Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Неделя на теплоходе без настолок и блога

Обзор № 939 от 09.08.2015, 2384 просмотра
Прошедшую неделю наша семья провела необычным образом – упаковав в чемоданы необходимые вещи, мы оставили дома электронные устройства и отправились в увлекательное путешествие на комфортабельном теплоходе «Виссарион Белинский». Впервые за последние пять лет в течение недели я не опубликовал ни одного обзора и не сыграл ни в одну настольную игру – экскурсии и осмотр достопримечательностей занимали всё свободное время. 


Вместе с нами путешествовали туристы со всех уголков России и ближнего зарубежья: на палубе можно было повстречать приезжих из Владивостока, Сахалина, Беларуси, Украины и даже из Германии! Так как круиз оказался очень интересным, а его подробного описания (с точки зрения отдыхающего) на просторах интернета я так и не отыскал, то восполню данный пробел – быть может, вам захочется совершить аналогичную поездку в кругу семьи, и мой отзыв поможет определиться с выбором.

Примечание: по необъяснимому стечению обстоятельств, фотографии теплохода у меня не оказалось. Представленный в статье снимок корабля взят с сайта компании Водоходъ, все остальные кадры сделаны мной во время круиза.

Вначале немножко о теплоходе, чтобы вы могли понять, какая атмосфера царит на борту. Судно построено в Германии по заказу СССР, свой первый рейс совершило в знаменательный 1980 год (Олимпиада в Москве). Безусловно, на сегодняшний день многое модернизировано, но харизма «восьмидесятых» осталась. Лично мне это понравилось, так как создаёт атмосферу спокойствия и умиротворения. 


В двухместных каютах чисто и уютно – на четырёх палубах может разместиться до 293 пассажиров, длина и осадка «Виссариона Белинского» позволяют ему противостоять даже штормам Ладоги (а Ладожское озеро часто сравнивают с маленьким морем). Качка практически не чувствуется, при этом скорость теплохода составляет около 25 километров в час. 

Каюты верхних ярусов выходят на прогулочные палубы, окна в них открываются по принципу железнодорожных вагонов – стекло с фиксатором. Компактный душ и санузел располагаются при входе, свободного места в двухместной каюте вполне достаточно даже для шестерых.


В «трюме» находятся трёхместные каюты (одна кровать откидная). Иллюминаторы располагаются практически на уровне ватерлинии, что создаёт ощущение подводной лодки. В шторм волны полностью захлёстывают стекло, вызывая бурный восторг у детей. Пол в каюте находится где-то на метр ниже уровня воды, что способствует понижению температуры в помещении. В жару это большой плюс, но в прохладную погоду может оказаться «сюрпризом». 

Решить вопросы микроклимата помогает кондиционер, который не только понижает температуру, но и отапливает помещение. Шумное и достаточно экзотическое устройство, полностью справляющееся со своей задачей. Мебель в каютах немецкая, из «восьмидесятых» - отдельно стоящие шкафы, тумбочки, висящие на стенах полки. Никакой встраиваемой техники – вы как будто попадаете в уютную меблированную комнатку, но никак не в каюту корабля. Сам корабль также создаёт ощущение «плавучего отеля» - стойка администратора, ресторан, бар, лекционный и читальный залы. На прогулочных палубах располагаются стулья, на которых можно посидеть и полюбоваться закатом.

Но, довольно о корабле, перейдём непосредственно к шестидневному путешествию по маршруту: Санкт-Петербург, Валаам, Лодейное поле, Свирьстрой, Кижи, Петрозаводск, Мандроги, Санкт-Петербург (со 2 по 7 августа 2015 года)…


Сразу же после отплытия (в 19.00) пассажиров приветствовал капитан (Крайнов В.Б.) – брутальный и весьма солидный мужчина, истинное воплощение понятия «Капитан с большой буквы». Шампанское и стартовавшие в небо воздушные шарики возвестили о начале нашего путешествия…

Старший помощник капитана, проводивший лекцию по применению спасательных жилетов, судя по всему, наводит панический ужас на весь экипаж, так как даже местный «диджей» при появлении руководства вскочил «пулей». Эта догадка нашла подтверждение во время плавания, но об этом чуть позже…


Это магическое число - номер нашего столика. Хочу сразу же отметить профессионализм персонала «Водохода» (компании, владеющей кораблём). Дело в том, что путешествовали мы вшестером (родители и наша семья полным составом), при этом занимали три каюты: две на нижней палубе (111 и 113) и одну на главной (207). Так вот, нас всех усадили за один стол. Забегая вперёд, отмечу, что и на экскурсиях мы все были в одной группе, хотя их комплектование (как и рассадка за столами в ресторане) зависело от номера занимаемого помещения. Приятный сюрприз – отследили фамилии и приняли удобное для нас решение…


Коли я упомянул ресторан, то несколько слов посвящу питанию. Кормят на «Виссарионе Белинском» лучше, чем в фешенебельном ресторане. Со второго дня меню можно редактировать (выбор из 2-3 блюд и десерт), тарелки приносят и уносят внимательные официанты, директор ресторана (или его заместитель) всегда в поле зрения. Есть вопросы, претензии, пожелания – вы можете высказать их непосредственно руководителю. 


На фотографии – Татьяна, хранительница нашего «очага» на период путешествия. Большое ей спасибо за уют, юмор и внимание. Ах, да, забыл упомянуть – завтраки проходят по системе «шведский стол». Блинчики и творожная запеканка изумительны… Если вы надумаете брать с собой «сухой паёк», то забудьте об этом – пачка любимого дочкиного лакомства и шоколадка были привезены обратно. 

В крайнем случае, для ребёнка в ресторане всегда найдут россыпь печенюшек, и вы сможете взять их в каюту (надеюсь, директора ресторана не пожурят за эту вольность).  Мороженое, пирожные, печенье, соки - всё в вашем распоряжении во время приёма пищи. 


Так как я заговорил о ресторане и о внимании экипажа к пассажирам, то отниму ещё пару минут вашего времени и расскажу о происшествии, случившемся с нашей дочкой. К сожалению, на третий день пути, утром она встала с температурой 38 и болями в желудке. Администрация и медработник отреагировали моментально – к трапу вызвали скорую, которая отвезла дочку в больницу, где её за два часа привели в порядок и вместе с мамой вернули на корабль. Всё закончилось хорошо – к вечеру ребёнок уже носился по палубам и уминал в каюте рисовый отвар с сушками.  

Затем для «болезного» организовали индивидуальное меню, справлялись о здоровье до конца рейса, бесплатно обеспечили медикаментами, а в ресторане шли навстречу и позволяли брать еду в каюту. Одним словом, даже если с вами что-то и произойдёт (жизнь непредсказуема), то на борту сделают всё возможное и даже больше. Ещё одна моя искренняя благодарность в адрес администрации теплохода, директора ресторана и, конечно же, капитана корабля. Кстати, чистота на судне поддерживается идеальная – уборка в каютах, коридорах и на палубе проводится ежедневно.

Итак, про корабль я рассказал, про экипаж – тоже. Перейдём к красотам…

Валаам


Остров (36 квадратных километров) встретил десятиминутным дождиком, затем тучи разошлись и до конца круиза с неба ни капли не упало. Валаам необходимо посетить каждому. Это особенное место с неповторимым колоритом и аурой. На острове мы провели весь день и в первой половине посетили центральную усадьбу Спасо-Преображенского монастыря (экскурсия входит в стоимость путёвки).


От теплохода вдоль берега нас провез небольшой прогулочный кораблик. Во время непродолжительного перехода экскурсовод подробно рассказал про историю острова. К сожалению, на долю монахов выпало много тягот и лишений, особенно в смутные революционные времена, когда шло бездумное уничтожение духовных ценностей.


Экскурсовод и его манера подачи материала во многом определяют интерес к предмету изучения. Если вы попадёте на Валаам, то постарайтесь попасть в группу к Елене Александровне (слева в профиль на фотографии).  Слушать её – одно удовольствие. За весь день я не отметил ни одного «слова-паразита», ни одной запинки, ни одной ошибки. Огромная редкость в наше время. 

Но, вернёмся к экскурсии…
 

Монахи живут натуральным хозяйством, при монастыре разбит сад, в котором чего только не растёт. Местные жители, которых служители церкви всячески стараются переселить из полуразрушенных коммунальных квартир 60-х годов с дровяным отоплением в современные дома Сортавалы, живут рыбалкой и туризмом. Оригинальный симбиоз отшельничества и мирской жизни в ограниченном пространстве.


Монастырь окружают два «кольца» построек. Во внешнем живут местные жители и располагаются гостиницы для паломников, во внутреннем – монахи. Фотографировать непосредственно в монастыре запрещено, поэтому красота и великолепие внутреннего убранства останутся лишь у вас в памяти. 


Природа и умиротворение царят вокруг… Воздух на Валааме, действительно, особенный. Со всех сторон остров продувается ветрами, кругом сады, зелень; душевное спокойствие местных жителей передаётся приезжим.


Говорят, что сам государь приезжал на остров в качестве обычного послушника, запрещал оказывать себе знаки внимания и носил обычную монашескую одежду.


Не торопитесь делать фотографии – после экскурсии у вас будет около 40 минут свободного времени, которое можно посвятить качественным фотоснимкам. Лучше внимательно слушайте рассказ гида и задавайте вопросы.


Сувениры, местный хлеб и прочие атрибуты любого туристического места оставьте в стороне – в действительности, ваш духовный мир гораздо эффективнее сохранит воспоминания, нежели берестяная кружка. Лучше сходите и послушайте певчих – голоса у них великолепные, а акустика сводов столь эффектна, что вызывает замирание сердца.


Вернулись мы на корабль лишь к обеду, слегка уставшие, но очень довольные. Если (вдруг), вы отстанете от экскурсии, то вторая группа с теплохода вас заберёт во второй половине дня. Дело в том, что первая группа пассажиров утром отправляется на пешую прогулку по острову, а вторая – направляется в центральную усадьбу. 


Во второй половине дня группы меняются. Так что если захотите провести в центральном монастыре весь день, то можете вернуться на корабль вечером… Некоторые верующие так и сделали.


К пешей прогулке подготовьтесь основательно – она пройдёт по лесным тропинкам. Рекомендую надеть хорошую обувь и защитить ноги от веток и укусов комаров. Пеших экскурсий две (обе оплачены, но выбрать необходимо только одну): «Скиты Валаама» и «Скалистый берег». 


Настоятельно рекомендую «скиты», так как прогуляться по берегу вы сможете и сами. Тем более, дорожка одна, поэтому маршрут практически одинаковый…


В отличие от Спасо-Преображенского монастыря, фотографировать можно везде, но соблюдая определённые приличия. Помните, что находясь в любом духовном месте, необходимо уважать чувства верующих. При входе в храм, женщины должны покрыть голову платком и надеть юбку. Их, кстати, выдают на входе в любой храм совершенно бесплатно. Мужчины снимают головные уборы.


Красные кирпичи, из которых сложены местные постройки, – фирменные. Кладки до сих пор сохранились в идеальном состоянии из-за особенностей технологического процесса изготовления стройматериала.


На маршруте повстречаются и "современные" постройки, гармонично вписывающиеся в местный колорит и природу. В конце пути всех угостили местным хлебом и молоком (можно выпить чай). Молоко парное, свежее – коровы пасутся неподалёку, не обращая на туристов никакого внимания. Далее - вновь свободное время, которое мы провели на палубе «протянув ноги». 


Вечером на теплоходе организовано несколько развлекательных программ, для детей проводят конкурсы и мастер-классы. Мы предпочитали отдыхать на палубе и делиться впечатлениями, поэтому ничего про вечернюю программу не скажу. Отмечу, что в небольшом баре дают концерт барды, места все заняты - если хотите послушать живую музыку дуэта "Ретро вдвоём", то занимайте места заблаговременно.

Лодейное поле. Свирьстрой


Неподалёку от причала в Лодейном Поле стоит церковь с необычными куполами в виде парусов. Стильно и красиво – нигде ничего подобного нет. Утро для пассажиров, наблюдавших за швартовкой, началось с забавного приключения. Дело в том, что расстояние от носа корабля до швартовочного «быка» составляло около 15-18 метров, и добросить верёвку с грузом до этой точки смог бы разве что профессиональный толкатель ядра. 


После пятой неудачной попытки к матросу пришли на помощь друзья, после десятой почти вся вахта собралась на носу, бурно обсуждая варианты решения проблемы. «Мне что, спуститься к вам и помочь?» - великодушное предложение капитана по громкой связи вызвало панику и нервозность среди команды, некоторые тихонько ретировались под «навес»… 


Всех «примирил» старший помощник, пославший на берег более опытного моряка, который решил проблему изящно и просто (пусть это останется тайной).  «А теперь все ко мне на мостик» - разнеслось над водной гладью, когда канат был зафиксирован должным образом. Скорее всего, это была лишь часть длинной и колоритной фразы, так как лицо капитана нельзя было назвать умиротворённым…


В Лодейном Поле необходимо выбрать одну экскурсию по выбору – все они посвящены религиозным постройкам, выбирайте любую, мы поехали в Введено-Оятский женский монастырь. Поездка на автобусе займёт где-то 40 минут в один конец, во время движения экскурсовод рассказывает историю города и некоторые интересные факты о монастыре. 


Прогулка заняла около полутора часов, всё это время мы дышали свежим воздухом на улице, ненадолго посетив храм. Неподалёку от монастыря располагается родник, поэтому желающим совершить омовение есть резон взять с собой тару для воды и купальные принадлежности. Экскурсия может закончиться как в Лодейном поле, так и в Свирьстрое, куда корабль перейдёт на следующую стоянку. 

Кижи


Остров Кижи (государственный заповедник под охраной ЮНЕСКО) знаменит Преображенской церковью, которая построена без единого гвоздя. Может и так, но мне кажется, что это – красивая легенда, во всяком случае, в современном её виде. 


В данный момент церковь восстанавливают весьма оригинальным способом: верхняя её часть держится на опорах и буквально парит в воздухе, а нижние брёвна заменяют на новые. Дерево, к сожалению, недолговечный материал, со временем гниёт и разрушается. Каким образом спасти постройки от исчезновения никто не знает, процесс реставрации похож на бег по кругу – пока рабочие дойдут до куполов, низ уже превратится в труху и потребует ремонта…


В Кижах, к сожалению, нет той харизмы, которая царит на Валааме – увы, туристов здесь столько, что в храмы выстраиваются очереди из групп. Тем не менее, погулять и посмотреть на деревянные постройки настоятельно рекомендую – необычно, масштабно, эффектно.


По выбору вы можете осмотреть «Государственный музей-заповедник» или прогуляться по «Деревне острова Кижи». Выбирайте первый вариант – именно он подразумевает посещение храма и осмотр знаменитых построек. 


На остров свозят различные старинные постройки со всех уголков России – это музей под открытым небом, посвящённый архитектуре древней Руси. Гуляйте, получайте удовольствие и берегите голову, когда заходите внутрь помещений – двери можно назвать миниатюрными. Подобный размер позволял сохранять тепло и не выстужать помещение.


Продолжительность стоянки, к сожалению, всего три часа. Этого времени катастрофически не хватает для полноценной экскурсии! Чем обусловлен столь короткий промежуток времени – неизвестно. На мой взгляд, лучше оставшийся день провести в Кижах, чем потратить его на Петрозаводск, куда и отправился наш корабль.

Петрозаводск


Некогда я занимался водным туризмом, сплавляясь на байдарке по рекам Карелии. Петрозаводск был конечной точкой многих маршрутов – именно из этого города отправляется поезд в Санкт-Петербург. Ещё в те, «стародревние времена», единственной достопримечательностью города была его набережная. Подобного нет даже в моём родном городе – пешеходная зона, множество памятников, тренажёрный комплекс под открытым небом, бесплатный WiFi. Фантастика…


Скульптуры, расположенные на берегу, поражают своей нестандартностью. Например, лежащий на камне кошелёк, который стараются открыть все приезжие (мы не были исключением).  Красиво, очень красиво…

Зато сам город произвёл удручающее впечатление: троллейбусы столь старые, что не разваливаются на части лишь благодаря чуду. Нам часто попадались молодые ребята в майках и спортивных штанах, у некоторых от плеча к плечу татуировки «Спаси и сохрани», матом здесь разговаривают от мала до велика везде, даже в присутствии детей. И это на центральном проспекте города… 

Вы, безусловно, отметите про себя, что я «преувеличиваю» - можете сами убедиться в моих словах, не пойдя на пешие прогулки (рекомендованные на теплоходе), а самостоятельно прогулявшись по набережной. Потом расскажете…

Верхне-Свирская ГЭС. Шлюз 


Если вы никогда не проходили шлюз, то обязательно посвятите этому час своего времени. Зрелище незабываемое и необычное – стоя на носу корабля, можно наблюдать за перепадом воды и работой ворот.


Шлюз расположен по соседству с гидроэлектростанцией, построенной по необычной технологии «уплотнения грунта». Дело в том, что дно реки Свирь «мягкое», и возводить на нём массивное сооружение невозможно. 


Был предложен оригинальный вариант решения проблемы: изначально все постройки и фундамент наклонили на пару градусов против течения. Вода своим напором «выставила конструкцию в ноль», огромным усилием спрессовав грунт и превратив его в камень. 


Доброжелатели предрекали разрушение плотины буквально через год, поэтому на видном месте сотрудники электростанции установили табличку, на которой отмечают количество истекших лет. Сейчас там красуется число «83»…


Вода из камеры сливается или забирается не в сам проход, а в рукав электростанции – это предотвращает возникновение волн, препятствуя раскачке кораблей. В шлюз помещается до двух крупных судов, время регулирования уровня воды составляет где-то 10-12 минут. Не представляю, сколь мощные там стоят насосы.


Кстати, ширина шлюза всего лишь на два метра превышает габариты корабля. То есть, справа и слева у нас всего метр свободного пространства. Профессионализм капитана, заводящего судно в столь узкое «игольное ушко», вызывает искреннее восхищение.


Рекомендую во время шлюзования находиться на средней палубе носа корабля – представитель команды подробно и интересно рассказывает обо всех тонкостях прохождения этого участка реки и о строительстве ГЭС – послушайте, очень интересно.


За всё время работы этого удивительного сооружения произошло единственное происшествие – в 2010 году сухогруз «Шихан» получил пробоину во время открытия створок шлюза. Оператор неверно выставил судно, излишне приблизив его к подвижным частям. Вследствие ошибки вахтенного начальника шлюза металлическая конструкция смяла часть корабля, как игрушку.

Мандроги


Мандроги появились исключительно как туристический центр. На берегу реки создано поселение в старинном стиле, внутри домиков продаются сувениры, центральную площадь занимают шатры, где туристы лакомятся шашлыками под музыку. 


Вся наша семья отметила, что сувениры, расставленные на полках, превосходят по качеству все ранее виденные предметы народного творчества. Поэтому сохраните свои деньги именно на эту стоянку – тут много чего интересного, и стоят изделия относительно гуманно (пока, во всяком случае). Безусловно, центром внимания будут матрёшки, расписанные столь искусно, что даже я горел желанием приобрести себе экземпляр на память. 


Рядом с каждым столом сидит мастер, наглядно показывая своё искусство – тут и роспись по дереву, плетение, резьба по дереву и кости, кузница и стеклодувная мастерская. Детям раздолье – вы сможете им наглядно показать, каким образом, например, изготовляют стеклянные шарики.


Обязательно всей семьёй посетите островок под названием «Лукоморье». Там представлена экспозиция деревянных фигур и находится зоопарк под открытым небом. Экскурсии там не проводят, прикоснуться к необычному стоит 150 рублей на человека, а между «материком» и островом курсирует плот на ручной тяге.


На этом наше путешествие подошло к концу – последний ужин ознаменовался приходом капитана, который подходил к каждому столу и оказывал внимание всем пассажирам. Кстати, женщина за его правым плечом – директор ресторана. 


Праздничный торт встретили овациями и вспышками. Жаль, конечно, но всё хорошее когда-то заканчивается – на следующий день мы вернулись домой. 
В заключение хочу ещё раз поблагодарить экипаж корабля и его капитана за прекрасно проведённое время, персонал - за внимание и заботу, шеф-повара ресторана - за великолепную еду, директора ресторана - за чуткость и внимание, медперсонал - за заботу и участие. 

Эх, пора и за работу – со следующей недели блог заживёт своей обычной жизнью…
Комментарии (2)
Спасибо,как всегда все очень интересно.
paulz12   |   12.08.15
Рад, что понравилось. Сейчас оклемаюсь после отпуска и "в настольный строй" :)
Gravicapa   |   12.08.15
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр