Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Africana. Сафари артефактоискателей

Обзор № 318 от 03.09.2012, 6333 просмотра
Путешествовать всегда приятно, особенно по жарким странам. Например, по Африке. И вдвойне приятно и полезно, если вы найдёте пару- тройку бесценных артефактов, которые обеспечат вас денежными знаками до конца жизни. Но поторопитесь! Не вы одни путешествуете по этой, полной опасностей, земле. Сегодня на Розовом диване - маршрутоартефактная настольная игра Africana (Африкана).



Каждый путешественник знает, что в отдалённых деревнях можно отыскать различные безделушки, стоящие у коллекционеров уйму денег. Поэтому новость о том, что древние племена хранят у себя непонятные предметы, за которые можно выручить кругленькую сумму, со скоростью молнии облетела Европейский континент. Развесёлые компании, купив билеты авиакомпании Abacus, отправились на поиски славы и богатства, коих так и не отыскали… Зато доставили массу радости местным львам и каннибалам, не видевшим путешественников уже сотню лет.

Но, быть может, они плохо искали, а слухи о несметных богатствах, скрытых в отдалённых землях, правдивы? Давайте проверим это и отправимся в путешествие, открыв крышку стандартной коробки настольной игры Africana от М. Шахта.



"Я уже где-то видел абсолютно идентичный органайзер, но где? Дежавю…"

Колоды карт двух размеров, мешочек монет и деревянные компоненты располагаются в удобном органайзере (определённо, я его уже раньше видел), прикрыты сверху игровым полем и правилами игры. Из-под чёрного пластика слышны трубные звуки маленькой группы слонов, которые преспокойно прогуливаются в оставшемся свободном пространстве коробки.



Четыре путешественника смогут принять участие в путешествии, каждый выступит за определённую страну, которая определит начальный капитал, очерёдность хода, цвет фишки и её стартовую локацию.



Каждый игрок получает комплект из четырёх деревянных дисков и фигурку своего цвета. Туземцы любят пластиковые монеты и готовы продать за них свои артефакты - "серебряные" кругляшки номиналом "1" и "золотые" номиналом "5" пригодятся вам в пути. Две деревянные подставки под карты артефактов (и их я уже где-то видел)  превратятся в книги древних племён на игровом поле.



А вот и сами артефакты (листы книги), которые путешественники будут покупать у местного населения. Обратите внимание на белую полоску сверху -  на ней указана точка, куда вам необходимо попасть, чтобы получить данный предмет. Верхний ряд карт - проводники. Их можно нанимать, но за проводников придётся заплатить в конце игры.



Листы второй книги отличаются цветом полоски, другими названиями локаций и ценностью артефактов, измеряемой в монетах и победных очках. В остальном - наборы идентичны.



Просто так путешествовать по Африке нет никакого смысла, поэтому игрокам предлагается выполнить маршруты и получить, в случае успешного их завершения, денежное вознаграждение. Задания отличаются стоимостью в победных очках и призовой денежной суммой. Карты вступают в игру по очереди, в соответствии с буквами Алфавита. При этом начальные задания имеют большую стоимость в монетах, но меньшую в победных очках. Более поздние карты имеют обратные показатели.



Передвигаться по неизведанной местности лучше всего с проводником - один (универсальный) составит компанию каждому игроку, а остальных можно нанять в ходе путешествия. Перемещаться от локации к локации мы будем при помощи специальных карт "передвижения" одного из пяти цветов, на которых указан специальный значок. Аналогичные цветные символы находятся  около каждой локации на игровом поле.



Карта Африки: внизу размещается трек маршрутов, две книги укажут место для деревянных подставок, а справочная таблица напомнит игрокам о ценности собранных сетов артефактов. Всё остальное пространство испещрено маршрутами и локациями, по которым побегут фишки игроков.

А в Африке, а в Африке…



Составьте колоду маршрутов специальным способом и разместите пять карточек открыто внизу, заполнив все свободные места на треке. Фишки игроков размещаются в локации, выделенные соответствующим цветом. Обратите внимание на красную линию, разделяющую карту на две части: северные локации имеют коричневый цвет, а южные - белый (это помогает при поиске).

Перемешайте карты и выложите их единой стопкой на одну из сторон деревянной подставки. Книги с картами артефактов размещаются по принципу: книга с белыми картами выкладывается в коричневую область и наоборот.

Рядом с полем выложите открыто проводников. Перемешайте карты "передвижения" и разместите стопку рубашкой вверх в зоне досягаемости всех игроков.



Каждый путешественник получает стартовый капитал, указанный на его карте, четыре диска, одного проводника (Джокер) и одну карту "передвижения", взятую случайным образом из колоды. Игроки совершают ходы в порядке очерёдности, указанной на их картах. Этот порядок не меняется до конца игры.



Вначале хочу обратить ваше внимание на маршруты. Это - единственный возможный (в начале игры) источник получения денег. На картах напечатаны две локации, выделенные цветом: верхняя - стартовая, нижняя - конечная. Над маршрутами указан приз, который игрок получит дополнительно, присоединившись к экспедиции: монеты или карты "передвижения".



Перемещаться игрок может только при помощи карт, поэтому одно из трёх возможных действий - взять две карты "передвижения" сверху колоды себе в руку и передать ход следующему путешественнику.  И тут я позволю себе маленькое отступление.

Как ни странно,  в игре не предусмотрено снимать карты и выкладывать их рядом с колодой, давая возможность игроку делать выбор (аналогично игре "Билет на поезд"). Мы ввели домашнее правило и снимаем три карты с колоды, размещая их рядом с основной стопкой. Игрок может либо взять одну из открытых карт (немедленно пополняя ряд новой), либо снять верхнюю с колоды. Рекомендую и вам попробовать данный способ - он меняет игру в лучшую сторону.



Если у вас достаточно карт, то отправляйтесь в путешествие: игрок может сыграть любое их количество и переместиться в нужную локацию (в одной локации может находиться несколько игроков,  никаких ограничений нет). Например: жёлтую фишку можно передвинуть в Kalahari при помощи нижней карты, в Port Natal  поможет перейти средняя, а проводник (Джокер, заменяющий любой символ) отведёт вас в Cape Town. После этого все обычные карты "передвижений" уходят в сброс, а проводник возвращается обратно в руку игрока. Кстати, заплатив 5 монет, вы можете превратить одну карту "перемещения" в "Джокера" на текущий ход.



И третье возможное действие - приобрести карту артефакта из книги. Купить можно одну верхнюю карту из книги, которая находится в той же части карты, где располагается фишка игрока (отделена красной линией). Перевернуть страницу книги стоит 1 монету, сама карта стоит 5 монет (или 1 золотой).



Приобретённая карта артефакта размещается перед игроком и пока никаких бонусов ему не приносит. Вначале необходимо попасть в указанную на ней локацию. Как только фишка путешественника останавливается (либо проходит) сквозь указанную на карте точку, игрок немедленно получает указанный бонус. В нашем случае - две монеты.



После этого карта артефакта размещается под стартовую карту игрока,  теперь она засчитывается при итоговом подсчёте и приносит игроку указанную на карте суму победных очков. Может возникнуть ситуация, когда несколько предметов размещается в одном и том же месте - в таком случае все они "засчитываются" и приносят бонусы.



В книге есть страницы, позволяющие нанять проводника. Это специальная карта, которая, наравне с "Джокером", забирается в руку и никогда не сбрасывается игроком. Получить проводника можно по общим принципам, оказавшись в необходимой локации. При этом "страница" книги убирается в коробку, а игрок получает одну карту, лежащую рядом с полем.

Позволю себе ещё одно отступление по правилам. Для повышения интереса к картам артефактов, мы решили не делать покупку карты отдельным действием и ввели свои правила: до или после передвижения игрок может купить  одну карту артефакта при условии, что путешественник не будет использовать монеты, полученные во время текущего хода в результате выполнения маршрута, либо нахождения артефакта. Игра преобразилась, и я рекомендую вам попробовать и это нововведение.



А теперь о самом интересном - о маршрутах.

Находясь в начальной точке маршрута (либо проходя насквозь локацию), игрок может "присоединиться к экспедиции", положив один из четырёх дисков на соответствующую карту на треке. При этом несколько игроков могут присоединиться к маршруту - никаких ограничений нет. В качестве бонуса, присоединившийся к экспедиции путешественник, немедленно получает указанные наверху трека либо монеты, либо карты "передвижения".

В нашем примере синий и жёлтый игроки получат по 2 монеты, присоединившись к одной и той же экспедиции, стартующей в Cape Town.



Но лишь один игрок получит карту маршрута, достигнув конечной точки путешествия. При этом карта снимается с трека (её место занимает новая), удачливый путешественник получает выполненный маршрут с призовыми очками и указанное на карте вознаграждение. Остальные игроки просто возвращают свои маркеры обратно в запас без какой-либо компенсации. В нашем примере синий игрок получает 4 победных очка и одну монету, а жёлтый игрок остаётся ни с чем.

В конце хода у игрока на руках не может быть больше чем 5 карт "передвижения" (включая проводников)  и перед путешественником должно лежать не более 3 карт не найденных "артефактов". Все излишки сбрасываются.



Как только трек маршрутов нечем будет пополнять, наступает последний раунд игры. После его завершения игроки подсчитывают полученные победные очки с карт выполненных маршрутов и найденных (именно найденных) артефактов. Карты артефактов, купленные, но не найденные, приносят путешественникам по 1 победному очку. Столько же принесут каждые 10 монет и каждые две карты "передвижения", оставшиеся на руках (кроме проводников).



И это ещё не всё! Комбинации найденных артефактов дают дополнительные бонусы: два любых одинаковых предмета - 6 очков, а три - 12. Два любых разных предмета дают 2 очка, а четыре - 10. При этом одна и та же карта может принять участие только в одной комбинации!

Проводники очень полезны в дороге, но дорого обойдутся вам в конце игры: два любых туземца отнимут 5 победных очков, а три - 10 (Джокер при подсчёте не учитывается).

Победитель определяется по итоговой сумме, провозглашается покорителем африканских просторов и получает настоящий пробковый шлем, который обязан носить даже зимой.

Сбежав от туземцев.



Вспомнил, где я видел и органайзер, и книги: в настольной игре Valdora от одноимённого автора. Использованы интересные и красивые наработки в виде книг, да и остатки органайзеров со склада удалось пристроить…

Начну я рассказ о своих впечатлениях с того, что базовые правила, не предусматривающие выложенные открыто карты "передвижения" и покупку карт артефактов отдельным действием, не выдерживают никакой критики. Вместо осмысленного выбора карт "передвижения", которые мы будем применять во время путешествия по карте, нам предлагают положиться на удачу и брать сверху стопки то, что "Шахт послал", что превращает игровой процесс в лотерею. Простейший хоумрул с выкладыванием трёх карт открыто рядом со стопкой (этого количества вполне достаточно)  кардинально меняет положение.

Также непонятно, почему в базовых правилах на покупку карты артефакта необходимо тратить отдельное действие. Это даёт соперникам возможность "перехватить" ваш маршрут и снижает ценность "книг". Особенно это ощущается во время первых партий, когда игроки всё внимание уделяют маршрутам, а артефакты так и остаются не раскупленными до конца игры. Возможность приобрести карту артефакта в движении существенно повышает интерес к покупкам и не ставит игроков перед выбором: артефакт или маршрут, а заставляет комбинировать, что положительно сказывается на игровом процессе.

Закончив с несвойственной мне критикой правил, я перейду к положительным моментам данной игры, которых немало.

Во-первых - огромный "плюс" - элементарные для объяснения правила. Но не думайте, что играть будет легко, несмотря на абсолютно "прозрачные" условия. Вы должны держать в голове и отслеживать около 7 переменных: 5 карт маршрутов и 2-4 карты артефактов с указанными на них локациями. Вы должны знать карту, как свои "пять пальцев", и только в этом случае сможете провести свою фишку сквозь 2-3 ключевых локации, которые принесут вам карты маршрутов и артефактов.  Поначалу это очень сложно - вы думаете, что "всё просто", увлекаетесь одним маршрутом, в то время как ваши оппоненты в течение одного хода "закрывают" одним махом 2-3 карты, опустошая в прямом смысле слова нижний трек.

Во-вторых - помимо маршрутов, необходимо помнить карты артефактов, которые вы собрали и доступные призовые сеты. Артефакты, сами по себе, стоят недорого - многие маршруты принесут 5 очков, против 1 за артефакт. Но комбинации, собранные втайне от противников, сделают вас претендентом на первое место даже в случае малого количества выполненных маршрутов.

В-третьих - финансы, которых не так и много. Вначале карты маршрутов пополнят ваши карманы деньгами, но, чем дальше, тем меньше денег вы получите. Последние маршруты принесут всего 1 монету, которой хватит только на переворот страницы книги. Необходимо соблюдать баланс между тратами и получением капитала, поэтому покупку карт необходимо делать с особой тщательностью.

Перечисленные мной три ключевых момента необходимо держать в голове и применять их на практике. Скажу сразу, что внешняя простота обманчива, и мы смогли полноценно сыграть в игру, начиная лишь с третьей партии - постоянно путались и долго думали над цепочками карт "перемещения".  Моя жена даже сказала, что "от этой простоты мозг закипает, но давай ещё партию".

Тем не менее, освоившись с правилами и картой, вы поймёте, что игра не сложная, интересная, атмосферная и очень красивая. Это достойный конкурент "Билету на поезд", так как ощущения после партий в эти две игры схожи. Africana - игра, на которую обязательно стоит обратить внимание поклонникам семейных настольных игр. Качество исполнения на самом высоком уровне, атмосфера путешествия присутствует в полном объёме - наверное, это самая лучшая игра (на данный момент) про путешествия.

Вы именно путешествуете, а не выполняете маршруты - вы перемещаетесь, собирая по пути артефакты, и стараетесь сделать это быстрее оппонентов, которые в прямом смысле слова наступают вам на пятки. Аналогично, я считаю игру "Фивы" лучшей игрой про археологию - атмосфера раскопок передана в ней идеально.

Могу смело сказать, что наш список семенных игр для "каждодневного" использования пополнился ещё одной замечательной игрой, подвинув "Билет на поезд" на более низкую ступеньку.  Посмотрим, что будет дальше…

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Перевод от магазина Игровед
Скачать africana.pdf
Комментарии (16)
А вот за отход от правил и критику - спасибо :) Не то, чтобы в мире стало больше зла - в мире стало чуть больше правды :)
nastolkus   |   03.09.12
В данном случае критика относится, скорее, к М. Шахту и его тестированию игры. Не понимаю - зачем вводить такие ограничения в игру, которые буквально "убивают" игровой процесс... Хорошо, что есть возможность без проблем исправить это положение, что я и указал в тексте. Игра, кстати, очень хорошая на составление цепочек ;) Мы такие любим...
Gravicapa   |   03.09.12
Спасибо за обзор, взял на заметку. Мои такое любят. Однако с Шахтом именно в моей семье натянутые отношения, мне всегда кажется, что в его играх зачастую тема игры раскрыта не до конца (подсознательное). За рандом в игре часто выступает издатель, требующий от автора переработать игру в сторону, где более младший будет себя чувствовать более равным (знаю непонаслышке). Так что возможно в "режиссерской" версии игры всё было так, к чему в итоге пришли. =)
Mazz_O   |   04.09.12
И от меня спасибо за обзор. Игра на одном из первых мест в вишлисте, так как очень любим путешествия, А тут такой шанс всю Африку обойти.
Journeyman   |   04.09.12
Пожалуйста. Ещё один плюс игры - так как карта очень близка к настоящей, то выучив расположение локаций, учишь географию лучше, чем в школе :) Мы уже отыграли около 10 партий - разница между первой и последней колоссальная, поэтому уровень подготовки игроков должен быть одинаковым, иначе шансы на победу новичков очень малы.
Gravicapa   |   04.09.12
Спасибо за обзор. Имея "Валдору" с аддоном, пожалуй, воздержусь от покупки, а так - несомненно, красивая игра для семейных вечеров.
DOMiNiON   |   06.09.12
Я думаю, что это - мудрое решение. :) Хотя, на данный момент,если бы я стоял перед выбором "Валдора" или "Африкана", то я выбрал бы "Африкану". "Африкана" - умнее, "Валдора" - красивее и проще.
Gravicapa   |   06.09.12
Спасибо за замечательный обзор! Уже хочу)))) Александр, как считаете, стоит иметь и Африкану, и Билет на поезд? Или они однотипны?
Елена   |   09.10.12
Пожалуйста. Можно и нужно (лично у меня обе игры) - эти игры похожи (именно похожи) по ощущениям после партии НО абсолютно разные по принципу "обмозговывания" :)
Gravicapa   |   09.10.12
На Тесере рекомендуется на троих. А как она на двоих по вашим ощущениям?
Владимир   |   08.02.13
Рекомендуется... На четверых она играется просто отлично - сыграно более 15 партий как с детьми, так и со взрослыми игроками. На троих тоже хорошо играется, но тогда получается, что в одной части карты будет один "лидер". На двоих - в Африкану можно сыграть и вдвоём, но я бы не стал себе портить впечатления :) Минимум втроём ;)
Gravicapa   |   08.02.13
Александр, подскажите, пожалуйста, какой размер карт в этой игре? Хочу ее купить, заодно и протекторы, но по размерам ни один поисковик по ним информацию не дает.
tekss   |   01.01.15
Большие карты: 56х86 мм, маленькие: 42х65 мм. Измерял быстро, линейкой :) Игра отличная, незаслуженно обделённая вниманием.
Gravicapa   |   01.01.15
Спасибо большое! Счас точно будем брать без сомнений! :)
Tekss   |   01.01.15
Проясните, пожалуйста, не совсем понятно, как первоначально "забивать" маршрут: игрок должен встать (достичь) на стартовую позицию сначала после этого выложить фишку на маршрут или просто, независимо от своего местонахождения может "застолбить" понравившийся? И еще, например, если мне надо попасть в стартовую позицию для прохождения маршрута и для этого достаточно сделать один ход, может ли игрок, не имея на руки иных карт, кроме джокера, показать его и передвинуть фишку? Заранее спасибо!
Олеся   |   08.10.16
1) Вы должны находиться конкретно в точке начала маршрута, только тогда вы можете положить свой маркер на карту этого маршрута. Это единственный способ присоединиться к экспедиции, " в любом месте поля" сделать этого нельзя. 2) Да, можете. Джокер - это любая карта по вашему выбору, он в любом случае уходит в руку в конце хода.
Gravicapa   |   09.10.16
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр