Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Hammer of the Scots. Шотландское непостоянство

Обзор № 612 от 21.01.2014, 3945 просмотров
Шотландцы - удивительный народ. Заняв скромное место на северо-западе Европы, шотландцы на протяжении нескольких столетий доказывают всему миру свою индивидуальность. Вся история этого государства полна противоречий,  контрастов и изобилует оригинальными событиями с непредсказуемыми последствиями. История конфликтов и взаимных обид между шотландцами и британцами имеет многовековую историю. Несмотря на то, что долгие годы эти народы мирно живут в одном государстве, 18 сентября 2014 г. состоится всенародный шотландский референдум о выходе из состава Великобритании и создании суверенной и независимой Шотландии. 

В средние века народ Шотландии давал королям оригинальные прозвища, которые характеризуют их достижения. Эдуард I, правящий страной в конце 13-го века, имел два прозвища: "Долгоногий" и "Шотландский Молот". 


Конец 13-го века… 

Англия старается удержать контроль над Шотландией, однако среди шотландцев вспыхнуло всенародное восстание под предводительством Уильяма Уоллеса. 11 сентября 1297 года, разбив превосходящие силы англичан в сражении на Стирлингском мосту, Уоллес стал народным героем и практически освободил Шотландию от влияния англичан, вызвав гнев короля Эдуарда I. Англия собрала 12-тысячное войско и выступила против мятежников, имея превосходство в лучниках и коннице... 

Этим смутным и, на первый взгляд, абсурдным временам, а также дальнейшей истории развития конфликта посвящена игра Hammer of the Scots.

Хочу поблагодарить Бухарова Виктора за неоценимую помощь в написании данного обзора.


Игры издательства Columbia games, по традиции, выпускаются в виде картонных пеналов без органайзера. Внутри - пакеты с деревянными блоками, наклейки, кубики, колода карт, игровое поле и правила игры. Аскетично и практично...


Карта Шотландии, на которой развернутся события игры, изготовлена из плотного картона и разделена на локации, символизирующие клановые уделы того времени. Внизу - готовая к вторжению Англия. Гербы отмечают области шотландских нобилей, по правому краю проходит трек продолжительности игры.

Примечательно, что игровое поле не только исторически и географически достоверно, но на него, дополнительно, нанесены реальные места битв с указанием года и победившей стороны.


Для активации войск используется 25 карточек, выполненных в столь строгом и сдержанном стиле, что даже углы у них не закруглены! Да и качество бумаги активно намекает на использование протекторов.

Карточки бывают двух типов: числовые позволяют игроку передвигать блоки из определённого количества областей...


... а текстовые - выполнять определённые действия в обход правил. Дополнительно владелец карты событий имеет приоритет и выполняет свои действия первым.


Четыре шестигранника определят исход сражений и повлияют на потери "блочного" состава. 


Подразделения Шотландцев окрашены в синий цвет. В их состав входят два лидера (Уильям Уоллес и Король Шотландии), пехотные и стрелковые подразделения, нобили, а также специальные блоки войск (рыцарские части из Франции, корабли Норвежцев и местное ополчение).


Нобили (дворяне) - оригинальные подразделения, которые могут примкнуть к любому лагерю в зависимости от ситуации на поле. В центре каждого блока - герб клана и название. 


Английская армия под предводительством единственного королевского блока (Эдуарда I или Эдуарда II) вступит в бой под ярко-красными флагами. Типы подразделений практически не отличаются от шотландцев: лучники, пешие отряды, знакомые нам ранее непостоянные нобили.


С каждой стороны представлено по 14 одинаковых блоков дворян, отличающихся только цветом деревянного основания. Шотландские нобили настолько непостоянны, что готовы при первой возможности перейти в стан врага, причём проделывают это с завидной регулярностью.

Структура блоков.


На картинке каждого блока (независимо - шотландцев или англичан) нарисован либо герб провинции, либо флаг подразделения. Зелёная заливка центрального квадрата говорит о лояльности к фракции Brus, светло-коричневая - к Comyn, нейтральная не обладает особым свойством.


Числовое значение в левом нижнем углу показывает количество областей, на которое может передвинуться данный блок, а буквенно-цифровое в правом - очередь вступления подразделения в бой (согласно алфавиту A-B-C) и результат броска, при котором засчитывается попадание.


Значки по периметру центрального квадрата определяют количество кубиков, используемое в бою. В основном блок располагается максимальным значением вверх, а при получении ранений поворачивается против часовой стрелки. 

Подразделение уничтожается (снимается с игрового поля), когда при очередном повороте сверху окажется грань без значков.

Например: блок "Steward" передвигается на расстояние до двух провинций, вступает в бой в фазе B, в первоначальном положении бросает три кубика и наносит урон противнику на значения 1,2. После первого поворота бросает два кубика, после второго - один, после третьего - снимается с поля.

Кратко рассмотрим основные подразделения противоборствующих армий.


У Шотландцев два блока лидеров, у англичан - только один, символизирующий двух королей: Эдуарда I и Эдуарда II. Шотландцы могут получить помощь извне: Франция или Норвегия готовы выступить на стороне повстанцев. Пехотные подразделения (по 8 блоков с каждой стороны) более подготовлены у шотландцев (три кубика у Англии против четырёх у Шотландии).

При этом Англия имеет в своём резерве два блока стрелков (против одного у шотландцев), и сила данных подразделений существенно превышает "синих" соперников. Помимо перевеса в лучниках, Англия превосходит соперника в рыцарях как в количестве (три к одному), так и в силе блоков (четыре кубика у англичан против трёх у Шотландцев).

Данный перевес исторически обоснован: англичане прорвали оборону шотландцев с помощью лучников, затем разбили конницей строй рыцарей и одержали победу. 


С каждой стороны выступит по 14 блоков нобилей с абсолютно одинаковыми характеристиками. Оригинальность игры состоит в том, что в фазу "Зимы" данные подразделения при определённых обстоятельствах могут перейти в стан соперника (синие блоки заменяют красные и наоборот). После уничтожения, нобиль также меняет хозяина и выступает на стороне противника.


У Англичан существует два подразделения (Wales и Ulster), которые неравнодушны к шотландцам: перед атакой такой блок бросает кубик, и, в случае выпадения 5 или 6, снимается с поля, не вступая в бой. 

Осталось упомянуть об ограничениях при передвижении подразделений, касающихся всех блоков.


В течение раунда красные границы областей могут единовременно пересечь до двух блоков одной из сторон, а синие - до шести. При этом, войдя в область с противником, подразделение обязано остановиться.

18 зим в Шотландии.

Игра состоит из двух сценариев, которые можно разыграть на одном и том же поле: "Храброе сердце" 1297 - 1305 и "Брюс" 1306 - 1314. Компании отличаются начальной расстановкой блоков на игровом поле, а также участием в игре некоторых особых подразделений. 

Примечание: в обзоре приводятся примеры на основе первого сценария.


Блоки размещаются на поле в соответствии со схемой расстановки, маркер располагается на первое деление года, английские блоки размещаются вдоль границы Англии.


Напомню, что все блоки располагаются вертикально максимальным значением вверх, картинкой к владельцу. Таким образом, соперник до вступления в бой не видит тип подразделения и не может прогнозировать исход столкновения. 

Оставшиеся блоки находятся в резерве игроков, а нобили располагаются открыто, так как будут часто использоваться.


Колода событий перемешивается, соперники получают по пять карт. Всё готово, можно начинать...

Вначале разыгрываются карты: оппоненты, одновременно выкладывают перед собой взакрытую одну карту, а затем переворачивают её.


Первым производит операции с блоками игрок, имеющий либо максимальное числовое значение, либо выложивший текстовую карту. В случае, когда оба соперника сыграли специальные карты, то эффекты не применяются, а немедленно начинается "Зима".


Числовая карта позволяет передвинуть из соответствующего количества областей все находящиеся там войска, соблюдая правила красных и синих линий. Существуют два нюанса: при пересечении границы Англии / Шотландии игрок должен потратить один приказ одному блоку и немедленно остановиться. 

Вторгаться к англичанам выгодно: когда шотландцы находятся на территории Англии, каждый раунд с поля необходимо убирать один красный блок (кроме нобилей). Норвежцы передвигаются по морю и могут атаковать с воды, но также требуют отдельного приказа.

После того, как оппоненты сыграли по одной карте, начинаются боевые действия в спорных областях.


Войдя в локацию с противником, подразделения останавливаются, а затем переходят к боевым операциям, длящимся три раунда. Блоки вскрываются и атакуют согласно буквенным обозначениям. Как вы помните, количество кубиков и попадания зависят от показателей подразделения и его "повёрнутости". 


Прибывшие в область с разных сторон атакующие отряды делятся на основные силы и резерв, который вступит в бой со второго раунда. В свою очередь, атакуемый игрок может до сражения вывести часть подразделений в соседнюю, не занятую врагом область. Но сделать это можно только при условии, если атакующих блоков меньше, чем атакуемых - "излишки" можно спасти...

Во втором и третьем раундах также можно вместо боя отступить в соседнюю область, соблюдая определённые правила. Если отступать некуда - подразделение уничтожается. Тем не менее, если в течение трёх раундов атакующий не смог захватить область, он обязан отступить, а в случае победы может продвинуться в соседнюю нейтральную или подконтрольную область.

При обороне нобили имеют преимущество, если находятся в своей области (гербы на блоке и на поле совпадают).


Уничтоженный нобиль немедленно переходит в лагерь противника и выступает на стороне оппонента в следующем раунде с минимальной силой.


Специальные карты позволяют переманивать нобилей на свою сторону, ослабить армию противника, передвигать блоки из одной прибрежной области в другую, и так далее. Напомню, что текстовые карты имеют преимущество перед цифровыми.

После военных операций соперники вновь выкладывают с руки карты, вступают в бой и так далее, пока не будет сыграно пять раундов (либо две специальных карты одновременно). Затем начинается зима  - время чудес...


По первому снегу нобили возвращаются в свои имения (независимо от того, в какой локации находятся и кому из игроков принадлежат).  И тут начинается самое интересное: если родовое гнездо занято противником, то лояльный нобиль немедленно переходит на сторону оккупанта (замените блок). Если в имении союзные войска, то дворянин присоединяется к местному веселью. Некоторые специальные блоки (короли, Moray и т.д.) перемещаются и зимуют по особым правилам. 

В каждой области указано количество блоков, которое может пережить зимовку в данной локации.


Тем не менее, некоторые области благоволят шотландцам. Например: в Fife шотландцы могут иметь на один блок больше, чем указано на карте. Все "лишние" блоки уходят в резерв.

Затем Шотландцы, в зависимости от числового значения в области,  либо восстанавливают потрёпанные войска (поворачивают блоки по часовой стрелке), либо нанимают новые блоки с силой "один".

Англичане, в свою очередь, выставляют в Англию половину блоков (взятых случайным образом из резерва) с максимальной силой. Этого не происходит, если Эдуард I зимует в Шотландии.


Если в конце зимы прошедшего года Шотландцы контролируют от восьми нобилей, они могут выставить на поле блок французских рыцарей. 
Это далеко не все чудеса - существует возможность коронации.

Блоки Bruce или Comyn могут короноваться, когда блок Wallace уничтожен, а кандидат на корону контролирует область Fife. При выполнении обоих условий в локацию выставляется дополнительный блок короля (при этом кандидат также остаётся на поле). 

Но и это ещё не всё!  Если королём становится Bruce, то все нобили со светло-коричневым фоном (кроме Moray) немедленно встают на сторону англичан. Когда корону одевает Comyn, то дворяне с зелёным фоном немедленно присягают в верности Англии. 

С 1301 года можно короновать блок Balliol, но для этого французские рыцари должны присутствовать на поле. При этом блок короля выставляется в локацию с французскими рыцарями, а все нобили с зелёным фоном переходят на сторону англичан. 

После этих замысловатых перемещений карты действий перемешиваются, соперникам вновь раздаётся по пять карточек, и начинается новый шотландский год.

Что же нужно для победы?
 
Победа присуждается стороне, контролирующей все локации на игровом поле. Англия немедленно побеждает, уничтожив шотландского короля, а Шотландия, в свою очередь, - сняв с поля блок Эдуарда I или Эдуарда II (по обстоятельствам). В случае, когда время, отпущенное на партию, закончилось, а короли ещё здравствуют, побеждает игрок, контролирующий большинство нобилей.

Шотландия, Шотландия...

Игра подстать стране - необычная, с множество нюансов и недоступных пониманию обычному европейцу действий на карте. Боевая система (поворачивающиеся блоки, влияющие на количество кубиков) и принцип активации карт (приоритет специальных над цифровыми) аналогичны "Юлию Цезарю". Останавливаться на них не буду - впечатления схожи. Внимания заслуживают непостоянство нобилей и конечные цели сторон.

Ежегодные зимовки могут кардинально изменить положение на поле. Поставив под контроль провинцию, вы, одновременно, получаете нобиля, который мчится из вражеского лагеря с единственной целью - встать под флаг нового хозяина. Перебежчик, безусловно, ослабляет оборону покинутой провинции и делает её уязвимой или нейтральной в следующем году. Непостоянные нобили примечательны тем, что бессмертны. Стоит уничтожить подразделение врага, как оно тут же появляется в вашем лагере, правда, в достаточно потрёпанном виде. 

Англичане, несмотря на превосходство в наступательной силе и неограниченные резервы, испытывают множество трудностей, так как им приходится начинать с самого низа карты и пробивать себе путь вверх в то время, как шотландцы без особых усилий хозяйничают на большей половине территории к началу второго года.

Ощущения от игры шотландцами и англичанами абсолютно разные, поэтому рекомендую выступить за оба лагеря для получения максимальных ощущений. На мой взгляд, "Юлий Цезарь" легче и подойдёт для начала знакомства с серией игр от "Columbia games". "Молот шотландцев" предназначен для более подготовленных игроков, освоивших азы блочных варгеймов.

Приобрести "Hammer of the scots" можно у официального дистрибьютора издательства "Columbia games" в России - в магазине "Лавка игр".
Полезные ссылки
Комментарии (8)
Наконец-то! С удовольствием знакомлюсь.
Snowtrooper   |   21.01.14
Разглядывая фотографии, захотелось разложить партию и навалять высокомерным бритам (или этим скотам в юбках) в очередной раз.(точит меч камнем) А в целом - спасибо за обзор с такими шикарными фотографиями, надеюсь скоро появятся новые игроки и фанаты блочных игр) Так держать!
Victor   |   22.01.14
Спасибо ещё раз за консультации :) Теперь ждёмс - даст Роман следующую заобзорить али не даст...
Gravicapa   |   22.01.14
Даст, куда денется:) Фотки и обзор класс! Только одно НО, ну почему все с кем я играл, называют аристократов - НОБИЛЯМИ??:)
Роман   |   22.01.14
Nobili di ieri e di oggi :) Не от названия вина же...
gravicapa   |   22.01.14
Заявки на рассмотрение еще актуальны? Хотелось бы увидеть обзор на Athens & Sparta
Мазукта   |   09.05.14
Передам Роману, всё от него зависит... Давно он игр от Каламбии на обзоры не давал, пора призвать его к порядку :)
Gravicapa   |   09.05.14
Спасибо. Бум ждать-)
Мазукта   |   09.05.14
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
Обзоры настольных игр: 
Среди знати, Квест в коробке, Karibou Kamp, Руки вверх!, PicMix, Цвет или сезон, Нанороботы, Умный дом, Ассоциации, Звезда Африки, Львиная стрижка, Соображарий 2, WAR Thunder (Осада), Caverna, Квадригами, Карма мини,  Kuhno, T.I.M.E. Stories.
Обзоры на настольные игры под iOS:
Puerto Rico, Le Havre, Lords of Waterdeep.
© 2011 Горшечников Александр