Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Hot War. Битва за нефть

Обзор № 620 от 01.02.2014, 11686 просмотров
Этот текст только часть подробного обзора мира Hot War от компании "Звезда":
1) Hot War. Битва за нефть - этот обзор вы сейчас читаете

Конец двадцатого века, мир охвачен нефтяным кризисом... Цены на бензин достигли небывалой отметки, правительства призывают население экономить топливные ресурсы, многие авиакомпании приостановили грузоперевозки из-за нехватки керосина, что вызвало голод в странах третьего мира. Спасительной новостью стала информация от экспедиции из северного района пустыни Негев, где были найдены крупнейшие подземные резервуары "чёрного золота". Государство, поставившее под контроль добычу нефти в этом районе, смогло бы диктовать миру свои условия...


Две могущественные державы, СССР и США, немедленно отправили к месторождению свои войска, чтобы огнём и мечом доказать своё право на добычу жизненно необходимого всему миру ресурса. На земле и в воздухе навстречу друг другу устремились современные бронированные машины. Элитные подразделения заняли оборонительные позиции рядом с месторождениями для обеспечения безопасности рабочих на нефтяных вышках. Так началась великая битва за нефть, которая затянулась на несколько десятилетий...


Внутри увесистой коробки от компании "Звезда" находится комплект литников, фломастеры, карточки подразделений, картонные поля, буклеты, справочные листы и множество игровых аксессуаров. К сожалению, в коробке отсутствует органайзер, который смог бы сберечь модели при переноске.
 
Необходимое отступление.

Отдача приказов и действия подразделений в игровой вселенной Hot War происходит по системе Art of Tactic, разработанной Константином Кривенко. Подробно о принципе отдачи приказов и влиянии местности на линию видимости вы можете прочесть в обзоре "Великая Отечественная. Лето 1941" - все базовые механики остались без изменений. В Hot War введены дополнительные приказы, модели подразделений изменены на современные, добавлены некоторые игровые нюансы. Эти нововведения я рассмотрю в данном обзоре.


Два фломастера пригодятся игрокам для отдачи приказов на карточках подразделений и отметок на флагах отрядов. Сделанные пометки удобно удалять при помощи ватных дисков. 10 кубиков определят результативные броски и степень нанесённого ущерба. Два дополнительных флажка отметят особые отряды, группы подразделений или гексы согласно сценарию.

Отдельного упоминания стоят специальные крепёжные скобки, ранее использовавшиеся в "Танковом бое". Они позволяют зафиксировать картонные листы игрового поля и предотвратить их смещение (удобный аксессуар).


Боевые действия развернутся на шести двусторонних модулях игрового поля, поделённых на пронумерованные шестигранники. Пейзаж - преимущественно песчаный, на некоторые участки нанесены специальные типы местности: города, дороги, редколесье... Картон плотный, полиграфия качественная.


Как я упомянул ранее, в комплект входят специальные скобки для фиксации полей. Высота пластиковых "мостиков" позволяет расположить их между гусеницами и колёсами автобронетехники.


В игре присутствуют различные типы местности, влияющие на боевые качества подразделений и ограничивающие зону видимости. Пластиковые шестигранники позволяют смоделировать трёхмерный пейзаж с высотами (овальная прорезь в центре картонного гекса фиксируется выпуклостью пластиковой подставки). При помощи данного аксессуара можно создавать три типа склонов: пологий, крутой и отвесный.

Основной тип местности - песчаная равнина, которая позволяет подразделениям строить окопы для пехоты и бронетехники, а также сокращает количество пройденных гексов при отдаче приказов "Атака" или "Передвижение". Помимо песка, игрокам повстречаются овраги, кустарник, редколесье, дороги, населённые пункты и нефтяные вышки. Местность моделируется в зависимости от сценария.


Фишка пламени (огонь) пригодится при поджоге нефтедобывающих вышек и зданий (красные маркеры обозначают силу пожара). Дымовая завеса скроет подразделения, ограничив линию видимости, а также перекрыв проход отрядов сквозь задымлённый гекс. Зелёный дым применяется при химическом заражении местности.


Игроки получат подробные памятки, в которых изложено большинство приказов и краткие правила игры - полезный листок, который компания "Звезда" прикладывает к своим базовым коробкам. В буклете правил подробно изложены все типы приказов, приведены примеры их активации, наглядно представлены принципы отдачи приказов по системе Art of Tactic. Учтя пожелания игроков, правила Hot War (по сравнению с ВОВ) стали более информативными и доступными для начинающих.

В книге сценариев соперники найдут одну обучающую кампанию, которая рассмотрена до третьего хода противоборствующих сторон, а также пять основных боевых операций. Хочу отдельно отметить изложенные в буклете действия игроков в учебном сценарии - это подробное объяснение правил с примерами и пояснениями. Именно подобного документа так не хватало стартовому набору ВОВ

Рассмотрим противоборствующие стороны.


Первое, на что я хочу обратить внимание - появление в игре совершенно нового подразделения - вертолётов (МИ-24В на стороне СССР и "Апач АН-64" в составе армии США). Это мобильные отряды, способные перемещаться по воздуху на расстояние до 15 гексов! Вертолёт может находиться в воздухе либо на земле и, в зависимости от своего положения, получать различные типы специальных приказов. Помимо эффективной атаки любых вражеских целей, вертолёты могут брать на борт пехоту и передислоцировать её на большие расстояния, позволяя оперативно влиять на исход локальных боёв (только МИ-24В).


Находясь на земле, вертолёт может быть атакован, как обычная бронетехника с защитой "0". У вертолётов есть понятие "зоны вылета" - это крайние полугексы, указанные в сценарии. Для полного пополнения боезапаса и дозаправки необходимо вернуться на аэродром и пропустить один ход. Находясь в воздухе, за каждый полученный приказ вертолёт тратит канистру топлива.

Примечательно, что вертолёты могут совершить посадку на большинство типов местности, что существенно расширяет область их применения. Вести огонь по наземным целям можно только с воздуха, при этом атакуемый отряд должен находиться в зоне видимости.

Модели вертолётов высоко детализированы и занимают существенное место на игровом поле - два отряда на соседних гексах не поместятся. МИ-24В имеет преимущество перед "Апачем" при атаке всех типов подразделений, а также может брать на борт десант.


Вертолётам посвящено два подраздела в справочном листе - это особые приказы, отдавать которые можно только данному типу подразделений. Взлёт, посадка, движение с использованием тепловых ловушек и стрельба в движении - отныне атаки с воздуха стали смертельно опасны.


Для оценки места, занимаемого моделями на поле, предлагаю взглянуть на фотографию вертолёта армии США "Апач" и британского истребителя Hurricane Mk-I. Хочу отметить, что МИ-24В на 15% больше своего американского противника... 


Автобронетехника двух держав представлена лучшими представителями данного рода войск - американской БМП "Брэдли М2А2" и советским бронетранспортёром БТР-80. Бронированные машины могут атаковать все типы подразделений (кроме самолётов), перевозить под защитой пехоту и ставить дымовые завесы. 


Примечательно, что БМП армии США приравнена к лёгким танкам, а советский БТР - к бронетехнике. Абсолютное преимущество при атаке имеет "Брэдли М2А2". При этом БМП не может преодолевать водные преграды и транспортировать пешее подразделение на броне в отличие от БТР-80.

На карточках появился новый значок - бинокль с мишенью (целеуказание). Если на линии видимости автобронетехники располагается отряд противника, то подразделение врага может быть атаковано дружественным подразделением со способностью "Стрельба по закрытой цели". 


Размер автобронетехники в Hot War увеличился приблизительно на 20% по сравнению с моделями из ВОВ. На фотографии - БТР-80 и БА-10.


Танки - основная ударная сила, способная нанести противнику сокрушительный удар. На игровом поле встретятся современный американский "Абрамс М1А2" и самый массовый советский танк второго поколения Т-72Б. Подразделения противоборствующих сторон схожи по боевым характеристикам и незначительно отличаются друг от друга по эффективности уничтожения наземной техники и пехоты.


Советский танк способен выполнить на два типа приказов больше - он может самоокапываться и ставить дымовую завесу в движении. При этом "Абрамс" на единицу превосходит защиту Т-72Б. Передвигаться подразделения могут на расстояние до четырёх гексов, стоимость отрядов одинаковая.


Размер танковых моделей в Hot War увеличился практически вдвое. Для сравнения предлагаю взглянуть на "Абрамс" в сопровождении "PZ-III" и "PZ-IV". 


Без пеших подразделений не обходится ни один военный конфликт, поэтому в битве за нефть примет участие американская и советская пехота. Современный уровень науки и техники практически уравнял вооружение двух держав, поэтому характеристики подразделений противоборствующих сторон идентичны за исключением того, что советские пехотинцы могут ехать на броне БТР-80.


В связи с появлением на поле зон химического заражения, у подразделений появилась возможность выполнить приказ "Химическая защита". При выполнении данного приказа пехота не получает урона от воздействия вредных газов, но при этом защита отряда уменьшается до "0", стойкость до "2", а меткость - до "1". Пехота может передислоцироваться под прикрытием бронетехники, снимать колючую проволоку и окапываться.


Размер пеших подразделений не изменился. В этом можно убедиться, сравнив американскую пехоту и британский штаб.


В заключение сравнения моделей из игровых систем Hot War и ВОВ, хочу отметить незначительное изменение дизайна карточек. Современные подразделения потребовали соответствующего оформления. Расположение и обозначение значков на карточке не изменилось, что позволит поклонникам ВОВ вступить в борьбу за нефть без дополнительной подготовки. 

Подведём итоги.


За СССР выступит вертолёт МИ-24В, танк Т-72Б, три бронетранспортёра БТР-80 и три подразделения мотострелков.


Армия США представлена вертолётом "Апач АН-64", танком "Абрамс М1А1", тремя БМП "Брэдли М2А2" и тремя подразделениями американской пехоты.


В игре используются специальные карточки, используемые в особых случаях. Если на одном гексе находится несколько подразделений, то их можно объединить в группу, сделав соответствующие пометки на карточке "группы". Номер группы отображается на флажке из комплекта, состав указывается в карточке, а фигурки снимаются с поля.

Для пополнения боекомплекта используются склады, считающиеся инженерными сооружениями. Склад может быть захвачен неприятелем, но использовать боеприпасы с него он не сможет. На пути следования противника можно установить минные поля (на карточке указывается гекс с минами и тип минирования).

В некоторых сценариях для переправы войск служат мосты четырёх типов. Каждому типу соответствует своя пропускная способность и  защищённость, что указывается в карточке. Населённые пункты и нефтяные месторождения также имеют свои карточки с названиями гексов и показателями защищённости. 

Так как отныне атаки с воздуха стали эффективными, то в игру введено понятие "Сильный ветер". Показатели силы и направления ветра записываются в карточку с указанием гексов. Данные показатели необходимо учитывать при выполнении приказов "Дымовая завеса" и "Десант". Помимо силы ветра, на карточке можно указать направление течения реки.

Первый контакт.


Столкновения в игре "Битва за нефть" происходят в соответствии со сценариями, первый из которых - учебный. Подразделения размещаются на карте согласно схеме, карточки подразделений располагаются перед игроками. Примечательно, что в учебном сценарии два взвода советской пехоты находятся внутри БТР-80 и МИ-24В, что позволит игрокам отработать приказы десантирования. За армию США выступает взвод пехоты и танк "Абрамс".

Как я упомянул ранее, первые ходы игроков подробно рассмотрены в буклете, что позволит познакомиться с принципами отдачи приказов по системе Art of Tactic.


Последующие основные сценарии ставят перед игроками различные задачи по захвату и удержанию территории и объектов. В шапке каждой кампании перечислены подразделения и места их дислокации, а также аэродромы и зоны вылета.

Горячий песок.


Свои впечатления начну с искреннего восхищения миниатюрами, особенно танками и вертолётами. Это не просто игровые компоненты - это практически точные копии настоящей техники, продуманные до мельчайших деталей. Это, безусловно, создаёт соответствующую атмосферу на игровом поле - гораздо интереснее передвигать настоящий танк, чем безликую фишку или жетон.

Увеличив размер моделей, компании "Звезда" придала игре ещё большую реалистичность, но есть у этого решения и обратная сторона - фигурки выходят за границы гексов. На мой взгляд, необходимо увеличить площадь игрового пространства, что положительно скажется как на расположении моделей в гексах, так и на внешнем виде игры.

Игроки, знакомые с системой отдачи приказов по системе Art of Tactic, без труда возьмут под командование современную технику - управление танками на полях ВОВ и в пустыне Hot War ничем не отличается друг от друга. Единственное, что необходимо будет изучить - вертолёты, которые стали активной ударной силой противоборствующих сторон. Отныне необходимо не только учитывать расположение сил на земле, но и внимательно поглядывать в небо.

Учебный сценарий позволит новичкам изучить премудрости отдачи приказов и наглядно продемонстрирует возможности подразделений. Правила игры, находящиеся в коробке, универсальны. В них перечислены все возможные типы местности, а также подробно разъяснены приказы и специальные карточки. Имея в коллекции стартовый набор ВОВ и проявив фантазию, вы можете разыгрывать различные сценарии, как в пустыне, так и в лесополосе.

Достойное продолжение серии ВОВ в современном дизайне. Можно смело рекомендовать поклонникам системы Art of Tactiс от Константина Кривенко.
Комментарии (13)
Саша, можно прямой вопрос? Ты считаешь систему Art of Tactics морально устаревшей?
Michael   |   01.02.14
Можно :) Я считаю её излишне перегруженной в угоду реалистичности. Она позволяет моделировать условия максимально приближённые к реальным, но в связи с этим изобилует нюансами, которые начинающему игроку будет тяжело учесть без справочника. Эта игра позиционируется для массового потребителя, но по сложности она ближе к сложным варгеймам. Поэтому и возникают недополнимания при покупке. При этом отмечу, что если кто-то объяснит хотя бы часть премудростей, то освоить можно и ребёнку. На Игроконе (как мне рассказывали) дети играли под руководством взрослых и трудностей не испытывали... Мы с ребятами много спорили на тему: "насколько оправдана отдача приказов в такой форме?". Пришли к выводу, что при таком количестве возможных действий подходит только этот оригинальный метод. Хотя я ярый сторонник того, что это далеко не идеал и только приветствовал бы альтернативную отдачу приказов (жетонами, поворотными дисками и т.д.) :)
Gravicapa   |   01.02.14
Интересно, у вас в планах нет видео с объяснением части премудростей? :-[ Думаю, хорошее видео о системе Art of Tactics очень сильно бы понизило порог вхождения.
Елена   |   03.02.14
В ближайших планах пока нет. На видео тратится очень много личного времени - множество дублей, монтаж, проверка... Мне гораздо проще текстовый обзор написать :)
Gravicapa   |   03.02.14
Это жаль. Большое спасибо за статьи по Battlelore, теперь это наша любимая игра. А от Великой Отечественной пока никакого удовольствия. Возможно, мы просто не умеем ее готовить. ((
Елена   |   03.02.14
Пожалуйста. ВОВ - специфическая игра из разряда "сначала необходимо попробовать, а лишь потом покупать". Специфическая отдача команд, своеобразный игровой процесс... Вполне может быть, что просто "не ваше". Мне, например, Доминион не нравится, а у него множество поклонников. На вкус и цвет, как говорится...
Gravicapa   |   03.02.14
В угоду реалистичности? Это ты про цикл игр, которые не умеют работать ни с масштабом, ни с антуражем? Детско-юношеская игра с рыхлыми правилами претендующими на охват всего и в итоге "вес не взят".
Дядя Леша   |   04.02.14
Звезда, к сожалению, слишком сильно увлеклась детализацией и забыла добавить разнообразие отрядов)) Но скоро в продаже появятся новые, поэтому буду ждать их)
Артём Л.   |   14.02.14
Звезда увеличила размер? Да это просто техника стала крупнее, масштаб какой был такой и остался, 1:100 - техника, 1:144 - авиация, 1:72 - фигурки
Андрей   |   07.08.14
КАК РАБОТАЕТ ХИМИЧЕСКАЯ АТАКА ???
Алексей   |   29.08.15
Хах, я эту игру сам решил сделать взял чистые листы склеил,начертил ромбы, сделал леса из пластелина и все раскрасил. С карточками все тоже самое скачал с оффициального сайта перенес картинку на копирку и все карточки нарисовал,с моделями все тоже самое, кстати все модели делал по их размерам в масштабе, так что сходство есть.Еще один плюс это то что я могу доработать эту игру, я уже ввел новую технику, уже подумываю о море и кораблях.
Артем   |   06.01.16
сказано есть самолеты, правда будут?
Лев   |   07.03.16
Увы, не знаю - давно не интересовался развитием данного направления игры.
Gravicapa   |   09.03.16
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
Обзоры настольных игр: 
Среди знати, Квест в коробке, Karibou Kamp, Руки вверх!, PicMix, Цвет или сезон, Нанороботы, Умный дом, Ассоциации, Львиная стрижка, Соображарий 2, WAR Thunder (Осада), Caverna, Квадригами, Карма мини,  Kuhno, T.I.M.E. Stories.
Обзоры на настольные игры под iOS:
Puerto Rico, Le Havre, Lords of Waterdeep.
© 2011 Горшечников Александр