Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Каркассон. Колесо Фортуны

Обзор № 365 от 03.12.2012, 8216 просмотров
С изобретением колеса люди начали больше путешествовать. Расстояния между городами и крепостями перестали быть преградой для путников, запрягающих быстрых лошадей в повозки и мчащихся навстречу приключениям. Каркассон также принял на вооружение этот плод технического прогресса, сулящий как блага, так и катаклизмы.



Со всех концов мира в славный Каркассон отправились караваны торговцев, и на площадях выросли базары с диковинными товарами. Новые технологии позволили возводить величественные мосты и красивые замки - границы великой крепости постепенно расширялись. К сожалению, вместе с иноземными путешественниками пришли голод и невиданные болезни...



Внутри вместительной коробки без органайзера находится стопка тайлов, игровые поля, два пакетика с деревянными компонентами, жетоны и буклеты правил. Судя по всему, издатель решил, что внутри коробки можно не только хранить компоненты, но и играть - свободного места предостаточно.



40 деревянных фишек для 5 игроков (по 8 человечков каждого из 5 цветов) и розовый поросёнок принадлежат базовой игре "Колесо Фортуны", а 12 дуг мостов входят в состав дополнения "Мосты, замки и базары", вложенного в коробку.



Древесная составляющая коробки достаточно внушительная, качественно выполненная и вызывает исключительно положительные эмоции.



Квадрат с изображённым на нём колесом, меж спиц которого расположились 6 локаций. Обратите внимание, в данной версии игры нет стартового тайла - его место заняло поле, по бокам которого расположены части местности.

Трек очков не претерпел изменений, лишь изображение короны отличает его от аналогичного прямоугольника из базовой игры.



"Колесо Фортуны" является самостоятельной игрой, правила которой практически идентичны "Каркассону". Тем не менее, на тайлы нанесено изображение колеса, чтобы отличить комплекты в случае их смешивания. Также на некоторых картонках изображён специальный значок с цифрой от "1" до "3". Более подробно об их назначении я расскажу далее.

Рубашка аналогична предыдущим изданиям базовой игры и дополнений к ней, поэтому можно без труда объединять квадратики и играть, используя все имеющиеся тайлы.



12 тайлов дополнения "Мосты, замки и базары" отмечены символом моста, и на восьми из них появилось новое строение - базарные лотки с цветными крышами. 12 жетонов замков внесут в игру новые возможности, но о них далее.
 
"Колесо Фортуны".

Как я упомянул ранее, игра происходит по основным принципам игры "Каркассон", о которых вы можете прочитать в моём предыдущем обзоре. Если вы только приобщаетесь к миру "Каркассона", я настоятельно рекомендую вначале ознакомиться с  вышеуказанной статьёй, и лишь потом приступать к чтению данного обзора. В данной статье я расскажу лишь о новшествах, которые ждут игроков.



Напомню стандартную подготовку к игре: перемешайте тайлы и расположите их картинкой вниз рядом с полем. Раздайте каждому игроку по 8 фишек, одну из которых они выставляют на "нулевую" отметку трека победных очков.
В центре стола расположите квадрат с колесом - это стартовый тайл. Именно к нему будут присоединяться квадраты, размещаемые игроками в свой ход.



Фигурку милого розового поросёнка выставьте в сектор "Удача". Место первоначального расположения данного создания и направление его движения указано  специальным символом в правом верхнем углу сектора.



В свой ход игрок берёт один тайл и размещает его по стандартным принципам "Каркассона": города дополняют города, дороги переходят в дороги, поля продолжают поля. После этого можно выставить на только что выложенный тайл одну свою фигурку из запаса, сделав её рыцарем, разбойником, монахом или крестьянином. Очки за завершённые участки местности начисляются без изменений.

Примечательно, что участки местности стартового квадрата с колесом учитываются аналогично обычным тайлам - можно достроить город или дорогу, либо разместить крестьянина на поле.



В случае если игрок не пожелал выставить подданного на размещённый квадрат, он может расположить одну фигурку на любом свободном внешнем секторе колеса. Для этого предназначены выделенные "коронами" прямоугольники. Помните, что в одном таком прямоугольнике может находиться только одна фишка.



Как только один из игроков берёт тайл с изображением специального символа с цифрой, на центральном квадрате происходят определённые события.

Перед тем, как разместить тайл на поле, игрок передвигает поросёнка на указанное в кружке число секторов (фишка всегда движется по часовой стрелке). После этого выполняется событие, указанное в секторе. Затем начисляются очки за фигурки игроков, расположенные на внешнем круге данного сектора. И лишь после этого тайл размещается на поле по общим правилам.

Например: жёлтый игрок взял специальный тайл. Он размещает его перед собой и передвигает фишку поросёнка на одно деление вперёд. Сектор "Налоги" приносит всем игрокам по 1 победному очку за каждый щит в городе, занятом их рыцарями, и по 1 очку за каждого рыцаря своего цвета в городе. Далее чёрный игрок получает 6 победных очков, так как он единственный представлен в данном секторе.

После всех этих действий жёлтый игрок размещает свой тайл на поле, и игра продолжается по общим правилам.



Если в секторе расположены две фишки игроков, то каждый из них получает по 3 очка.

Розовый поросёнок может ознаменовать не только положительные события, но и отрицательные. Чума не щадит деревянных человечков и заставит игроков снять в запас по одному подданному с поля по своему выбору.



Действия инквизиции поощряются в Каркассоне и приносят по 2 победных очка за каждого монаха в недостроенном монастыре. Спорное решение автора игры. Логичнее было бы снимать по паре крестьян с поля, так как действия церкви во времена инквизиции сокращали численность простолюдинов и негативно сказывались на стране в целом.

Игра заканчивается по общим правилам: как только иссякнут тайлы поля. Итоговый подсчёт также не претерпел изменений по сравнению с базовой игрой. При этом свойство секторов и фигурки игроков, расположенные на центральном квадрате, на итоговую сумму никакого влияния не оказывают.

"Мосты, замки и базары"

Интересное дополнение к базовой игре, вносящее в игровой процесс новые возможности. Начнём с мостов...



Игрок, после выполнения основного действия, может выставить один мост, являющийся продолжением дороги. Опоры моста должны в обязательном порядке опираться на поле, а само строение может возвышаться над городом, монастырём, другой дорогой и даже над фишкой человечка.



Мост является своеобразным продолжением дороги и учитывается при её завершении как обычный сегмент игрового поля. Фишку моста можно поставить как на только что выложенный тайл, так и на соседний. Например: синий игрок завершил дорогу, на которой стоит его фишка разбойника. Он снимает фигурку в запас и получает 5 победных очков (четыре - за тайлы и одно - за мост).



Завершив строительство города, состоящего из двух тайлов, игрок может либо получить 4 очка и снять фишку в запас, либо отказаться от очков, разместить в городе жетон замка и расположить на нём свою фигурку.

Окрестностями замка считаются 6 тайлов, включая сам замок. Например, окрестности замка красного игрока: два тайла с замком + по 2 тайла сверху и снизу от него по вертикали. Первый тип местности, завершённый в окрестностях замка любым игроком, также приносит очки владельцу замка. Например: в случае завершения города (внизу) или дороги (вверху) любым игроком, владелец замка получит победные очки, как будто он сам имеет фишку на завершённом типе местности.

После получения призовых очков фишка снимается с замка и уходит в запас игроку. Обратите внимание, что только первый тип завершённой местности принесёт владельцу замка победные очки!



Тайл с базаром размещается по общим принципам, и игроки немедленно выполняют специальные действия. Примечание: рекомендую игроку, разместившему тайл, поставить на значок базара свою фигурку, чтобы не перепутать очерёдность торгов.

Владелец фигурки, стоящей на значке базара, снимает с общей стопки количество тайлов, равное количеству игроков, выкладывает их в открытую и начинает торги, назначив цену на любой из тайлов. Торги протекают по обычному принципу - кто сделал большую ставку, тот и выиграл. В эту фазу игры можно приобрести только один тайл, поэтому последняя картонка достаётся игроку бесплатно.

После завершения торгов игроки, по очереди, размещают купленные тайлы и выставляют (по желанию) на них свои фигурки.



Денежной единицей в торгах служат победные очки. Покупая тайл, игрок сдвигает свою фигурку на количество делений назад, равное сумме его победной ставки.
После завершения торгов человечек снимается с тайла базара, и игра продолжается далее по общим правилам.

Покрутив колесо.



Если вам нравится "Каркассон", то я рекомендовал бы приобрести базовую версию игры "Каркассон" и "Колесо Фортуны" одновременно, смешать тайлы, и играть по правилам "Колеса Фортуны".  От этого игра только выиграет, так как события на колесе вносят оживление в игровой процесс.

Колесо - интересная задумка автора, так как события, указанные в секторах, могут повлиять на исход партии. Игроку дан выбор: либо разместить свою фишку на поле, либо выставить на внешний радиус колеса с перспективой получить призовые очки. Но помните, что Фортуна переменчива, и сектор с вашим человечком может вообще ничего не принести.

Мне понравилась идея с большим стартовым тайлом, позволяющая развивать строительство во все стороны и использовать местность, указанную на квадратной картонке, для получения победных очков. В базовом "Каркассоне" игроки в начале партии "толкаются" вокруг одного и того же тайла, здесь же можно спокойно занять местность. Единственный недостаток данной версии -  для такого большого начального квадрата количество тайлов в коробке слишком мало, поэтому конечное поле получается "разорванным".

Мосты рекомендую к обязательному зачислению в коллекцию - интересное нововведение. Продолжать дорогу теперь можно даже в безвыходной ситуации, а мосты на игровом поле придают местности особый шарм. Кстати, это первое дополнение, которое позволяет обойти основы размещения тайлов: дорога может "упереться" в поле и через мост продолжиться после него. Подобное совмещение в основной игре невозможно.

Замки также приготовили сюрприз. Строит ваш оппонент огромный город, а вы основываете рядом с ним свой замок и получаете вместе с ним победные очки. Можно даже помогать оппоненту завершить строительство - вы от этого только выиграете.

Базары показались нам не столь "яркими", как все остальные нововведения. Быть может, мы не до конца поняли их тайный смысл…

Искреннее недоумение вызвала огромная коробка, внутри которой разместилось скромное  для таких габаритов количество компонентов.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.
Полезные ссылки
Комментарии (7)
Новый Сашин обзор на тему Каркассона - отличный повод лишний раз позанудствовать. Про Колесо ничего говорить не буду, ибо его у меня в коллекции нет (совершенно сознательно): случайностей в игре и так хватает. Отмечу только, что так понравившаяся автору идея не толкаться у стартового тайла реализована еще в двух расширениях - Река и Граф Каркассона (анонс их локализации я уже видел). Про Мосты, Замки и Базары. У мостов пропущено интересное свойство - их можно ставить не только на только что выложенный тайл, но и на соседний с ним, пристраивая не только луг к дороге, но и дорогу к лугу. На базаре я бы поспорил со словом "немедленно" - сначала игрок все-таки заканчивает ход (в том числе двойной ход за строителя), а только потом начинаются торги. Причем торги начинает не "активный игрок", а его левый сосед (в английских правилах это даже выделено жирным). Почему-то пропущен очень важный момент: игрок, выбравший тайл для торгов, решает - то ли ему ПРОДАТЬ тайл тому, кто назначил наивысшую цену, и получить победные очки, то ли КУПИТЬ за эту цену, заплатив сопернику. Может, именно поэтому базары и не показались автору "яркими"? ...А коробку надо выбрасывать сразу. Лично у меня базовая игра со всеми расширениями (точно не помню, сколько, но безусловно больше 20) умещается в две коробки - одна для тайлов, другая для фишек.
vking   |   03.12.12
Занудствуй, занудствуй :) По мостам я в обзор информацию добавил, а по торгам и рынку - в обзоре я лишь кратко передал принцип торгов, который расписан аж на полтора листа. Это же обзор, а не подробные правила ;)
Gravicapa   |   03.12.12
""После получения призовых очков фишка снимается с замка и уходит в запас игроку."" А жетон замка снимается или остается до конца игры?
Евгений   |   05.12.12
Замок остаётся на поле и учитывается при итоговом подсчёте: приносит крестьянину 4 очка (вместо 3 за обычный город).
Gravicapa   |   05.12.12
Александр, немного не понял про итоговый подсчет очков с замками, т.е. даже если это крестьянин противника, а замок был мой, все равно противнику достается 4 очка?
Евгений   |   06.12.12
Замок ничей - с него фигурка снимается после подсчёта. При итоговом подсчёте, когда начисляются очки за крестьян, замок считается, как снабжаемый город, но приносит 4 очка, вместо 3.
Gravicapa   |   06.12.12
Спасибо за полезный обзор!
iriska   |   12.12.12
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
Обзоры настольных игр: 
Среди знати, Квест в коробке, Karibou Kamp, Руки вверх!, PicMix, Цвет или сезон, Нанороботы, Умный дом, Ассоциации, Львиная стрижка, Соображарий 2, WAR Thunder (Осада), Caverna, Квадригами, Карма мини,  Kuhno, T.I.M.E. Stories.
Обзоры на настольные игры под iOS:
Puerto Rico, Le Havre, Lords of Waterdeep.
© 2011 Горшечников Александр