить один тайл с соответствующим результатом на поле ресурсов (прямоугольные картонки, пронумерованные от 1 до 6). При этом необходимо иметь две фишки ресурсов, расположенных рядом друг с другом. Размещать прямоугольники можно как  горизонтально, так и вертикально. За это игрок получает победные очки (зависят от раунда) и бонус "Огня" (я о нём уже рассказывал ранее).

Выполнив все действия, игроки приступают к завершающей, третьей, фазе, в которой используют свойства одного любого тайла мужчины и одного - женщины. Свойства указаны в правой части тайла и могут быть активированы независимо от того, сдвинут тайл вниз или нет. Свойства позволяют получать подношения, раковины, карты "Богов", расширять поселения и так далее. На жетонах представлены практически все основные действия, выполняемые в игре.

В конце каждой фазы наступает время подсчёта очков.




Посмотрите на положение диска на треке статуса и запишите себе указанное в верхней строчке количество очков. Например: синий игрок получает четыре очка, красный - одно. После этого все диски вновь занимают стартовую позицию (как в начале игры).

Каждая фишка жреца в храме приносит 1, 2 или 3 очка в зависимости от раунда. Игрок, имеющий большинство фишек, получает один тайл "Бога". Например: красный игрок получает 2 победных очка (в первом раунде) и тайл "Бога", а синий и зелёный - только по одному очку.



Из колонки текущего раунда можно купить одно украшение, заплатив его стоимость в раковинах. Данные тайлы пригодятся для выполнения задания и принесут победные очки в конце игры (указаны слева вверху).



Каждый игрок в каждом раунде должен попытаться выполнить одну из трёх задач (три зелёных тайла, размещённые в нижней части индивидуального поля). Задания все разные, информационные значки подскажут скрытый в тайле смысл. Например: верхний тайл будет выполнен, если у игрока в деревне живут хотя бы один мужчина и одна женщина. Нижний предписывает иметь в сокровищнице два украшения в виде ожерелья (именно ожерелья, а не других ценностей).

Карта "Жёлтого Бога" может заменить одно из условий. Например: заменить тайл женщины или тайл украшения. Игроки получают 6 очков, если честно выполнили задание, 4 - если прибегли к помощи "Жёлтого Бога" , 0 - если не выполнили ничего. В любом случае один тайл необходимо либо сбросить в коробку (задание не выполнено), либо разместить картинкой вниз на индивидуальном поле (задание выполнено).

После этого с поля разбираются новые тайлы заданий, на поле размещаются новые шесть тайлов мужчин и женщин, пополняются разобранные тайлы задач, кубики возвращаются игрокам. Начинается следующий раунд игры.

При итоговом подсчёте (после 6-го раунда) учитывается порядка восьми показателей (потраченные хижины, собранные и использованные тайлы всех типов, карты "Богов" на руке, выполненные задания и так далее) о которых прочтите в правилах - обзор и так превысил все допустимые нормы приличия.

Победитель получает двухметрового каменного идола, которого радостно тащит домой.

Потеряв разум на Бора Бора.



Поверьте мне, всё не так "страшно", как может показаться на первый взгляд. Безусловно, объём обзора и хитросплетение правил внушают некоторый почтенный ужас перед игрой, но…

Всё встаёт на свои места после первой же партии, которую я настоятельно рекомендую сыграть в "учебном режиме, заглядывая в правила". Действий, конечно, многовато и они "разветвляются" на множество последующих "поддействий", но всё логично и легко запоминается. Буквально после первой партии у вас практически не останется вопросов, а будет лишь одно желание - сыграть ещё.

Лишь отыграв несколько раундов, можно разработать стратегию, понять "что здесь к чему" и начать выполнять осмысленные действия на поле. Нечто подобное я встречал в игре "De vulgari eloquentia" - постепенное осознание глубины, и огромное желание сыграть сразу же следующую партию. "Бора Бора", безусловно, гораздо легче и "семейнее", но ощущения схожи.

За игровой стол рекомендую садиться игрокам, имеющим некоторую подготовку. Желательно, чтобы кто-то уже ранее побывал на атолле и смог бы подсказать правила окружающим. В награду он практически гарантированно выиграет. У "Бора Бора" есть "минус", свойственный подобным играм - у новичков практически нет шансов обыграть опытных игроков.

Интересная и красивая игра, которая имеет все шансы понравиться поклонникам "Замков Бургундии".

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (22)
У Вас, Саша, опечатка в слове "зеленый", лучше Вам побыстрей её исправить, а то как-то нелитературно получается...Поспешишь... как говориться...
Ирина   |   03.11.13
Опечатка выражается в использовании буквы "е" вместо буквы "ё"? :) Тогда спасибо, исправил. Как говорится, век живи - век учись ;)
Gravicapa   |   03.11.13
Цитата:"Например: красный игрок может забрать себе синий тайл мужчины под номером "четыре", а хулёный уведёт к себе в деревню прекрасную селянку под номером "один". Александр, после замечания Ирины я прочитала обзор и нашла ошибку. ))) А что, так даже интереснее получается. Спасибо, обожаю ваши обзоры.
Наталья   |   03.11.13
Это просто праздник какой-то! :) Примечательно, что именно прекрасные дамы нашли данную опечатку :) Склоняюсь перед вашей проницательностью!!!! Поправил, настроение теперь на весь вечер приподнято :)
Gravicapa   |   03.11.13
Да отличная опечатка, зря убрали.
Наталья   |   03.11.13
Она увековечена в комментарии! Ещё раз спасибо за вашу внимательность :)
Gravicapa   |   03.11.13
Саша, Вы De vulgari eloquentia используете прямо как некий эталон игры, хотя, скорее всего мало кто в нее играл.
Дмитрий   |   19.11.13
Увы, но De vulgari eloquentia произвела на меня впечатление, поэтому упоминаю :) Согласен в Вашим замечанием, что сравнение не совсем корректно, но... ничего не могу с собой поделать :)
Gravicapa   |   19.11.13
Например: красный игрок может забрать себе синий тайл мужчины под номером "четыре"/ В правилах написано, что число кубика или меньше..
Ренат   |   28.09.14
Так это же пример. В игре берите другой, если хотите (который меньше) ;)
Gravicapa   |   28.09.14
Результат броска определит клетку, на которой необходимо расположить фишку жреца. В правилах указано, что значение кубика обозначает максимальный номер клетки на которую можно поставить своего жреца. Бывают случаи, когда выгоднее поставить на число поменьше, что бы "вытолкнуть" чужого жреца.
Ренат   |   28.09.14
Игроки получают 6 очков, если честно выполнили задание, 3 - если прибегли к помощи "Жёлтого Бога" , 0 - если не выполнили ничего. На карте написано 6-4-0 а не 6-3-0
Ренат   |   28.09.14
Подскажите как распределяются очки за строительство. Прочитал в правилах что все зависит от раундов. 10-7-4. В каких раундах:?
Ренат   |   28.09.14
Добрый день. Сейчас "разгребусь" с коробочками, найду правила и отвечу :) Давно не играли...
Gravicapa   |   29.09.14
Хорошо, жду
Ренат   |   30.09.14
а мне так и не ответили
Ренат   |   18.10.14
На поле, над локацией с украшениями (под храмом) есть полоска из трёх прямоугольников: 1-10,2-7,3-4. Каждая полоска перекрывает два столбика раундов. Соответственно: 1,2 раунды - 10 очков; 3,4 - 7; 5,6 - 4. При подсчёте ориентируйтесь на тайлы украшений, так как в конце раунда все невостребованные тайлы в текущем раунде сбрасываются.
Gravicapa   |   19.10.14
спасибо
Ренат   |   05.12.14
Саша, помогите, пожалуйста! Очень понравилась игра, действительно, хочется играть ещё. Пара вопросов, не могу понять. 1. ПО за рыбу можно получить 1 раз во время действия "расширение" с помощью красного Бога. Но на стр.15 последний подсчет очков: "1-6 ПО за каждый тайл рыбы, находящийся по соседству с клеткой строительства, где есть хижина его цвета". Мы же уже получили ПО за рыбу. А на планшете игрока обозначены ПО, получаемые в конце игры. 2. стр. 9: "Если у вас нет подходящих свободных клеток, тогда положите полученный стройматериал рядом со своим мини-полем." Зачем вообще его брать, если некуда класть стройматериал? В конце игры он не приносит ПО и его количество не ограничено.
Ирина   |   16.08.15
1. Про рыбу. Имеется ввиду, что во время игры можно получить только один раз. Итоговый подсчёт - он и есть "итоговый", там другие правила (как и во многих играх). То есть - во время игры разово получаете очки + очки во время итогового подсчёта. 2. Стройматериалы - мы тоже над этим думали :) Решили так: как только на поле освобождается место, располагаем на нём тайлы по своему выбору, лежащие рядом с полем.
Gravicapa   |   16.08.15
Саша, спасибо! Про рыбу поняла. Про стройматериал нашла на последней странице, когда стала перечитывать тайлы задач (там, где нарисован серый камень: "...есть 3 стройматериала камень на мини-поле или рядом с ним"). Но, не поняла, как у вас освобождается место на мини-поле? Там же либо есть пустое место, либо уже положен стройматериал, либо, вместо этих стройматериалов вы кладете тайл сроительства, т.е. место освобождаться не может.
Ирина   |   16.08.15
Имеется ввиду, что как только использовали, сразу новый выкладываем. Но не суть - смысл в том, что используем и то, что на поле и то, что рядом с ним. Собственно, в примере так и есть...
Gravicapa   |   16.08.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр