Энциклопедия семейного досуга
Обзоры настольных игр
Нёня & Боня
Мир BattleLore
Правила и переводы

Hammer of the Scots. Шотландское непостоянство

Обзор № 613 от 21.01.2014, 9534 просмотра
Шотландцы - удивительный народ. Заняв скромное место на северо-западе Европы, шотландцы на протяжении нескольких столетий доказывают всему миру свою индивидуальность. Вся история этого государства полна противоречий,  контрастов и изобилует оригинальными событиями с непредсказуемыми последствиями. История конфликтов и взаимных обид между шотландцами и британцами имеет многовековую историю. Несмотря на то, что долгие годы эти народы мирно живут в одном государстве, 18 сентября 2014 г. состоится всенародный шотландский референдум о выходе из состава Великобритании и создании суверенной и независимой Шотландии. 

В средние века народ Шотландии давал королям оригинальные прозвища, которые характеризуют их достижения. Эдуард I, правящий страной в конце 13-го века, имел два прозвища: "Долгоногий" и "Шотландский Молот". 


Конец 13-го века… 

Англия старается удержать контроль над Шотландией, однако среди шотландцев вспыхнуло всенародное восстание под предводительством Уильяма Уоллеса. 11 сентября 1297 года, разбив превосходящие силы англичан в сражении на Стирлингском мосту, Уоллес стал народным героем и практически освободил Шотландию от влияния англичан, вызвав гнев короля Эдуарда I. Англия собрала 12-тысячное войско и выступила против мятежников, имея превосходство в лучниках и коннице... 

Этим смутным и, на первый взгляд, абсурдным временам, а также дальнейшей истории развития конфликта посвящена игра Hammer of the Scots.

Хочу поблагодарить Бухарова Виктора за неоценимую помощь в написании данного обзора.


Игры издательства Columbia games, по традиции, выпускаются в виде картонных пеналов без органайзера. Внутри - пакеты с деревянными блоками, наклейки, кубики, колода карт, игровое поле и правила игры. Аскетично и практично...


Карта Шотландии, на которой развернутся события игры, изготовлена из плотного картона и разделена на локации, символизирующие клановые уделы того времени. Внизу - готовая к вторжению Англия. Гербы отмечают области шотландских нобилей, по правому краю проходит трек продолжительности игры.

Примечательно, что игровое поле не только исторически и географически достоверно, но на него, дополнительно, нанесены реальные места битв с указанием года и победившей стороны.


Для активации войск используется 25 карточек, выполненных в столь строгом и сдержанном стиле, что даже углы у них не закруглены! Да и качество бумаги активно намекает на использование протекторов.

Карточки бывают двух типов: числовые позволяют игроку передвигать блоки из определённого количества областей...


... а текстовые - выполнять определённые действия в обход правил. Дополнительно владелец карты событий имеет приоритет и выполняет свои действия первым.


Четыре шестигранника определят исход сражений и повлияют на потери "блочного" состава. 


Подразделения Шотландцев окрашены в синий цвет. В их состав входят два лидера (Уильям Уоллес и Король Шотландии), пехотные и стрелковые подразделения, нобили, а также специальные блоки войск (рыцарские части из Франции, корабли Норвежцев и местное ополчение).


Нобили (дворяне) - оригинальные подразделения, которые могут примкнуть к любому лагерю в зависимости от ситуации на поле. В центре каждого блока - герб клана и название. 


Английская армия под предводительством единственного королевского блока (Эдуарда I или Эдуарда II) вступит в бой под ярко-красными флагами. Типы подразделений практически не отличаются от шотландцев: лучники, пешие отряды, знакомые нам ранее непостоянные нобили.


С каждой стороны представлено по 14 одинаковых блоков дворян, отличающихся только цветом деревянного основания. Шотландские нобили настолько непостоянны, что готовы при первой возможности перейти в стан врага, причём проделывают это с завидной регулярностью.

Структура блоков.


На картинке каждого блока (независимо - шотландцев или англичан) нарисован либо герб провинции, либо флаг подразделения. Зелёная заливка центрального квадрата говорит о лояльности к фракции Brus, светло-коричневая - к Comyn, нейтральная не обладает особым свойством.


Числовое значение в левом нижнем углу показывает количество областей, на которое может передвинуться данный блок, а буквенно-цифровое в правом - очередь вступления подразделения в бой (согласно алфавиту A-B-C) и результат броска, при котором засчитывается попадание.


Значки по периметру центрального квадрата определяют количество кубиков, используемое в бою. В основном блок располагается максимальным значением вверх, а при получении ранений поворачивается против часовой стрелки. 

Подразделение уничтожается (снимается с игрового поля), когда при очередном повороте сверху окажется грань без значков.

Например: блок "Steward" передвигается на расстояние до двух провинций, вступает в бой в фазе B, в первоначальном положении бросает три кубика и наносит урон противнику на значения 1,2. После первого поворота бросает два кубика, после второго - один, после третьего - снимается с поля.

Кратко рассмотрим основные подразделения противоборствующих армий.


У Шотландцев два блока лидеров, у англичан - только один, символизирующий двух королей: Эдуарда I и Эдуарда II. Шотландцы могут получить помощь извне: Франция или Норвегия готовы выступить на стороне повстанцев. Пехотные подразделения (по 8 блоков с каждой стороны) более подготовлены у шотландцев (три кубика у Англии против четырёх у Шотландии).

При этом Англия имеет в своём резерве два блока стрелков (против одного у шотландцев), и сила данных подразделений существенно превышает "синих" соперников. Помимо перевеса в лучниках, Англия превосходит соперника в рыцарях как в количестве (три к одному), так и в силе блоков (четыре кубика у англичан против трёх у Шотландцев).

Данный перевес исторически обоснован: англичане прорвали оборону шотландцев с помощью лучников, затем разбили конницей строй рыцарей и одержали победу. 


С каждой стороны выступит по 14 блоков нобилей с абсолютно одинаковыми характеристиками. Оригинальность игры состоит в том, что в фазу "Зимы" данные подразделения при определённых обстоятельствах могут перейти в стан соперника (синие блоки заменяют красные и наоборот). После уничтожения, нобиль также меняет хозяина и выступает на стороне противника.


У Англичан существует два подразделения (Wales и Ulster), которые неравнодушны к шотландцам: перед атакой такой блок бросает кубик, и, в случае выпадения 5 или 6, снимается с поля, не вступая в бой. 

Осталось упомянуть об ограничениях при передвижении подразделений, касающихся всех блоков.


В течение раунда красные границы областей могут единовременно пересечь до двух блоков одной из сторон, а синие - до шести. При этом, войдя в область с противником, подразделение обязано остановиться.

18 зим в Шотландии.

Игра состоит из двух сценариев, которые можно разыграть на одном и том же поле: "Храброе сердце" 1297 - 1305 и "Брюс" 1306 - 1314. Компании отличаются начальной расстановкой блоков на игровом поле, а также участием в игре некоторых особых подразделений. 

Примечание: в обзоре приводятся примеры на основе первого сценария.


Блоки размещаются на поле в соответствии со схемой расстановки, маркер располагается на первое деление года, английские блоки размещаются вдоль границы Англии.


Напомню, что все блоки располагаются вертикально максимальным значением вверх, картинкой к владельцу. Таким образом, соперник до вступления в бой не видит тип подразделения и не может прогнозировать исход столкновения. 

Оставшиеся блоки находятся в резерве игроков, а нобили располагаются открыто, так как будут часто использоваться.


Колода событий перемешивается, соперники получают по пять карт. Всё готово, можно начинать...

Вначале разыгрываются карты: оппоненты, одновременно выкладывают перед собой взакрытую одну карту, а затем переворачивают её.


Первым производит операции с блоками игрок, имеющий либо максимальное числовое значение, либо выложивший текстовую карту. В случае, когда оба соперника сыграли специальные карты, то эффекты не применяются, а немедленно начинается "Зима".


Числовая карта позволяет передвинуть из соответствующего количества областей все находящиеся там войска, соблюдая правила красных и синих линий. Существуют два нюанса: при пересечении границы Англии / Шотландии игрок должен потратить один приказ одному блоку и немедленно остановиться. 

Вторгаться к англичанам выгодно: когда шотландцы находятся на территории Англии, каждый раунд с поля необходимо убирать один красный блок (кроме нобилей). Норвежцы передвигаются по морю и могут атаковать с воды, но также требуют отдельного приказа.

После того, как оппоненты сыграли по одной карте, начинаются боевые действия в спорных областях.


Войдя в локацию с противником, подразделения останавливаются, а затем переходят к боевым операциям, длящимся три раунда. Блоки вскрываются и атакуют согласно буквенным обозначениям. Как вы помните, количество кубиков и попадания зависят от показателей подразделения и его "повёрнутости". 


Прибывшие в область с разных сторон атакующие отряды делятся на основные силы и резерв, который вступит в бой со второго раунда. В свою очередь, атакуемый игрок может до сражения вывести часть подразделений в соседнюю, не занятую врагом область. Но сделать это можно только при условии, если атакующих блоков меньше, чем атакуемых - "излишки" можно спасти...

Во втором и третьем раундах также можно вместо боя отступить в соседнюю область, соблюдая определённые правила. Если отступать некуда - подразделение уничтожается. Тем не менее, если в течение трёх раундов атакующий не смог захватить область, он обязан отступить, а в случае победы может продвинуться в соседнюю нейтральную или подконтрольную область.

При обороне нобили имеют преимущество, если находятся в своей области (гербы на блоке и на поле совпадают).


Уничтоженный нобиль немедленно переходит в лагерь противника и выступает на стороне оппонента в следующем раунде с минимальной силой.


Специальные карты позволяют переманивать нобилей на свою сторону, ослабить армию противника, передвигать блоки из одной прибрежной области в другую, и так далее. Напомню, что текстовые карты имеют преимущество перед цифровыми.

После военных операций соперники вновь выкладывают с руки карты, вступают в бой и так далее, пока не будет сыграно пять раундов (либо две специальных карты одновременно). Затем начинается зима  - время чудес...


По первому снегу нобили возвращаются в свои имения (независимо от того, в какой локации находятся и кому из игроков принадлежат).  И тут начинается самое интересное: если родовое гнездо занято противником, то лояльный нобиль немедленно переходит на сторону оккупанта (замените блок). Если в имении союзные войска, то дворянин присоединяется к местному веселью. Некоторые специальные блоки (короли, Moray и т.д.) перемещаются и зимуют по особым правилам. 

В каждой области указано количество блоков, которое может пережить зимовку в данной локации.


Тем не менее, некоторые области благоволят шотландцам. Например: в Fife шотландцы могут иметь на один блок больше, чем указано на карте. Все "лишние" блоки уходят в резерв.

Затем Шотландцы, в зависимости от числового значения в области,  либо восстанавливают потрёпанные войска (поворачивают блоки по часовой стрелке), либо нанимают новые блоки с силой "один".

Англичане, в свою очередь, выставляют в Англию половину блоков (взятых случайным образом из резерва) с максимальной силой. Этого не происходит, если Эдуард I зимует в Шотландии.


Если в конце зимы прошедшего года Шотландцы контролируют от восьми нобилей, они могут выставить на поле блок французских рыцарей. 
Это далеко не все чудеса - существует возможность коронации.

Блоки Bruce или Comyn могут короноваться, когда блок Wallace уничтожен, а кандидат на корону контролирует область Fife. При выполнении обоих условий в локацию выставляется дополнительный блок короля (при этом кандидат также остаётся на поле). 

Но и это ещё не всё!  Если королём становится Bruce, то все нобили со светло-коричневым фоном (кроме Moray) немедленно встают на сторону англичан. Когда корону одевает Comyn, то дворяне с зелёным фоном немедленно присягают в верности Англии. 

С 1301 года можно короновать блок Balliol, но для этого французские рыцари должны присутствовать на поле. При этом блок короля выставляется в локацию с французскими рыцарями, а все нобили с зелёным фоном переходят на сторону англичан. 

После этих замысловатых перемещений карты действий перемешиваются, соперникам вновь раздаётся по пять карточек, и начинается новый шотландский год.

Что же нужно для победы?
 
Победа присуждается стороне, контролирующей все локации на игровом поле. Англия немедленно побеждает, уничтожив шотландского короля, а Шотландия, в свою очередь, - сняв с поля блок Эдуарда I или Эдуарда II (по обстоятельствам). В случае, когда время, отпущенное на партию, закончилось, а короли ещё здравствуют, побеждает игрок, контролирующий большинство нобилей.

Шотландия, Шотландия...

Игра подстать стране - необычная, с множество нюансов и недоступных пониманию обычному европейцу действий на карте. Боевая система (поворачивающиеся блоки, влияющие на количество кубиков) и принцип активации карт (приоритет специальных над цифровыми) аналогичны "Юлию Цезарю". Останавливаться на них не буду - впечатления схожи. Внимания заслуживают непостоянство нобилей и конечные цели сторон.

Ежегодные зимовки могут кардинально изменить положение на поле. Поставив под контроль провинцию, вы, одновременно, получаете нобиля, который мчится из вражеского лагеря с единственной целью - встать под флаг нового хозяина. Перебежчик, безусловно, ослабляет оборону покинутой провинции и делает её уязвимой или нейтральной в следующем году. Непостоянные нобили примечательны тем, что бессмертны. Стоит уничтожить подразделение врага, как оно тут же появляется в вашем лагере, правда, в достаточно потрёпанном виде. 

Англичане, несмотря на превосходство в наступательной силе и неограниченные резервы, испытывают множество трудностей, так как им приходится начинать с самого низа карты и пробивать себе путь вверх в то время, как шотландцы без особых усилий хозяйничают на большей половине территории к началу второго года.

Ощущения от игры шотландцами и англичанами абсолютно разные, поэтому рекомендую выступить за оба лагеря для получения максимальных ощущений. На мой взгляд, "Юлий Цезарь" легче и подойдёт для начала знакомства с серией игр от "Columbia games". "Молот шотландцев" предназначен для более подготовленных игроков, освоивших азы блочных варгеймов.
Полезные ссылки
Комментарии (8)
Наконец-то! С удовольствием знакомлюсь.
Snowtrooper   |   21.01.14
Разглядывая фотографии, захотелось разложить партию и навалять высокомерным бритам (или этим скотам в юбках) в очередной раз.(точит меч камнем) А в целом - спасибо за обзор с такими шикарными фотографиями, надеюсь скоро появятся новые игроки и фанаты блочных игр) Так держать!
Victor   |   22.01.14
Спасибо ещё раз за консультации :) Теперь ждёмс - даст Роман следующую заобзорить али не даст...
Gravicapa   |   22.01.14
Даст, куда денется:) Фотки и обзор класс! Только одно НО, ну почему все с кем я играл, называют аристократов - НОБИЛЯМИ??:)
Роман   |   22.01.14
Nobili di ieri e di oggi :) Не от названия вина же...
gravicapa   |   22.01.14
Заявки на рассмотрение еще актуальны? Хотелось бы увидеть обзор на Athens & Sparta
Мазукта   |   09.05.14
Передам Роману, всё от него зависит... Давно он игр от Каламбии на обзоры не давал, пора призвать его к порядку :)
Gravicapa   |   09.05.14
Спасибо. Бум ждать-)
Мазукта   |   09.05.14
Ваш комментарий:
Ваше имя: *
Ваш email:
Введите код: *
Кликните по картинке, если код не распознать
 
© 2011 Горшечников Александр