Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Артифициум. Путь от снопа к рыцарю

Обзор № 809 от 28.12.2014, 6847 просмотров
Правитель каждого государства мечтает о процветании подвластной ему территории, а все подданные обязаны с рвением претворять эти мечты в жизнь. Пока одни подчинённые взращивают на полях пшеницу, другие активно вырубают окрестные леса, заготавливая строительные материалы для возведения производственных зданий. Казна при этом пополняется доходами от продаж под завистливые взгляды соседей. Сегодня на Розовом диване – ресурсопреобразовательная настольная игра Артифициум.


«Каждый сноп может стать рыцарем» – таков девиз настольной игры, о которой я сегодня расскажу. Но перед тем, как начать своё повествование, хочу выразить своё восхищение компонентами и оформлением «Артифициума». Они, не побоюсь этого слова, прекрасны! Даже не верится, что вы держите в руках российское издание игры отечественного разработчика. 

Оригинальная коробка с глянцевыми вставками, яркие иллюстрации, удобный органайзер, карточки под «лён», планшеты из толстого картона с двусторонней печатью. Такие характеристики сейчас редкость даже у западного издания. Если бы существовала номинация «лучшие компоненты отечественной игры», то я без колебаний присудил бы её «Артифициуму».


Под крышкой, в ячейках пластикового органайзера удобно расположились две колоды карт, мешочек с кристаллами, стопка фишек, игровые поля и скромный, сложенный вдвое, лист правил. Воздух государства, которым вам предстоит управлять, в изобилии наполняет упаковку, придавая ей солидности на полке.

  
В игре используется 100 пластиковых кристаллов, которые применяются в качестве денег и маркеров ресурсов. Деревянные диски с наклейками шести цветов побегут по треку победных очков, отмечая достижения соперников. Жёлтый кругляшок с короной достанется первому игроку, а песочные часы укажут текущий раунд игры.


В состязании правителей может принять участие до шести игроков, каждый из которых получит планшет, с помощью которого можно без труда отслеживать экономику подвластного государства. Все картонки одинаковые, отличаются лишь цветом флага.


Свои достижения соперники будут отмечать на треке победных очков при помощи индивидуальных маркеров. Здесь же находится счётчик раундов.


Для влияния на экономику используется два типа карт: здания (синий флаг) и действия (красный флаг). Обратите внимание на иллюстрации – всё продумано до мелочей.


88 карт зданий двенадцати типов позволяют получать и обменивать ресурсы, указанные в нижней части картинки. Применив эффект здания, игрок немедленно получает победные очки, указанные в левом верхнем углу карточки. Чем выше уровень ресурса, тем дальше продвинется маркер по треку, приближая вас к победе.


20 действий четырёх типов не приносят победных очков, но позволяют получить дополнительные бонусы в обход основных правил. Эффект применяется незамедлительно и может распространяться как на самого владельца карты, так и на его соперника.

Не квасом единым.


Подготовка к игре займёт совсем немного времени. Начнём с трека победных очков: расположите маркеры участников игры на «нулевой» позиции, а жёлтую фишку с песочными часами установите на деление первого раунда. Карты действий и зданий тщательно перемешайте и расположите рядом с полем картинкой вниз.


Соперники получают планшеты, по 5 кристаллов и аналогичное количество карт. Самому важному игроку вручите корону – с него и начнётся первый раунд игры. В дальнейшем символ власти передаётся владельцу последней фишки на треке победных очков.


В начале каждого раунда с общей стопки снимается и располагается открыто шесть карт. Затем, начиная с короля, каждый игрок может бесплатно обменять одну карту с руки на любую карту из ряда либо сбросить все карты с руки и взять из стопки новые карточки (данное действие можно выполнить лишь раз в течение раунда). Дальнейший обмен стоит две монеты. Как только все спасуют, открытый ряд отправляется в сброс.


Далее, соперники выкладывают перед собой по одной карте рубашкой вверх, а затем одновременно переворачивают их. Первыми активируются красные карты действий, затем синие – зданий. Перед каждой активацией можно купить или продать ресурсы согласно их стоимости, указанной на планшете в соответствующей ячейке.


Обратите внимание на один нюанс: кристаллы, находящиеся рядом с планшетом, используются как деньги. Если камешек лежит на планшете - он выполняет роль ресурса. Честно говоря, данный способ с одной стороны практичен, но с другой - не столь удобен и информативен. Жетоны денег были бы уместнее…


В каждой клетке указан вид ресурса и его стоимость (слева приведена стоимость покупки, справа – продажи). Стрелками заданы возможные направления преобразования и модернизации. Например: пшеницу, при помощи синей карты, можно превратить в еду или квас, но ни при каких условиях нельзя преобразовать в дерево. 


Самый верхний уровень планшета позволяет получить мага либо рыцаря. Эти персонажи не являются ресурсами и имеют одноразовый эффект.


Маг позволяет взять из общей колоды 5 карт (сбросив при этом три с руки), а рыцарь – передвигает маркер любого соперника на 4 деления назад. 


Как я упомянул ранее, каждое здание приносит указанное на карточке количество победных очков. Продвигая маркер по треку, игрок может пересечь клетку с ресурсом. В таком случае он получает соответствующий бонус непосредственно себе на планшет. Например: красный игрок, пройдя специальную отметку, зарабатывает одно дерево.


Карты действий дают различные бонусы, получить которые стандартными способами невозможно. Например: ярмарка приносит по 2 монеты за каждую карту, разыгранную в текущем раунде.


Вор – единственная карта, которая позволяет красть ресурсы у соперников. Обратите внимание на римские цифры, указанные слева на индивидуальном планшете - это уровни ресурсов. За одну монету вор крадёт у любого соперника один ресурс первого уровня, а за две – второго. Тип ресурса при этом не меняется. Данная карточка эффективна при краже ресурса второго уровня, так как та же лесопилка или ферма приносят по два ресурса, добавляя при этом победные очки.

Сыгранные карты остаются лежать перед игроком до конца текущего раунда, который наступает, когда все соперники спасуют. После этого можно продать ресурсы (деньги могут пригодиться для платного обмена карт в следующем раунде). Затем маркер песочных часов опускается на одно деление вниз, и вновь с колоды снимается шесть карт…


После окончания последнего раунда соперники продают свои ресурсы, и за каждые 4 монеты получают одно победное очко. Итоговый результат определит самого преуспевающего правителя.

Реконструировав дом углежога.


В очередной раз хочу выразить своё искреннее восхищение компонентами и оформлением. В данном случае можно, не кривя душой, сказать, что мы догнали западных производителей. Если в аналогичном качестве будут выпускаться все отечественные игры, то размер пропасти, разделяющей на данный момент отечественную игровую индустрию и западные издательства, сократится до размера трещины в пересохшем песке пустыни, а то и вовсе исчезнет. Так держать – отличный подход к игре как со стороны разработчика и оформителя, так и со стороны издательства "Стиль Жизни"!

По самой игре могу сказать, что сделана она лаконично и со вкусом. Перед нами стандартная «прокачка» треков: один ресурс преобразуется в другой, чем выше уровень преобразования, тем больше ресурсов потребуется для очередной операции. Но в отличие от многих аналогичных игр здесь всё просто и «прозрачно» - стрелки укажут новичкам возможные пути модернизации; клетки планшета наглядны и информативны; для получения и преобразования кристаллов существует всего 12 способов. Одним словом – «Артифициум» отлично подойдёт как новичкам, так и опытным игрокам в качестве «блиц» партии для разминки «серых клеточек» (управление королевством займёт от 20 до 50 минут). 

Оформление у карточек максимально информативное, будь то здание или карта действия. В нижней части приведены значки (продублированные на флаге), объясняющие преобразование ресурса или особую возможность. К концу первого раунда вам уже не понадобится подсказка, а правила столь незамысловаты, что к середине игры вы уже будете чувствовать себя специалистом. Кстати о правилах – они одновременно лаконичны и информативны. Всё понятно без каких-либо пояснений, за исключением одного момента: передвижение маркера назад (с помощью рыцаря) сквозь специальную клетку с ресурсом, а затем последующее её прохождение в свой ход. Получает в данном случае игрок бонус или нет? Правила на это ответа не дают…

* Официальный ответ от издательства "Стиль Жизни": при обратном перемещении игрок не получает никаких бонусов за клетки с ресурсами. Но двигаясь вперёд, при очередном пересечении клетки с ресурсом, бонус начисляется.

Отличная игра с ярким оформлением для игроков различного уровня подготовки на логику и «прокачку» ресурсов. Карманный вариант «Hansa Teutonica» (почему-то именно такие ассоциации пришли мне в голову)…

Игра предоставлена для обзора магазином настольных игр "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (2)
Здравствуйте Александр! Скажите как Атифицум для игры вдвоем. А так же терра мистика, Rattus, Rattus Cartus, древний мир. Подойдут ли какие нибудь для игры вдвоем?
Сергей   |   09.02.15
Добрый вечер. Атифицум превращается в спокойную головоломку; Раттус вполне на двоих, мы уже несколько раз успешно сыграли с друзьями вдвоём; версия "Cartus", на мой взгляд, только от 3 игроков.
Gravicapa   |   09.02.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр