Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Адмирал. Под всеми парусами

Обзор № 367 от 04.12.2012, 18514 просмотров
Не так давно, когда никто ещё не знал об атомной энергии, паровые котлы были несовершенны, а гребные винты никто ещё не применял, морские просторы бороздили парусные суда. То было время великих открытий, лихих пиратов и отважных адмиралов, ведущих свои корабли в бой. Сегодня на Розовом диване - парусноабордажная настольная игра Адмирал.



Подготовленная команда, мощное вооружение и мудрый капитан - основополагающие успеха того времени. Выходя в море, любое судно было готово к бою, да и на суше в укреплённых фортах, нельзя было чувствовать себя в безопасности. Залпы пушек, треск ломающихся мачт и воинственные крики пиратов далеко разносились над водной гладью.

О героических подвигах эскадр слагали легенды, а каждый юноша мечтал стать юнгой на корабле, чтобы впоследствии дослужиться до адмирала и взять под командование флот. Те времена ушли в прошлое, но романтика морских приключений осталась...



Внутри нестандартной и увесистой коробки от компании BombatGame располагаются пластиковые литники моделей кораблей, игровые поля, внушительный буклет правил, индивидуальные магнитные карточки, маркеры, тайлы островов, комплект деталей для сборки флюгера и кубик.

Хочу отметить правила игры на 76 страницах. Помимо самих правил, книга содержит исчерпывающую информацию по судам, представленным в игре, а также исторические справки из военно-морской истории. Буклет интересно читать с точки зрения литературного произведения.



В игре мы будем управлять пластиковыми корабликами, которые вначале необходимо собрать. Сборка парусников происходит без каких-либо затруднений. Единственная сложность, с которой я столкнулся  -  для стыковки парусов к центральным и задним мачтам необходимы либо тонкие пальцы, либо пинцет. Под чутким руководством взрослого собрать фрегат сможет даже ребёнок.



Флотилия состоит из 4 различных видов кораблей, по 6 судов каждого типа (всего 24 фигурки). Пластмасса качественная, детали продуманы и соединяются друг с другом без каких-либо затруднений.



На подставке методом тиснения указан тип корабля, а количество палуб с пушками соответствует характеристикам парусника - всё продумано до мелочей. Например: трёхпалубные суда имеют три ряда "точек" по борту, а однопалубные - один.
На самой высокой мачте размещается вымпел, определяющий принадлежность корабля тому или иному игроку. Идея интересная, но требует доработки: "флажок" маленький и различить в пылу сражения "где свои, а где чужие" порой сложно.



От нападений пиратов прибрежную территорию защищали форты, служившие местом отдыха и ремонта кораблей. Каменные крепости давали достойный отпор атакующим их судам.



Всего в игре используется 4 форта, которые игроки размещают на поле в соответствии со сценариями. О специальных свойствах этих цитаделей я расскажу далее.



Паруса, как известно, наполняет изменчивый ветер. В игре направление движения ветра укажет флюгер, собранный из 4 частей: картонного основания и пластиковых элементов.



Стрелка крутится вокруг собственной оси, указывая части света (буквы на внешнем радиусе) и силу ветра (три цвета секторов).



Морские просторы, где происходят события игры, складываются из двух качественных картонных полей и разделёны на квадраты. По верху и левому краю идёт буквенно - цифровая нумерация клеток для удобства передвижения и ведения боя.



На море встречаются острова, в их бухтах корабли ищут защиту от штормовых ветров. Три вида суши, выполненные из плотного картона, размещаются на поле согласно буклету. Квадраты на островах в точности совпадают с разметкой игрового поля.



Океан таит в себе множество опасностей, как природных, так и созданных человеком. Мины и рифы нанесут кораблям повреждения, а королевские форты обозначат командные штабы игроков и могут являться целью сценария. Кубик используется во время боя, а прямоугольный "золотой" маркер понадобится для особых отметок (например, груза золота).



Каждый корабль имеет свою индивидуальную карточку с указанием свойств и характеристик. Карточки в игре выполнены особым способом - они "магнитные". Впервые вижу такой вариант исполнения, и могу сказать, что он очень удобен и практичен.

На каждые шесть кораблей одного типа наклеиваются цифры от 1 до 6, им соответствуют номера на карточках в левом нижнем углу. Это сделано для персонализации данных по каждому судну.



Все отметки производятся трёхцветными дисками - маркерами, которые буквально прилипают к карточке. Износостойкое покрытие сохранит эти мини - планшеты в отличном состоянии даже после нескольких десятков партий. А хранить результаты сражения можно... прикрепив карточки к дверце холодильника.

Попутного ветра.



Прочитав о кораблях и отважных капитанах, откройте заключительную часть буклета и разложите один из сценариев. Кампании, в основном, предусматривают размещение на поле участков местности и фортов, а также определяют цели для победы. Игроки могут сами выставить корабли  по взаимной договорённости, либо руководствуясь схемой из буклета.



Судна необходимо размещать согласно общим правилам игровой системы, регламентирующим нахождение судов в квадратах игрового поля. Если кратко, то: на море (как и в прибрежных водах) может находиться только один корабль, а в порту встанут на якорь два судна. Более подробно прочтите в правилах игры, в которых содержится множество поясняющих иллюстраций.



Флюгер располагается рядом с игровым полем таким образом, чтобы "север" располагался вверху диска. Четыре части света соответствуют линиям, разделяющим поле на квадраты и задают направление ветра по горизонтали и вертикали. Промежуточные показатели указывают движение по диагонали.
Цветные части сектора определяют погоду: красные укажут шторм, синие - хорошую погоду, белые - штиль.



В левую часть карточки каждого судна поместите зелёный маркер. Его положение определяет, управлял ли игрок данным кораблём в текущий ход или нет. Когда адмирал берёт корабль под свой контроль, диск перемещается вправо, а в конце хода возвращается на первоначальную позицию.

В верхней части карточки указано количество клеток, на которое судно может переместиться в различных направлениях. Как видите, количество клеток зависит от состояния погоды. При попутном ветре Галеон пройдёт 4 клетки по горизонтали (вертикали) или 3 по диагонали; в штиль останется без движения; во время шторма принудительно сдвинется на 3 клетки по горизонтали (вертикали) или на 2 - по диагонали.

Внизу карточки указана дальность стрельбы, количество выстрелов в течение одного хода (количество палуб) и запас прочности корабля.
В начале раунда первый игрок раскручивает флюгер, определяя силу и направление ветра на весь раунд. После этого все игроки, по очереди, отдают приказы своим эскадрам.

Во время своего хода Адмирал может отдать приказы любому количеству кораблей либо пропустить свой ход, ожидая реакции противника на безопасном отдалении.
Начнём с передвижения.

Если на пути кораблика нет препятствий, ветер попутный и погода ясная (синий сектор), то перемещение происходит без приключений на количество клеток, указанное в планшете. Судно может маневрировать и идти против ветра. Но при этом оно теряет одну единицу перемещения за каждое отклонение от курса на 1 румб (поворот на 90 градусов).

В штиль корабль перемещается в любом направлении на указанное в карточке число квадратов - никаких ограничений или штрафов нет.



Если на море шторм (красный сектор),  кораблики сносит стихия независимо от их воли. Рифы наносят повреждения кораблям - на сколько квадратов вы не смогли сместиться, столько пробоин получит ваш корабль.

Например: шторм сдвигает Галеон в сторону рифов на 2 квадрата. Один квадрат судно преодолевает без препятствий, но дальше дороги нет. Красный маркер размещается на карточке корабля, и Галеон встаёт на якорь около скалы, получив пробоину.



Острова служат преградой шквальному ветру. Поэтому корабли, находящиеся под прикрытием береговой линии либо стоящие на якоре в акватории форта, в шторм не смещаются. При столкновении с сушей или любым другим кораблём, судно встаёт на якорь, заканчивает движение и повреждений не получает.

Передвинув кораблики, можно вступить в бой с противником.

Примечание: в действительности можно вначале атаковать и лишь затем двигаться. Игрок вправе сам выбирать очерёдность действий.



В начале атаки на карточку корабля выкладываются жёлтые жетоны по количеству палуб корабля. При выстреле жёлтый жетон смещается вправо и атакующий бросает кубик. Нечётные значения говорят о попадании, чётные символизируют промах. Дальность стрельбы указана на карточке и индивидуальна для каждого типа судна.



Корабль может стрелять одиночными выстрелами, а может дать залп из всех орудий. В таком случае кубик бросается один раз, и в случае попадания наносятся повреждения по количеству палуб атакующего корабля.

Например: Галеон даёт залп с двух палуб и наносит противнику два повреждения.
В конце хода все жёлтые жетоны сдвигаются обратно влево до следующей атаки.



Абордаж был любимым развлечением той эпохи: сойдясь борт к борту, бравые матросы бросались врукопашную и мутузили друг друга до полной победы одной из команд. В качестве приза победитель получал корабль (или то, что от него осталось).

На абордаж можно взять только одно судно противника и только в том случае, если корабли находятся рядом друг с другом по вертикали или по горизонтали. Вначале определяется первый показатель атаки: запас прочности, оставшийся у каждого корабля (разность между значением на карточке и количеством повреждений).

Например: у левого корабля это число равно "4", а у правого - "3".

После этого каждый капитан бросает кубик за свой корабль: значения "1-2" дают ноль дополнительных очков, "3-4" - одно очко, а "5-6" - два дополнительных очка. Этот показатель суммируется со значением запаса прочности каждого судна.
Разность чисел определяет победителя. Запомните полученное число - это запас прочности, который победитель должен распределить между всеми кораблями, участвующими в абордаже (можно нападать несколькими судами на один корабль).

Например: конечный результат левого корабля равен "4", правого - "3" (никто не получил дополнительных очков после броска кубика). В таком случае побеждает левый игрок, а оставшийся запас прочности на оба корабля равен "1". Победитель должен решить, какой из двух фрегатов останется на плаву и поднимет флаг победителя, а какой пойдёт на дно.

В случае одинакового результата оба корабля разлетаются в щепки и тонут.



Отремонтировать полуразвалившуюся посудину можно в форте. Один раунд простоя в прибрежных водах неподалёку с каменным строением позволит поправить здоровье на "1". При этом ходить корабликом нельзя (флаг снимается с мачты и устанавливается на шпиль форта). Но враг может добить противника, пока тот латает пробоины.



Атаковать можно как форт, так и корабль, стоящий на якоре подле него. При этом форт получает повреждения, аналогичные корабельным (красный жетон выкладывается неподалёку с постройкой).  Три результативных попадания, и каменная цитадель более никому не принадлежит. С неё снимается флаг, а корабли, проходящие ремонт под защитой каменных стен, уходят на морское дно.
Форт можно отремонтировать, подплыв к нему на двух кораблях и спустив команду на берег. При этом можно восстанавливать крепостные сооружения противника - в таком случае они отойдут под вашу юрисдикцию.

После того, как все игроки выполнят свои действия, право повернуть флюгер переходит к следующему Адмиралу, и приключения  продолжаются.
Игра заканчивается, либо когда все задачи сценария выполнены, либо когда весь флот одного из игроков отправится на морское дно.

Вернувшись с морских просторов.



Интересная, несложная и качественно выполненная игра для поклонников морской тематики. Тактика для всех возрастов, наверное, так я охарактеризовал бы игру Адмирал. Правила можно объяснить игроку с любым уровнем подготовки буквально за 5-7 минут. Кораблики имеют фиксированные показатели перемещения, что позволяет планировать свои действия на поле. Флюгер, безусловно, вносит свои коррективы, но ничего кардинально срывающего ваши планы при должном маневрировании стрелка не покажет.

Элемент случайности присутствует в сражении, но результаты боя можно прогнозировать - лишь крупная удача позволит однопалубному кораблю отправить на дно трёхпалубный, не получив при этом смертельную пробоину.  Форты играют важную роль в игровом процессе, позволяя восстанавливать характеристики кораблей до первоначальных. Так как покупка дополнительных судов во время партии не предусмотрена, то ремонт - единственная возможность вернуть в строй израненный корабль.

Правила "гибкие", и вы можете их как упрощать для игры с совсем юными адмиралами, так и усложнять для схватки с бывалыми морскими волками. Лично мне понравились исторические справки, отражённые на страницах буклета, а также информация по судам. Текстовые вставки развивают кругозор и создают определённую атмосферу игры. Но есть в этом и "минус": правила слишком объёмные, необходим краткий справочник по действиям игроков, принципам передвижения и ведения боя. В первый раз освоить столь внушительный труд начинающему игроку будет сложно.

Магнитные карточки кораблей - интересное решение, которое на практике оказалось удобным. Странно, что до сих пор подобное не приходило в голову разработчикам. Планшеты не боятся ни влаги, ни трения, а размещённые на них маркеры прочно держатся на виниловой поверхности.

На сайте издателя, в особом разделе, всегда можно найти новые сценарии к морским баталиям. Издатель обещает публиковать одну новую кампанию в месяц.
Комментарии (20)
Спасибо за статью. Смутно знакомые правила - что-то такое помню про космос из игр в советских журналах, хотя могу и ошибаться. Выглядит всё удивительно толковым и простым. Надо будет попробовать смастерить что-то подобное.
Repej   |   04.12.12
Пожалуйста. Правила достаточно просты, поэтому вполне возможно, что нечто подобное было и ранее, а также появится в будущем в виде космических кораблей или подводных лодок :) На то он и игровой мир - механики "кочуют" из игры в игру. А по поводу изготовления... Кораблики классные, честно скажу, и создают бОльшую часть атмосферы. Если бы они были картонные, то игра была бы не столь эффектна и интересна для ребёнка... Но в качестве "попробовать" можно и изготовить - никаких особых трудностей, кроме флюгера, я не вижу...
Gravicapa   |   04.12.12
"Что-то подобное" было в советских журналах "Костёр" и "Пионер". А так же в книге О.Орлова и Р.Попова "Кораблики и Солдатики":) А ещё раньше "что-то подобное" было в журнале "Морской сборник" за 1848 год, и называлось "Военно-морская игра". Сделать такую игру руками вполне возможно (кстати, процесс детально описан в книге "Кораблики и Солдатики") - сам в детстве и делал и играл. И сохранил самые тёплые воспоминания, благодаря которым мы с друзями и решили выпустить игру промышленным способом, доработав и расширив игровую механику. По большому счёту, любую нынешнюю настольную игру можно сделать самостоятельно. Нужно ли? Это каждый решает сам:)
Evil_Bombat   |   04.12.12
Приношу извинения за ОФФТОП: Мне кажется, мои слова истолкованы превратно. Я нисколько не умаляю достоинств данной игры и её создателей. То, что "мне показалось знакомы" ни коим образом не подразумевает "плагиат", "вторичность" и т.д. Касательно "смастерить": купить эту игру мне, во-первых, сложно, во-вторых, она тяжеловесна для "нас" (СДВГ и ещё целый букет). Если максимально упростить и сделать упор на создание своего корабля или форта, то может и пойдёт. Глядя на изображения, я могу только поностальгировать и позавидовать Gravicap’е и его детям.
Repej   |   04.12.12
В свою очередь прошу прощения, если мои слова прозвучали как "А не подозреваете ли Вы нас в плагиате?":)) Это, видимо, из-за того, что я взял "что-то подобное" в кавычки. Сейчас перечитываю, и сам понимаю, что из-за этого написанное воспринимается как сарказм. На самом деле я хотел сказать, что мы (команда разработчиков) полностью отдаём себе отчёт в том, что не можем претендовать на звание авторов игры - игровая система, которую мы использовали, существовала ранее, а мы просто её расширили, доработали, и воплотили в картон и пластик:) Кстати, именно поэтому на коробке с игрой не указан автор - мы не можем точно сказать, кто именно является таковым. Хотя это уже отдельная история.
Evil_Bombat   |   04.12.12
Красивая игра
3e6p   |   04.12.12
Господа, давайте жить дружно :) Да, игра очень красивая и качественная - поля из толстенного картона, а фигурки на уровне мировых стандартов...
Gravicapa   |   04.12.12
Точно. В случае неспортивного поведения оппонента его можно принудить к миру сложенной вчетверо половинкой поля:)
Evil_Bombat   |   05.12.12
от скольки лет она?? и где её купить не подскажете?
Юля   |   10.12.12
Если самый простой сценарий "Золото старого пирата" - то можно играть от 6 лет. Но первые две-три игры нужны родители, которые объяснят ребёнку игровую механику. Ну и кораблики сложить помогут. Купить в России можно пока только заказом с нашего сайта www.bombatgame.com. В Украине - есть как в интернет-магазинах, так и офф-лайн магазинах детских игрушек.
Evil_Bombat   |   10.12.12
Издатель уже ответил (спасибо), добавлю лишь, что по моему мнению в 7-8 лет можно приступать к морским баталиям под руководством взрослого. В 6 рановато... Хотя, все дети разные. :)
Gravicapa   |   10.12.12
Ну, тут действительно спорить сложно - все дети разные, и гарантировать, что любому ребёнку 6 лет игра подойдёт, было бы несерьёзно. Хотя определёнными наблюдениями поделиться могу - ребёнку даже 6 лет игра интересна, если ему в принципе интересна тема - пираты, парусные корабли и т.д. Тогда никаких проблем с освоением механики не возникает. Если нет - тогда есть смысл покупать игру ребёнку, который сможет сам прочитать первую часть правил, с исторической справкой. Она не зря такая подробная - её прочтение создаёт у ребёнка нужные ассоциации, и освоение правил он уже само по себе начинает воспринимать как часть игры. И, пожалуй, последнее (это по опыту проведённых игротек) - если Вы начинаете осваивать игру с ребёнком - рекомендую на первых ходах подставиться ему под выстрел, и прямо указать на возможность выстрелить. Игра сразу приобретает для ребёнка дополнительную динамику:)
Evil_Bombat   |   10.12.12
В любой игре желательно давать ребёнку фору и возможность выиграть. Детство есть детство, и взрослым нет смысла соревноваться с детьми. Профессионализм опытного взрослого игрока заключается не в возможности выиграть у ребёнка, который не может изначально соперничать с более зрелым умом, а в том, чтобы манипулировать игрой, управлять более слабым противником и проводить игру по своему сценарию. И пусть ребёнок выиграет - вы получите не менее острые ощущения так как будете знать, что сами спланировали и разработали операцию по собственному поражению. НО сделайте это так, чтобы ребёнок ни о чём не догадался и был бы в какой то момент "на волосок" от проигрыша. Вот это - профессионализм :) Естественно, всё вышесказанное - моё личное мнение...
Gravicapa   |   10.12.12
Простите что спрашиваю тут а как заказать с того сайта?? т.е. там цена мне не понятна как определить цену в рублях * и будут ли правила на русском языке?? кораблики продаются отдельно???простите-я тормоз))))))
Юля   |   11.12.12
По заказу и цене не подскажу - надеюсь, что издатель разъяснит. Кораблики, насколько я знаю, отдельно продаются. А правила изначально на двух языках, один из которых - русский. Так что точно будут.
Gravicapa   |   11.12.12
спасибо)
Юля   |   11.12.12
Заказать можно, направив письмо на электронную почту, указанную на сайте. После этого с Вами свяжуться, и оговорят цену с учётом доставки. Дело в том, что цена может отличаться в зависимости от следующих факторов: 1. Способ доставки (Почта России или курьерская доставка). Для Росии у нас есть и тот вариант, и другой, но курьерская доставка обходится дороже, хотя и идёт быстрее - 3-5 дней, до Москвы и Санкт-Петербурга, до 10 дней - по остальным городам Росии (кроме Камчатки и Крайнего Севера - там всё сложнее). 2.Заказ одной коробки, или двух-трёх. Если идут две-три коробки (больше в один заказ мы не отправляем - может не пропустить таможня РФ), то цена снижается за счёт снижения затрат на пересылку. Если решите сделать заказ - пишите на office@bombatgame.com, далее с Вами свяжется наш менеджер, и можно будет обсудить все детали. Отдельный заказ корабликов возможен - от 4-х штук в комплекте на литниках.
Evil_Bombat   |   11.12.12
Спасибо за ответ :)
Gravicapa   |   11.12.12
Художник Голицин в начале 20 века делал аналогичные игры по аналогии с опубликованными в 1848 году. Очень красивые два сета были. Вариант "пираты" (реплику, конечно же) мне подарили не так давно на День Рожденья :) Данный сет, думаю, великолепен. Хотя для 6 лет, все же, рановато. В 12 от такой, пожалуй, не оторвать будет :) К тому же, одна из особенностей данного варианта правил - возможность конструировать самому морскую карту, что тоже очень полезно.
DragonCat   |   06.06.16
У меня есть старая книга, где подробно описаны правила и приведены примеры изготовления подобных кораблей. Игре уже лет 300 точно!
homocomputerys   |   28.08.16
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр